Уважаемые читатели «Учительской газеты»! Поздравляю вас с наступающим 2024 годом!
Уходящий Год педагога и наставника принес по-настоящему значимые плоды. Символично, что в этом году мы также отпраздновали 200‑летие со дня рождения выдающегося ученого, родоначальника научной педагогики в нашей стране Константина Дмитриевича Ушинского, а также 80‑летие Российской академии образования, правопреемницы АПН СССР.
События 2023 года позволили по-новому взглянуть на призвание учителя в современных реалиях. Возрастают престиж и значимость этой благородной профессии. Увеличивается популярность педагогических направлений среди абитуриентов – они входят в рейтинг лидирующих специальностей.
В 2023 году Центр развития образования РАО провел масштабное исследование, в котором приняли участие более четырех тысяч студентов-педагогов. За последние 20 лет для будущих учителей возросла значимость таких критериев выбора места будущей работы, как возможность карьерного роста (в 2003‑м – 31,2%, в 2023‑м – 39,3%), хороший коллектив (в 2003‑м – 23,6%, в 2023‑м – 28,3%) и – хочу обратить на это особое внимание – престижность (в 2003‑м – 13%, в 2023‑м – 24,2%). Еще одна позитивная тенденция – рост доли студентов педагогических вузов, желающих работать по специальности (в 2023‑м – 50%, в 2003‑м – 20%) или продолжать обучение по специальности (сейчас это каждый третий, в 2003‑м – 20%). 75% опрошенных твердо уверены, что найдут работу по специальности.
Напомню, что по решению президента нашей страны с сентября 2023 года студенты выпускного курса педагогических колледжей могут официально трудоустроиться в детские сады и школы по своему профилю. Раньше выйти на работу до окончания обучения могли только студенты вузов.
Учителя не меньше, чем родители, влияют на формирование мировоззрения юных граждан, обеспечивая преемственность поколений и активное развитие нашей страны. Важно, что при поддержке руководства нашей страны в образовательный процесс полноценно вернулось воспитание.
С 2023‑2024 учебного года в школах по всей России вышли на работу советники директора по воспитанию. Эта мера поможет более комплексно подходить к вопросам всестороннего развития учащихся и развитию их потенциала.
Отмечу также, что в современной системе школьного образования классные руководители играют важнейшую роль наставников, которые ежедневно направляют и воспитывают детей в коллективе. Это огромная ответственность, которая требует особой подготовки наставников и их поддержки. Эту необходимость отмечают и сами учителя. В Год педагога и наставника ученые РАО провели большое исследование, в котором приняли участие более четырех тысяч педагогов и директоров школ из всех федеральных округов нашей страны. Подавляющее большинство из них (более 83%) ответили, что участвуют в той или иной форме наставнической деятельности. Многие (75%) указали на то, что испытывают потребность в повышении квалификации по организации наставничества.
Чтобы поддержать наших дорогих учителей, учеными Российской академии образования в Год педагога и наставника разработана Концепция развития наставничества в Российской Федерации. В ней определены принципы наставнической деятельности, ее формы и механизмы. Это базовый документ, который могут использовать в прикладной работе образовательные и любые другие организации.
В поддержку концепции наши ученые также создали Этический кодекс наставника. Мы выделили 15 основных принципов, которыми он должен руководствоваться. Они основаны на традиционных нравственных ценностях российского общества и государства. Это уважение к личности и труду, преемственность традиций, законность, недопустимость аморальных форм поведения, ответственность и др.
Такие этические нормы всегда несколько идеализированы и требуют от наставника пристального внимания прежде всего к самому себе. Но, только имея столь высокие цели и ориентиры, мы можем воспитать наших детей и подростков в русле традиционных ценностей нашего общества.
Важно, что наставничество сегодня все активнее возвращается и в науку. Для тех ученых, которые сейчас занимаются наставнической деятельностью в подготовке начинающих исследователей, учрежден нагрудный знак «Наставник в науке» РАО.
Ни для кого не секрет, что работа по формированию мировоззрения и личного нравственного стержня молодого человека не заканчивается в школе. Поэтому в 2023 году учеными РАО при участии педагогов разработана научно обоснованная Примерная программа воспитания в вузах.
Она включает вариативные и инвариантные модули. Среди последних – деятельность студенческих объединений, студенческое самоуправление; профориентационная и социально значимая деятельность, ну и, конечно, наставничество. Сегодня нам, как никогда, важно создать условия для развития студентов, их постоянного совершенствования, чтобы на выходе из вуза видеть эрудированных, неравнодушных молодых людей с прочным нравственным стержнем и созидательным мировоззрением, способных адаптироваться к изменяющимся условиям.
Уважаемые коллеги! Позвольте еще раз поблагодарить всех, кто принимал активное участие в мероприятиях, приуроченных к проведению Года педагога и наставника. Хочется, чтобы те уважение и почет, которыми мы окружили учителей в эти 12 месяцев, во время этих событий, сохранились на все последующие годы.
Дорогие читатели «Учительской газеты», пусть в новом году, который решением президента объявлен в нашей стране Годом семьи, вас согревают тепло родных людей, поддержка коллег и вдохновение для реализации всех намеченных планов!
Ольга ВАСИЛЬЕВА, президент Российской академии образования
Комментарии