В 1992 г. в “УГ” (# 19) была опубликована моя статья “Образование в политике и политика в образовании”, в которой, в частности, обосновывалась идея развития образовательной индустрии. Сегодня ясно, что в условиях вхождения в рынок за годы так называемых экономических реформ она не имела шансов на реализацию. Анализ ситуации приводит к выводу, что к идее стоит вернуться, рассмотрев ее с учетом современных обстоятельств.
К пользователям образовательной индустрии относится практически все население страны. Номенклатура продуктов и услуг, производимых в сфере индустрии образования, чрезвычайно широка. В последние годы быстро растет объем платных образовательных услуг (репетиторство, дополнительные услуги в школах, обучение в вузах и т.д.).
Поэтому сам собой напрашивается вывод: потенциальная мощность образовательной индустрии составляет многие миллиарды долларов.
Так, исходя из явно заниженной оценки в 100 долларов ежегодно только частных затрат родителей на одного обучающегося, мы получаем 4 млрд. долларов в год. Оценка потребностей в учебно-методической литературе для школ и вузов дает количество 400 млн. экземпляров в год, что при средней цене 1,5 доллара за книгу приводит к сумме в 600 млн. долларов. К аналогичным выводам приходим, оценивая потребности в компьютерах, школьных кабинетах, мебели, одежде, школьном питании и т.п.
Оценка современного состояния индустрии образования в России печальна. Учебно-материальная база учебных заведений за последние 8-10 лет практически не обновлялась и сегодня за очень немногими исключениями находится в состоянии коллапса. Так, по данным анализа Всемирного банка, выпуск учебной литературы и литературы для детей и по количеству названий, и по тиражам находится на уровне первых послевоенных лет. По данным на конец 1998 г., во всех 66.000 школах страны имеется лишь 100.000 компьютеров, значительная часть которых морально устарела. Особенно плачевно состояние дел в сельских школах, составляющих большинство (около 40.000).
В системе разработки и распространения педагогической информации наблюдается противоречивая картина. По некоторым “модным” позициям (экономика, право, изучение иностранных языков) есть значительный рост и ассортимента, и объемов выпуска. По большинству других позиций (выпуск методических пособий, монографий, учебников и наглядных пособий для различных типов средних и высших учебных заведений) – резкое падение.
Сказанное приводит к выводу о явном снижении потенциала системы образования: при отсутствии необходимого набора современных средств обучения и жизнеобеспечения подготовка выпускников школ, профессиональных училищ, техникумов и вузов на современном уровне невозможна. Более того, система образования уже не в состоянии погасить такие нарастающие отрицательные тенденции, как ухудшение здоровья детей, рост криминогенности в подростковой и молодежной среде. Анализ всех показателей жизни и обучающих, и обучающихся приводит к выводу: продолжение существующей крайне пассивной политики в сфере образования – угроза национальной безопасности. Налицо деградация интеллектуального, культурного потенциала страны; быстро нарастает угроза жизни и здоровью (нравственному, физическому, психическому) новых поколений.
Происходящее – результат действия остаточного принципа по отношению к образованию. Хотя в Указе # 1 Президента России образование и было провозглашено главным приоритетом, на деле это не так. Достаточно сказать, что положение Закона “Об образовании”, согласно которому не менее 10% национального дохода страны направляется в сферу образования, никогда не выполнялось. В то же время в Южной Корее, Японии, Китае проблеме человеческого капитала уделялось главное внимание: на этапе модернизации в сферу образования направлялось до 20-25% валового национального продукта. Без подготовки в этот период квалифицированных кадров осуществленный в этих странах технологический прорыв был невозможен.
Очевидно, что экономический кризис будет углубляться до тех пор, пока не начнет развиваться отечественная промышленность. Естественен вопрос: какая отрасль первой начнет заметный рост производства?
Учитывая необъятность российского рынка образовательных продуктов и услуг, относительную простоту производства, убедительной представляется гипотеза о том, что образовательная индустрия является той сферой, с которой разумно начинать эффективное производство.
В силу своей природы индустрия образования может стать тем локомотивом, который потянет за собой отечественные базовые отрасли: издательская деятельность – полиграфическую и бумажную промышленность, производство одежды для школьников – легкую и швейную промышленность, развитие информационного направления – отечественную электронику.
Сформулированный тезис о приоритетности индустрии образования подкрепляется ее социальной значимостью.
Подъем индустрии образования – реальный шаг к перераспределению ресурсов в сферу образования, а следовательно, и к изменению бедственного положения как работников системы, так и учреждений образования.
С развитием индустрии образования возникают предпосылки (дистантное образование, передвижные кабинеты и т.д.) к созданию равных возможностей в получении образования для сельских и городских жителей, для жителей центральных и отдаленных регионов. Экономически грамотная постановка дела поможет заметно снизить цены на образовательные продукты и услуги и уменьшить разрыв в доступности образования, который существует сегодня между малоимущими и обеспеченными слоями.
Предлагаемое решение позволяет создать большое число новых рабочих мест, вымываемых сегодня из сфер науки, культуры, оборонной промышленности, реального производства.
Рассмотрим условия и механизмы реализации программы развития индустрии образования.
Скорость реализации программы определяется скоростью роста инвестиций. Чтобы ее повысить, требуется:
1. Увеличить размеры бюджетного финансирования сферы из федеральных и региональных источников;
2. Ввести налоговое благоприятствование для отечественных производителей, отечественных и зарубежных инвесторов (в этой связи уместно вспомнить Указ # 1 Президента России);
3. Ввести ограничения на рентабельность производства для сферы образования по всем производственным цепочкам;
4. Реанимировать систему распространения, обеспечивающую доведение продукции до потребителей во всех регионах страны по умеренным ценам;
5. Принять меры для роста экспорта образовательных продуктов и услуг (учитывая авторитет российской системы образования и наличие большой русской диаспоры в дальнем и ближнем зарубежье, это реально).
Главное условие запуска описанной программы действий – проявление политической воли. Это реально, поскольку она отражает интересы различных слоев общества:
– забота о детях – природный инстинкт;
– в отличие от других сфер жизни образование является сферой, в которой необходимость государственного регулирования общепризнана;
– в рамках предстоящих избирательных кампаний и дискуссий о путях развития страны можно рассчитывать на поддержку данной программы со стороны различных политических сил.
Учитывая масштаб предстоящей работы, целесообразно разработать межотраслевую программу и придать ей статус специальной федеральной программы.
В основе остаточного принципа по отношению к образованию лежит очевидная недооценка важности роли образования на современном этапе развития России. Так, общепризнана необходимость национальной идеи согласия, общей для различных политических, общественных сил и движений. Но единственная область, которая может объединить усилия всего общества вокруг конструктивной программы действия, это именно сфера образования: судьба собственных детей и внуков волнует каждого.
Речь идет об обретении народом России новой культуры, на формирование которой совсем не случайно в других странах ушли столетия. Главный источник культуры – образование. Система образования может и должна помочь людям стать сознательными участниками реформ. Только при условии развертывания соответствующих образовательных программ могут начаться более динамичные процессы изменения ментальности, процессы становления человека, ответственного за личную судьбу, за судьбу страны.
На фоне обострения межэтнических конфликтов, поиска системы взаимодействия федерального центра и регионов особое значение приобретает интеграционная функция образования. Единое образовательное пространство России (и более широко – СНГ, где проживают десятки миллионов русских) – необходимое условие противодействия дезинтеграционным тенденциям, фактор гражданского мира, важное условие построения новой системы сотрудничества наций и регионов.
Сказанное приводит к выводу: образование должно рассматриваться как приоритет # 1, как ведущий фактор согласия и прогресса.
Александр АБРАМОВ,
член-корреспондент РАО
От редакции
Нам стало известно, что Министерство образования РФ имеет собственную программу “Индустрия образования”. “УГ” согласна со многими позициями автора предлагаемой статьи и надеется, что они будут учтены при утверждении нового документа.Представляется очень конструктивным предложение автора о разработке межотраслевой программы в поддержку образования. Она фактически уже заложена в перечне поручений председателя правительства В. Путина по итогам доклада и.о. министра образования В. Филиппова “О подготовке образовательных учреждений России к началу 1999-2000 учебного года” (см. “УГ” # 34. – Прим.ред.).Редакция будет очень тщательно следить и информировать читателей за выполнением и этого, уникального по сути, документа, способного помочь становлению индустрии образования.
Комментарии