Введение ФГОС второго поколения предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно ориентированных технологий. Мы широко используем организационно-деятельностные игры. Они не только оживляют воспитательную работу, но и позволяют формировать базовые компетенции обучающихся. Формирование устойчивых познавательных интересов, УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах обеспечивает воспитание способностей к самостоятельности, самообразованию и саморазвитию.Классный час «Мы за безопасность!» можно включать во внеклассную работу по направлению «Гражданское воспитание». Так как мероприятие предполагает формирование гражданской активности и самосознания высокого уровня, целесообразно реализовывать его с учащимися среднего звена.
Цель: проживание идеи, что потребность в безопасности необходима каждому. Задачи:- формировать знания о причинах пожаров, правилах борьбы с ними, возможных последствиях, правилах предотвращения пожаров;- развивать навыки предвидения опасных жизненных ситуаций, творческие способности при составлении плана выхода из возможных ситуаций, навыки оказания доврачебной помощи;- развивать навыки работы в группе, чувство сплоченности;- дать представление о профессии пожарного;- воспитывать чувство уверенности в себе в экстренных ситуациях и ответственность за жизнь других людей;- воспитывать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности;- воспитывать гражданскую активность;- формировать рефлексивную культуру школьников.Формы и методы: соревнование, групповая работа, мозговой штурм, выполнение проектов, тренинг, опрос, беседа, элементы французской мастерской.Оборудование: мультимедиа, интерактивная доска, изображение пожарных знаков, медицинские принадлежности для оказания первой медицинской помощи, листы бумаги формата А2 с нарисованным четырехэтажным зданием, карточки с заданиями, жетоны для рефлексии.Ценность данного занятия – в использовании региональной информации, а также информации, касающейся личной безопасности учащихся в школе. Для проведения классного часа были привлечены специалисты Абаканской пожарной части Республики Хакасия. Необычная форма подачи материала позволяет привлечь внимание к изучению темы в любом возрасте.Ход классного часаВедущий: Одно из важнейших чувств в жизни каждого человека – чувство безопасности. Без него существование человека становится невыносимым. В мире много опасностей: природных и созданных руками человека. Но одна из самых страшных бед – огонь. (Дальше необходимо привести местную статистику – сколько было пожаров в городе, поселке, районе за последний год, месяц, сколько человек пострадало.)Кто может обеспечить нашу безопасность? О ком и о чем сегодня пойдет речь? Ребята: Мы будем говорить о пожарных и нашей безопасности.На интерактивной доске – название занятия.Учитель: У вас на столах зеленые листки. В них отражены разные стороны вашей работы. В столбце «Я хотел бы достичь» отметьте знаком «плюс» то, что бы вам хотелось осуществить в ходе нашего занятия. (См. табл. 1.)Ведущий: Работа пожарного сложна и опасна. О ней может рассказать представитель Абаканской пожарной части.Гость: Пожары – одна из традиционных сезонных бед Хакасии. Что неудивительно для региона, 60% территории которого покрыто лесом. И пожары, как и ДТП, выглядят чем-то неизбежным: меры, предпринимаемые в лесничествах, помогают лишь уменьшить ущерб от огня, но не полностью предотвратить возгорание. В среднем за год происходит от 100 до 300 пожаров, от которых страдает до 3000 гектаров леса. Количество зависит от погодных условий. Понятно, что при непрекращающихся дождях, когда все буквально пропитано влагой, гореть попросту нечему. А вот засушливое лето – время, когда лес вспыхивает, кажется, сам по себе. В этом году пожары обрушились на наш регион еще весной, пострадали десятки населенных пунктов, погибли люди…Что касается наиболее опасных мест, то среди них значится Усть-Абаканский район (Сосновый бор), Бейский район (Бондаревский бор), Аскизский район (территория близ озера Баланкуль, поселков Аскиз и Бирикчуль) и так далее. При этом время наибольшей вероятности возгораний – конец весны и начало лета. Пожарный работает в любую погоду. Огнеборцев подстерегает много опасностей. Всегда есть опасность обрушения высокого сгоревшего дерева или постройки, сильного задымления, работы на высоких зданиях в населенных пунктах.Приходится общаться с некоторыми невоспитанными и неграмотными людьми, следить за порядком в городе, неся ответственность за жизнь и здоровье людей. Пожарные работают в тесном контакте с другими силовыми структурами. Дежурная часть роты круглосуточно принимает любые сигналы. И, в случае если беда пришла, быстро реагируют и спешат на вызов. Вообще хорошая работа заключается не в количестве выявленных нарушений, а в значительном снижении при этом риска пожаров с тяжелыми последствиями. Ведь пожарному, как и любому человеку, больно и страшно видеть последствия пожаров. И от того, как сработает пожарный расчет, зависит обстановка в городе. Ведущий: Ребята, если у вас есть вопросы, можете их задать гостю. Ребята: По каким причинам в нашем городе чаще всего вспыхивает пожар?Гость: Чаще всего за последнее время пожары случаются из-за неправильной эксплуатации печного устройства, электропроводки, самодельных отопительных приборов. Это приводит к плачевным последствиям.Ребята: Что и кто помогает вам в работе?Гость: При тушении пожара Абаканская пожарная часть имеет в распоряжении пожарные машины, лестницы, пожарные подъемники, и всегда на помощь приходит Абаканское транспортное предприятие.Ведущий: Спасибо нашему гостю за интересную беседу. Мы приглашаем его оценить работу команд.Пожарные выполняют очень важную работу. Но чаще всего они появляются тогда, когда беда уже пришла в дом и последствия неминуемы. Лучше всего, чтобы таких ситуаций не возникало. Девизом нашего с вами занятия является фраза (она появляется на интерактивной доске): «Чтобы не бояться опасности, надо знать, чем она грозит и как ее предупредить». Чтобы сохранить свою жизнь и жизнь близких людей при пожаре, надо многое знать и уметь. Сегодня мы попробуем с помощью этих знаний потушить виртуальный пожар. Ведущий демонстрирует изображение горящего здания. Дверей в здании столько же, сколько команд. Ребята разбиты на команды заранее. Ведущий: Каждой команде предстоит потушить четыре этажа (это число этапов). Но прежде команды должны «пройти квалификацию» и «получить допуск» к тушению пожара. Я покажу пожарный знак, вы должны поднять карточку с правильным ответом (карточки лежат на столах):1. Знак перечеркнутой сигареты.2. Знак перечеркнутой горящей спички. 3. Знак, на котором нарисованы кран и перечеркнутый огонь.4. Треугольный знак, в котором изображен огонь.Молодцы, ребята! Теперь вам предстоит с помощью своих знаний погасить огонь в горящих этажах дома. Первый этаж – «лингвистический»: вам необходимо устно ответить на вопросы (на обдумывание и формулировку ответа – 1 минута). За каждый правильный ответ 1 балл (капитаны команд называют номер вопроса, чтобы не путаться, на доску вывешена таблица с номерами вопросов; при выборе номер вопроса зачеркивают):1. Что такое пожар?2. Причины пожаров.3. Перечислите все возможные средства тушения пожара.4. Чем отличаются низовые пожары от верховых и какие опаснее?5. Какие из видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера имеют наиболее серьезные прогнозируемые последствия?6. Чем печально знаменита дата 26 апреля 1986 года?7. Какие виды возгораний нельзя тушить не только водой, но и пенным огнетушителем?8. Почему горящие жидкости нельзя тушить водой?9. Как правильно вызвать пожарную команду?Правильные ответы в приложении.Ведущий: По оценке жюри команды получают следующие баллы.Ведущий или его помощник быстро пишет баллы в окне здания над названием команды, убирая с окна жетон с изображением огня.Ведущий: Теперь вам предстоит справиться с огнем на втором этаже – «экспериментальном». Ребята, на интерактивной доске вы видите различные варианты пожаров (появляются иллюстрации). Вам необходимо определить ваши действия в данных ситуациях. На обсуждение 3 минуты. Ситуации А) От непотушенного костра в лесу началось возгорание хвойного дерева. Ваши действия.Б) Как выходить из зоны лесного пожара? В) Каковы должны быть ваши действия, если из работающего телевизора или другого электроприбора пошел дым?Г) Как быть, если загорелся пролитый возле гаража бензин?Д) От пожара в квартире образовался едкий густой дым. Что делать?Е) Как действовать в случае возгорания одежды на человеке? Объясните, на чем основаны эти действия. Для того чтобы человек был защищен от пожаров, в школе существуют определенные правила пожарной безопасности, в том числе и правила порядка действий при пожаре. Вы их видите на доске. Задание: расставьте действия при пожаре в нужной последовательности. На листке запишите только буквы, под которыми стоят действия (в нужном порядке). Какое слово получилось? Й) Тушить пожар имеющимися средствами. О) Немедленно сообщить о случившемся происшествии пожарной охране по телефону 01, назвав адрес учреждения, место пожара и свою фамилию.Е) Принять меры по эвакуации учащихся и сотрудников.К) Сообщить о случившемся пожаре руководителю учреждения (дежурному администратору).Перед вами план эвакуации средней школы №20 города Абакана (изображение на интерактивной доске).В каком направлении вы будете двигаться (покажите), если… А) в кабинете № 9 сильное задымление…Б) в столярной мастерской пожар…В) в кабинете музыки загорелась электропроводка…На размышления 30 секунд. Ведущий: Жюри выставляет баллы, а мы переходим на третий уровень. Там огонь еще полыхает. Этаж «медицинский». Нередко человек, побывавший на пожаре, получает ожоги разной степени тяжести. Как помочь человеку? Перед вами на столах лежат предметы, используемые при первой помощи в разных ситуациях. Покажите, что и как вы будете использовать при ожогах 1, 2, 3А степеней? На подготовку ответа – 5 минут. Капитаны, подойдите ко мне для жеребьевки. Капитаны вытягивают карточки, где написана степень ожога. Правильный ответ – в приложении.Ведущий: Жизнь, как бы сложна она ни была временами, замечательна. Недаром все мы так дорожим ею. Однако на свете существуют опасности, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять ее. Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы, как избежать их или победить в возникшей критической ситуации. Я вас всех приглашаю к совместной работе. Четвертый этаж – «французская мастерская». Здесь нам помогут знания средств пожаротушения. Вам предстоит создать динамическую таблицу. Каждой команде розданы карточки с изображением огнетушителей. Вам надо подобрать название пожсредства и его назначение. На работу – 1-2 минуты.Правильные ответы – в приложении.Ведущий: Пожар в здании почти потушен. Осталась крыша. Вам нужно выполнить последнее, проектное задание. Чтобы обезопасить себя от возможных бед с огнем, необходимо знать заранее места возможного возникновения пожара. Я предлагаю составить списки потенциально опасных объектов:- в школе;- в районе школы;- в городе – объекты, где могут пострадать большое количество людей.Правильные ответы – в приложении.Ведущий: Капитаны, подойдите за заданиями. Задания на листках. Каждый капитан берет 1 задание наугад.Ведущий: Наше виртуальное здание спасено. Люди эвакуированы. Им оказана первая помощь. Перед тем как будут объявлены оценки жюри, я предлагаю вам оценить свою работу самим. Возьмите листки, с которыми мы работали в начале занятия. Взгляните на колонку «Я хотел бы достичь» и подумайте о том, чего вы достигли, отметьте знаком «плюс» в колонке «У меня получилось». (См. табл. 2.)Все команды действовали четко. Но лучшей сегодня, по итогам оценки жюри, стала команда (называет команду). Она продемонстрировала максимум сообразительности, решительности, проницательности. Ребята, сегодня вы все были молодцы! И не важно, выиграли вы или проиграли, главное – вы четко знаете: «Наша безопасность во многом зависит от нас самих! Кто, если не я?!»Литература1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения.2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Данилюк, А.Кондаков, В.Тишков. – М.: Просвещение, 2011.3. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевская П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным. – М.: Просвещение, 1998.4. Брусенцев В.Ф. Охрана труда и противопожарная безопасность. – М.: Колос, 1995.5. Воспитание школьников. 2002, № 10.6. Дорога к согласию / Под ред. Н.И.Беловой. – СПб.: Корифей, 1999.7. Ильин А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. – М.: Эксмо, 2003.8. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. – М.: Просвещение, 1994.9. Первая медицинская помощь. / Под ред. В.И.Покровского. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.10. Это должен знать и уметь каждый. Памятка для населения. – М.: Воениздат, 2013.Приложение. Правильные ответы«Допуск»1. Знак перечеркнутой сигареты (запрещается курить). 2. Знак перечеркнутой горящей спички (запрещается пользоваться открытым огнем). 3. Знак, на котором нарисованы кран и перечеркнутый огонь (запрещается тушить водой). 4. Треугольный знак, в котором изображен огонь (осторожно, легко воспламеняющиеся вещества). Если команды угадали знаки, то они получают допуск. Их названия пишут на фишках, которые прикрепляются на подъезд «горящего» дома. Первый этаж – «лингвистический»1. Что такое пожар? Ответ: пожар – это горение, в результате которого бесполезно и безвозвратно уничтожаются или повреждаются материальные ценности, создается опасность для жизни и здоровья людей.2. Причины пожаров? Ответ: пожары случаются из-за неправильной эксплуатации печного устройства, электропроводки, самодельных отопительных приборов, безответственного обращения с огнем.3. Перечислите все возможные средства тушения пожара. Ответ: все, что снижает температуру (холодная вода, песок) и ограничивает доступ кислорода (мокрая ткань и т. д.).4. Чем отличаются низовые пожары от верховых и какие опаснее? Ответ: низовые пожары охватывают нижнюю часть растительности, верховые – верхние ярусы леса. Верховые быстрее переносятся, огнем и дымом охватываются большие пространства.5. Какие из видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера имеют наиболее серьезные прогнозируемые последствия? Ответ: пожары.6. Чем печально знаменита дата 26 апреля 1986 года? Ответ: авария на Чернобыльской АЭС.7. Какие виды возгораний нельзя тушить не только водой, но и пенным огнетушителем? Ответ: объекты под напряжением.8. Почему горящие жидкости нельзя тушить водой? Ответ: горящие жидкости могут растечься по поверхности воды, и площадь горения увеличится.9. Как правильно вызвать пожарную команду? Ответ: набрать по телефону 01, сообщить свои ФИО, сообщить о пожаре, назвать точный адрес.Второй этаж – «экспериментальный»На листке должна получиться последовательность из букв «ОКЕЙ».Третий этаж – «медицинский»Ответ: первая помощь состоит в прекращении действия поражающего фактора. Следует потушить горящую одежду, вынести пострадавшего из зоны пожара. Для прекращения воздействия температурного фактора необходимо быстрое охлаждение пораженного участка тела путем погружения в холодную воду, под струю холодной воды. Для обезболивания пострадавшему дают анальгин (пенталгин, темпалгин, седалгин). До прибытия врача дают пить горячий чай, кофе, щелочную минеральную воду. На обожженные поверхности после обработки их 70-процентным этиловым спиртом или водкой накладывают асептическую повязку. Под повязку на пораженный участок тела можно нанести порошок чистой пищевой соды. При обширных ожогах пострадавшего завертывают в чистую ткань и немедленно доставляют в больницу. Что должны продемонстрировать дети:1. Полить предполагаемую ожоговую поверхность водой.2. Дать пострадавшему таблетку анальгина.3. Обработать поверхность этиловым спиртом.4. Нанести порошок чистой пищевой соды.5. Наложить асептическую повязку (используя стерильный перевязочный материал).6. Дать выпить горячего чая или кофе.7. Вызвать при необходимости врача.1-я степень ожога – выполнить пункт 1 (при необходимости № 5).2-я степень ожога – выполнить пункты 1-6.3-я степень ожога – выполнить пункты 1-7.Четвертый этаж – «французская мастерская»Ребята должны составить динамическую таблицу (см. табл. 3).Проектное заданиеОтветы: – список опасных объектов в школе: столовая, спортзал, кабинеты труда, химии, физики, информатики;- список опасных объектов в районе школы №20: трансформаторные будки, здания других учебных заведений;- список опасных объектов в городе, где может пострадать большое количество людей: все общественные места (библиотеки, кинотеатры, магазины и т. д.).Светлана КАТКОВА, учитель немецкого языка; Наталья НИКОЛАЕВА, учитель географии, средняя школа №20 города Абакана Республики Хакасия
Комментарии