В Москве названы абсолютные победители Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2021 в восьми номинациях: «Молодые управленцы», «Молодые руководители дошкольных образовательных организаций», «Молодые классные руководители», «Молодые педагоги дополнительного образования», «Педагог-наставник», «Молодые учителя», «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций», «Молодые педагоги-психологи».
Кто они, участники главного состязания для педагогов и руководителей образовательных учреждений с небольшим стажем работы? Как поддерживает конкурс Общероссийский Профсоюз образования?
Конкурсу «Педагогический дебют» 16 лет. Почему его активно поддерживает Общероссийский Профсоюз образования? Вот и в этом году победители одной из самых массовых номинаций «Молодые учителя» получили отличный приз – приглашение (и оплату всех расходов) на XI Всероссийскую педагогическую школу профсоюза. На мой журналистский взгляд, все просто: конкурс объединяет интересных, ярких, молодых людей, формирующих будущее образования, в жюри звездные люди, организуют региональные этапы и всероссийский финал настоящие мастера.
На открытии «Педагогического дебюта» участников вдохновил выход на сцену «выпускников» конкурса разных лет. Один из них, Владимир Обласов, учитель года, директор ульяновской школы, пел о московских окнах. Все искренне желали успехов нынешнему составу. И несложно было поверить сопредседателю оргкомитета конкурса, президенту Ассоциации лучших школ Ахтаму Чугалаеву: «Сейчас ваша жизнь делится на две части – до конкурса и после. Вы с этого конкурса уедете другими, потому что у вас появится огромное количество друзей – в каждом уголке нашей страны будет кто-то, с кем вы сможете поделиться радостью, посоветоваться и просто поговорить».
А председатель жюри, декан факультета педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Басюк пообещал: «Педагогический дебют» для многих из вас откроет дорогу в другие профессиональные конкурсы. Тот опыт, который приходит на конкурсе, вы нигде не приобретете. В том числе опыт общения с жюри…»
Все стало сбываться немедленно, ведь начались испытания. Их набор почти у каждой номинации свой. Но главная задача одна – ты представляешь себя, свой опыт, выступая перед коллегами, а коллеги (не только жюри) внимательно тебя слушают и учатся. Затем учишься ты.
Владислав Тимошенко, учитель истории из Краснодарского края, показал «Черный квадрат» Малевича. Он считает, что «из пустоты рождается творчество. Настоящее искусство для учителя – заполнение пустоты, разжигание у детей любви к своему предмету». И затем представил свою систему работы с понятиями, которая помогает детям лучше запоминать факты.
Оксана Язева, учитель начальных классов из Архангельской области, использует приемы театральной педагогики, ведь она позволяет сделать школьное образование увлекательным и эмоциональным, повышает мотивацию к обучению, прививает любовь к чтению, создает пространство для неформального общения.
Иногда конкурсанты разных номинаций, не видя друг друга, будто ведут невидимый диалог. Завуч из Оренбургской области, педагог-наставник Екатерина Хайрова говорила о том, что, увы, остается актуальной проблема – молодые педагоги не идут в школу: маленькая зарплата, загруженность, большая отчетность, неуважительное отношение к профессии в СМИ, среди родителей…
А участница номинации Эльвира Ягудина, заведующая детским садом «Синяя птица» из Саратовской области, рассказала, как, формируя коллектив, создавала благоприятные условия для новых сотрудников, в том числе молодых. Эльвира Фатиховна считает, что текучесть кадров связана не столько с низкой заработной платой, сколько с психологическим дискомфортом, который испытывает человек на новом месте работы. «Первые две-три минуты собеседования с потенциальным сотрудником – самые важные. Угощаю его чаем или кофе в кружке с логотипом нашего детского сада, предлагаю дизайнерский блокнот и ручку для записи информации, обращаюсь по имени…» А еще руководителю детского сада очень помогает сильная профсоюзная первичка, в которой состоит 100% коллектива. Текучести кадров в этом саду нет!
Обязательный элемент программы на конкурсе «Педагогический дебют» – встречи конкурсантов с интересными людьми и представителями организаторов. На вечере Общероссийского Профсоюза образования куратор молодежного педагогического движения Дмитрий Голубев рассказал о Совете молодых педагогов и клубе «Наставник» при ЦС профсоюза, привел 12 аргументов за участие в молодежном движении и профсоюзной деятельности. Один из них очень близок конкурсантам – повышение квалификации. Выступление завершилось, а разговор с молодыми педагогами не заканчивался. Возник интерес и к нашей газете, у нас даже появился кандидат в авторы – Мария Криушина, филолог из Ленинградской области. Оценить журналистские качества Марии мы смогли уже на другой день, когда она задала интересный вопрос Ларисе Тутовой, сопредседателю оргкомитета конкурса «Педагогический дебют», лауреату конкурса «Учитель года России»-2011:
– Как на вас, ваш профессиональный рост, развитие повлияло конкурсное движение, участие в «Учителе года»? Хочется понять, как может и наша жизнь измениться…
– Я шла на конкурс со страхом: «Ой, не знаю, не могу, есть кто-то лучше меня, не получится». Вам это знакомо, наверное… Но стоит сделать первый шаг, понимаешь – пути назад нет. Именно конкурс повлиял на дальнейшие изменения во всей моей жизни.
После конкурса Лариса Николаевна, когда-то учитель и директор школы в Ростовской области, стала депутатом Государственной Думы, недавно была избрана на новый срок.
В финальный день победители всех номинаций стали участниками трехсерийного ток-шоу «Профессиональный разговор» на тему «Ценности и смыслы современного образования». Одну из серий – для молодых педагогов дополнительного образования, воспитателей, педагогов-психологов – провела секретарь – завотделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина.
Начали со знакомства. Накануне Елена Станиславовна тщательно изучила биографии конкурсантов, и ей было о чем с ними поговорить. А затем она огорошила собеседников вопросом: «Какую тему для обсуждения на ток-шоу вы бы сами предложили и почему?» Перешли к ценностям, которые важны для конкурсантов и которые они хотели бы передать детям. Как это сделать? Если ребенок не хочет принимать ценности педагога, как его заинтересовать? Очень предметный и вместе с тем аналитический разговор вышел на финишную прямую вопросом: «Зачем каждый из вас пришел на конкурс?» На него наверняка захотели бы ответить участники «Педагогического дебюта» всех лет. А вот как ответила часть победителей 2021 года.
Юлия Ярлыкова (Липецкая область): Чтобы выйти из зоны комфорта, проверить стрессоустойчивость. Для дальнейшего роста!
Данил Титов (Сахалинская область): Устал от рутины. Конкурс – выход за рамки.
Станислав Воеводов (Краснодарский край): Реализация себя.
Мария Румянцева (Санкт-Петербург): Интересный опыт. Завтра я стану лучшей версией себя.
Виктория Мавлеткулова (Сахалинская область): Пришла за мотивацией для своих коллег и родителей учеников. Хочу, чтобы в меня верили.
Дмитрий Алексеев (Новосибирск): Поборол страх публичных выступлений. Приехал посмотреть на конкурс, себя показать, пообщаться с потенциальными работодателями.
Ксения Барсова (Саратовская область): Желание получить опыт от коллег, презентовать свой опыт, показать школьникам, что даже человеку из сельской местности можно достичь высот.
Мариам Колембаева (Оренбургская область): Узнать, в правильном ли направлении двигаюсь, туда ли иду.
Людмила Семченко (Ростовская область): Для саморазвития. Чтобы по возвращении свое вдохновение, свои знания подарить детям, коллегам.
Сухой остаток любого конкурса – абсолютный победитель. Как хорошо, что на «Педдебюте» он не один! Уверена, эти имена будут звучать в системе образования:
Ксения Барсова, педагог-психолог средней школы села Ивантеевка имени И.Ф.Дремова, Саратовская область;
Станислав Воеводов, воспитатель детского сада №24 комбинированного вида Краснодара;
Александра Гимранова, учитель русского языка и литературы средней школы №48 Кирова;
Надежда Голиней, заведующая детским садом «Конструктор успеха» Перми;
Ирина Добровольская, заместитель директора средней школы №82 Новосибирска;
Анастасия Романова, учитель начальных классов средней школы №82 Новосибирска;
Мария Румянцева, педагог дополнительного образования Санкт-Петербургского городского центра детского технического творчества;
Марина Обухова, директор средней школы №47 имени Д.С.Лихачева Петроградского района Санкт-Петербурга.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии