Теперь посмотрим, как устроен базисный учебный план в Финляндии. Этот учебный план органически соединяет централизованный и децентрализованный учебные планы. Тут дается, например, на родной язык и литературу то количество часов, которое выделяется на первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый классы (в седьмом классе литературы не было, но это не значит, что ее не было вообще, просто говорить в седьмом классе о литературе, видимо, считают не очень умным). Что значат языки А и Б? Это два разных языка – финский и шведский, кто какой хочет, тот такой язык и изучает. Количество часов в плане означает, что больше обозначенного на эту образовательную область отдавать нельзя.
Окончание. Начало в №№17-18Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Теперь давайте сравним финский базисный учебный план с тем базисным учебным планом (вариант один), который представлен группой Кондакова на сайте.
По мнению авторов проекта стандарта группы Кондакова, вариативность задается во второй половине дня. Я категорически утверждаю, что это очень плохо. Как человек, двадцать пять лет проработавший в школе, могу сказать, что это называется «посадить детей еще на десять часов в неделю за парту». Особенно мне нравится патриотическое воспитание: представляю, как учеников второго класса учительница посадила за парту и читает до боли знакомое стихотворение: «Из класса в класс переходя, там движется народ, вся жизнь великого вождя передо мной встает». «Я поведу тебя в музей»,- сказала мне сестра…» Будет так и только так, потому что, чтобы повести ребенка куда-нибудь, его нужно переодеть, а в школе нет для этого условий, потому что надо писать приказ о том, что этот учитель, выводя ребенка за пределы школы, берет на себя ответственность за его жизнь и здоровье. Кроме того, нужно собрать с родителей заявления, что они отпускают ребенка с этим учителем, а всех, кого не отпустили, нужно собрать в школе и занять. Все это нужно делать каждый день. Не будет никаких спортивных секций, в наших школах негде переодеться и негде помыться, а наши спортивные залы не пропускают даже тех, кто идет на уроки физкультуры, поэтому на уроках физической культуры мы будем изучать историю Олимпиад и проекты подготовки города Сочи к Олимпийским играм 2014 года. Конечно, в школе у Рачевского все будет не так, но это будет исключение из общего правила.
Как-то я задал себе вопрос, когда в первый раз в жизни я сделал осознанный выбор, и сам себе ответил: когда женился. В школу, которая была во дворе, меня отдали родители, потом они же меня перевели в замечательную физико-математическую школу, которой я обязан всем своим образованием. Потом я понял, что, кроме как в педагогический вуз, поступить не смогу, после окончания вуза по распределению пришел в школу №381, где и женился.
Полное отсутствие опыта выбора не способствует тому, чтобы процесс удачи был высоким и все положительные результаты – скорей исключениями из правил, которые подтверждаются. Не будет выбора, не будет возможностей. Для того чтобы появилась возможность развития у школы, нужно снизить учебную нагрузку, дать возможность выбора внутриобразовательных областей региону и школе, и так далее. Если этого не будет, то не получится школы, дающей возможности своим ученикам на получение качественного образования. Ибо:
ВОЗМОЖНОСТЬ – благоприятное условие, обстоятельство; ситуация, при которой можно что-нибудь сделать.
Комментарии