Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования получил статус федеральной инновационной площадки. Институт разработал принципиально новую модель по построению непрерывной системы повышения квалификации по индивидуальной образовательной программе с использованием тьюторского сопровождения и ресурсов сети Интернет. Независимая экспертная комиссия оценила разработку института как инновацию.
Любопытно, что ноу-хау архангельских педагогов можно использовать не только в сфере образования. одель
Организационно обучение по новой системе выглядит приблизительно так. У конкретного учителя появилась потребность пройти курс повышения квалификации. Он отправляет заявку в областной ИППКРО через специальный интернет-сайт. На этом же сайте этот педагог проходит, спокойно сидя у себя дома или в классе, диагностику, после которой получает результат, резюмирующий, что именно должно входить в его личный дополнительный курс обучения.
Исходя из результатов диагностики и личных пожеланий педагогу подбирается индивидуальная образовательная программа повышения квалификации. При этом он может обучаться дистанционно, а может приезжать в институт, а также выбрать смешанные формы обучения. Ему назначаются педагоги по тому или иному предмету и личный наставник – тьютор, который сопровождает его на всех этапах прохождения курса.
Елена ХАРЛОВА, преподаватель информатики из гимназии №6 города Архангельск, уже прошла обучение по новому методу. Об этом опыте она рассказывает с явным удовольствием:
«Я считаю, что обучение по индивидуальной образовательной программе, несомненно, гораздо эффективнее, чем в группе, как мы привыкли традиционно. Первый плюс новой системы я вижу в том, что программа составлена индивидуально для меня, причем я сама ее по сути и составляю, включая в программу только те модули, которые считаю для себя нужными. На групповых курсах порой случается так, что один и тот же материал слушаешь во второй и в третий раз либо получаешь такую информацию, которая тебе для работы в принципе и не нужна. А здесь ты берешь только то, что тебе необходимо. Это, наверное, самое важное преимущество нового метода. Второй плюс – если при традиционном способе повышения квалификации нужно недели на две отрываться от своей работы, то здесь я могу выбранные мной модули посещать тогда, когда мне удобно. Затем – само наличие тьютора – спасибо ему большое! Это человек, который всем процессом руководит, мою программу дорабатывает, который меня всегда предупредит, что с такого-то числа начинается такой-то модуль, который я должна прослушать. Еще один плюс – разнообразие форм. Одни модули я проходила дистанционно, другие посетила в форме лекционно-практических занятий. Важно, кстати, что при такой системе очень много активных форм. Я, например, приняла участие в нескольких конференциях, посетила ряд образовательных учреждений, где давали мастер-классы и открытые уроки опытные учителя. Конечно, для любого педагога очень важны такие мероприятия.
Я работаю в школе 10 лет. Являюсь не только учителем информатики, но и заместителем директора. Поэтому при прохождении курсов повышения квалификации я выбрала модули, связанные с введением новых информационных технологий в управлении образовательным учреждением. Ну, а как учителю мне очень понравился модуль «свободное программное обеспечение», я тоже его выбрала. У меня зачастую нет времени знакомиться с новинками в этой области, а благодаря такому дистанционному способу это стало очень удобно. Я познакомилась с программными продуктами, которые теперь применяю в своей практике».
О новой форме повышения квалификации сотрудники Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования уже несколько раз рассказывали на всероссийских конференциях, их труд получил высокую оценку научной общественности и практиков. Как сформулировала идею ректор Архангельского областного ИППКРО Лариса Уварова: \”Сегодня система повышения квалификации ориентируется на групповой подход, то есть группа приезжает на курсы и работает по проблеме. Но, как показывает практика, остаются свои собственные затруднения у отдельно взятого учителя, пробелы в знаниях или индивидуальные потребности в получении знаний по той или иной теме. Для устранения этих затруднений конкретному педагогу требуется обучение по индивидуальной программе. Мы идем от личности\”.
Модель тьюторского сопровождения при повышении квалификации педагогов с использованием сети Интернет успешно прошла апробацию на территории Архангельской области. По новой форме закончили обучение 15 педагогов. В настоящее время в регионе по различным индивидуальным программам продолжают обучаться 50 учителей.
Для того, чтобы модель стала универсальной, в ближайшее время планируется апробировать ее в Карелии, Республике Коми, Вологодской области и Санкт-Петербурге. А в 2013 году в Архангельске состоится Всероссийская конференция, посвященная тьюторскому сопровождению в системе образования.
Любопытно, что ноу-хау архангельских педагогов можно использовать не только в сфере образования. Модель повышения квалификации по индивидуальной образовательной программе с использованием тьюторского сопровождения и ресурсов сети Интернет имеет широкий спектр применения и может быть востребована в любой отрасли, например, в сельском хозяйстве или здравоохранении.
Фото автора
На фото: Участник нового проекта, преподаватель Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования Николай Васильевич Кряжев.
Комментарии