search
main
0

Повод радоваться? Стимул для совершенствования

​Умеем ли мы радоваться своим успехам? По крайней мере мы стремимся проанализировать те предпосылки, благодаря которым они были достигнуты, и продумать стратегию действий, которая позволит эти успехи сделать еще более весомыми. Обсуждение на конференции «Результаты международных исследований TIMSS и PISA 2015 года и факторы, влияющие на изменения в системе образования», состоявшееся в Информационном центре Правительства Москвы, привлекло более30 стран и все регионы России. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, помощник Президента России по научно-образовательной политике Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ Ольга Васильева, министр образования Правительства Москвы Исаак Калина и мэр столицы Сергей Собянин пригласили экспертов со всего мира к разговору о влиянии управленческих решений и преобразований, реализуемых в системе образования, на изменение ее характеристик. По итогам международного исследования TIMSS четвероклассникии восьмиклассники России показывают высокие результаты по естествознанию. Одиннадцатиклассники к естествознанию прибавили и первенство по математике.

Весной Москва самостоятельно участвовала в исследовании PISA. И все школы Москвы вошли в результате этого исследования в десятку лучших стран, а 100 московских школ оказались в лидерах исследовательского списка.Какие же факторы влияют на качество образования? Какие факторы влияют на результаты? За счет чего результаты Москвы одни из лучших в мире?- Мы проводим анализ, – прокомментировал Сергей Кравцов. – И он говорит о том, что на качество влияют, во-первых, современное содержание образования, во-вторых, это качественные учебники, учебные материалы, в-третьих, это работа с учителями, коллективная аттестация учителей и по итогам аттестации, по итогам оценки учителей направление учителей на повышение квалификации, это объективная оценка знаний школьников. Вы знаете, что третий год подряд объективно проходит единый государственный экзамен, мы отказались от сравнения школ регионов по итогам ЕГЭ, не рекомендуем региональным министрам наказывать школы, учителей по итогам ЕГЭ, а, наоборот, использовать результаты для выявления сильных сторон и работать с теми проблемами, которые есть. Поэтому важнейший фактор в повышении качества образования, удержании высоких результатов – это объективная оценка школьников. И вы знаете, что сейчас мы развиваем единую систему оценки качества образования, которая наряду с единым государственным экзаменом, с основным государственным экзаменом в 9-х классах предусматривает введение и всероссийских проверочных работ, и национальных исследований качества образования, но еще раз подчеркиваю, не для того, чтобы кого-то наказать, а для того, чтобы выявить те или иные проблемы и с ними работать. Также важнейший фактор – это финансирование системы образования и финансирование за результат. Поэтому те проекты, которые были в свое время реализованы, и Концепция модернизации российского образования, и национальные проекты, проект по развитию региональных систем образования, конечно, тоже влияют на результаты.- То, что такая конференция проводится в Москве, – оценил мэр столицы Сергей Собянин, – это очень важно для московского образования. В Москве воспитанников, учащихся и студентов около 2 миллионов человек, свыше 200 тысяч работающих в этой отрасли. По этим параметрам Москва является одним из крупнейших в мире образовательных центров, и это важнейшая отрасль городского хозяйства и важнейший приоритет деятельности Правительства Москвы. По объему финансирования и внимания, которое мы уделяем этой отрасли, она, конечно, является одним из главных приоритетов. За последние годы создали программу улучшения качества образования, последовательно ее внедряем. Московское образование всегда славилось своим качеством. Часто говорят о неравенстве образования, когда сравнивают городские и сельские школы, отдельные регионы, отдельные страны. Но, как показал анализ ситуации, которая складывалась в Москве, даже в границах одного города разница в образовании, неравенство возможностей школьников были огромными. У нас были первоклассные школы мирового уровня, и было очень много школ, которые не давали должного качества образования. И нашей главной задачей было обеспечить равные права московским школьникам на получение качественного образования. Для этого пришлось в корне изменить систему финансирования школ, систему оплаты учителей. Мы последовательно шли к такой схеме, когда все школы стали заинтересованы в школьниках, выровнялась система финансирования, которая различалась в 3-4 раза между отдельными школами. Сегодня учителя получают заработную плату исходя из количества школьников, которых они обучают, и качества обучения. В школах создана система самоуправления, которая включает коллективы и самих учащихся, и родителей, и учителей. Это важные изменения, которые привели к тому, что школа напрямую заинтересована и в учащихся, и в качестве образования, которое она дает.- За последние 5 лет в Москве произошли достаточно кардинальные изменения, – подчеркнул городской глава. – В 2 раза улучшились все основные базовые показатели школьного образования – это и качество сдачи единого государственного экзамена, несмотря на то что и сложность этих заданий, и контроль за сдачей экзаменов значительно усилились. Это и количество московских школьников, которые являются победителями и призерами всероссийских олимпиад школьников, также их количество удвоилось. Удвоилось и количество школ, которые находятся в Топ-20, в Топ-500 федеральных школ, общероссийских школ. Все эти показатели говорят о том, что мы двигаемся в нужном направлении. Но нам достаточно сложно было оперировать этими данными, потому что все равно старейшие школы должны конкурировать не только с другими регионами страны, у многих из которых нет таких возможностей, как в Москве. Мы должны были себя видеть с другими мировыми системами, с другими регионами мира, с другими мегаполисами. Исследование PISA охватило 100 процентов московских школ. По результатам этого исследования мы видим, что Москва заняла одну из лидирующих позиций в мире в области образования, читательской, математической грамотности. Очевидно, что московские школы вышли на мировой уровень качества образования. Это, конечно, отрадно. Но в то же время это не дает повода для самоуспокоения. Мы вместе с Департаментом образования ставим перед собой задачи совершенствования в этой сфере. Важнейшим направлением московского школьного образования является дальнейшая его информатизация, применение информационных технологий. И в ближайшие два-три года мы полностью переоборудуем школы, оснастив их самым современным информационным оборудованием. Но этого совершенно недостаточно. Нужно и содержание программ и методических пособий с учетом возможностей этого информационного комплекса также менять. Мы запустили соответствующие пилотные проекты, надеемся с Министерством образования их дорабатывать и расширять круг их применения. И, пожалуй, самое важное – это интеграция всех уровней образования, начиная от дошкольного, внешкольного, школьного и профессионального образования. Использование всех возможностей городской среды, промышленных предприятий, технологических парков, институтов, музеев, культурных центров для совершенствования образовательного процесса таким образом, чтобы наши школьники были максимально готовы к дальнейшей жизни, могли применять на практике те знания, которые получают в школе.- Введение в России государственных образовательных стандартов, – подчеркнула министр образования Ольга Васильева, – стало очень важным этапом в развитии нашего образования в последние годы, которое, естественно, отразилось и на наших международных результатах. Наши действительно возросшие результаты показывают, что новые стандарты соответствуют современным международным тенденциям образования, и вообще российские стандарты определяют уже широкий спектр планируемых заранее результатов обучения, которые позволяют всей системе образования строить свою работу по всем направлениям для достижения поставленных очень важных целей. Вместе с тем, и это тоже важно отметить, совершенствование стандартов еще не завершено, совершенству, так сказать, предела нет, и поэтому принимаются меры по включению базового содержания, в том числе воспитательной составляющей. Стандарты должны обеспечить базу для творческого развития наших детей, для формирования у них интереса к учебе, проявления талантов. И особое внимание в российском образовании всегда традиционно уделяется развитию талантов ребенка, поддержке талантов ребенка, совершенствованию и фундаментальной академической подготовке. В Российской Федерации проводится большая (и проводилась всегда) целенаправленная работа по созданию единой системы оценки качества образования, которая включает в себя результаты международных исследований, национальных исследований качества образования, государственных экзаменов.- Я вот подумал сейчас, – заметил помощник Президента России Андрей Фурсенко, – мы вообще умеем радоваться нашим успехам? Я помню, насколько болезненно воспринималось не только внутри образовательной системы, но и в обществе то, что Россия уступает по сравнительному анализу другим странам, об этом писали все кому не лень. Сегодня мы, в общем, очень неплохо выглядим, об этом все молчат. Хотя вообще, мне кажется, не стоит абсолютизировать, но радость здесь есть. Оценка результатов работы  всегда важна. При этом всегда будут страхи, всегда будут страхи перед экзаменом независимо от того, в какой форме он принимается. Всегда будут страхи перед оценкой, и в этом смысле жизнь министерства и всех, кто связан с ним, всегда тяжелая, потому что либо ничего, либо плохо, вот такая реакция идет, реакция на то, что делается, особенно потому, что это связано с нашими детьми. Но при этом мы должны все равно проверять, мы должны дать субъективную оценку, и мы никуда не денемся от того, что эти, как угодно называйте, измерения, экзамены, они будут происходить. И так же как контрольное управление и комиссия по наградам – это две разные структуры, так же сдача экзаменов – это не раздача грантов, гранты раздают потом, сначала проверяют, и проверяют для того, чтобы выявить проблемы, чтобы выявить недостатки. Здорово, что недостатков становится меньше, но они всегда были, есть и будут. И если оказывается, что недостатков мало, то это значит, что надо менять истину проверки и смотреть какие-то другие аспекты. Конечно, не следует абсолютизировать результаты любых измерений. Сейчас можно говорить в позитиве, остановиться на том, что неплохие результаты по PISA. Но мы должны посмотреть на исследование еще для того, чтобы увидеть наши проблемы. Потому что то, что хорошо, – это хорошо, а нам-то важно знать, что есть. И, так же как в любом рейтинге, это не повод для траура – плохой результат рейтинга, точно так же хороший результат – это не повод для эйфории. Гораздо важнее понять, что в этом рейтинге действительно важно для нас, для нашей экономики, для нашей системы образования, для нашего общества в целом. При этом мы точно должны понимать, что это не исчерпывает для нас полностью повестку дня по совершенствованию системы образования. Строго говоря, даже ЕГЭ, в общем, еще не вся наша жизнь. И еще в нашей жизни будут экзамены, и есть, и будут существенно более серьезные, чем ЕГЭ. – Конечно, главное мерило всего того, что делается в системе образования, – добавил Фурсенко, – это успехи в экономике, это результаты, это общественное согласие и это будущее наших ребят. Поэтому по большому счету мы должны оценивать уже эффективность системы образования через производительность труда, через ощущение справедливости в обществе. И, конечно, для ребят это вера в востребованность, что все они нужны, что все они очень важны для страны, для себя и что это возможность самореализации. И, собственно, проверки, экзамены, они тоже показывают, что у человека возникает уверенность, что он способен себя реализовать. Мне кажется, встреча нам говорит, что мы движемся последовательно по правильному пути. И мне кажется, что мы можем все и порадоваться тому, что сделано, и поблагодарить всех, кто это сделал, и принять для себя, что получилось это, так и получится все остальное.- Если говорить о московских школах, об их результатах, факторах их результатов, – отметил министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования Исаак Калина, – во-первых, я должен сказать, что, на мой взгляд, московская система образования очень последовательно и комплексно реализовала все те идеи, которые были заложены в приоритетном национальном проекте «Образование», которому тоже в прошлом году исполнилось 10 лет. И это дало свои результаты. И я просто хочу прокомментировать некоторые цифры, которые, надеюсь, видны на слайдах. Это и очень серьезный рост результатов единого государственного экзамена, что перепроверяется, можно сказать, результатами участия московских школьников в олимпиадах. При этом самая, наверное, приятная здесь цифра – это цифра 214 школ, которые уже составляют более трети московских школ, чьи ученики становятся победителями и призерами всероссийского уровня олимпиад. Вы видите, что, скажем, в 2010 году таких школ было всего 74 на огромное в то время количество московских школ. Потому что, наверное, это и есть тот фактор консолидации городского сообщества, который может дать система образования города каждой школе. И вот этот фактор, мне кажется, перепроверяется еще и результатами исследования PISA.- Многое пришлось изменить, – рассказал руководитель столичного Департамента образования. – И первое – это, конечно, что были введены не зависящие от нас, чиновников, формы. В первую очередь это формы финансирования – равновеликие, равнодоступные всем школьникам Москвы, это независимая от нас, чиновников, оценка вклада московских школ в качественное и массовое образование, то, что называется рейтингом вклада московских школ, он тоже абсолютно форменный и никак от нас не зависит; и даже аттестации директоров и их заместителей московских школ – это тоже сегодня абсолютно не зависящие от чиновников процедуры, которые транслируются в Интернете. И мне кажется, вот эти равные для всех условия, причем равные, но мотивирующие педагогические коллективы на высокий результат, они как бы, можно сказать, отобрали у директоров и коллективов индульгенцию на некачественную работу. Вообще должен сказать, что за эти годы понял, что самое сложное в управленческой деятельности – это убедить людей отказаться от когда-то самим себе выписанной индульгенции на некачественную работу. И я рад, что сегодня подавляющее большинство педагогических коллективов московских школ именно в этом направлении и идут.- Но при этом хочу сказать, что тревожит, – поделился Исаак Калина. – Тревожит то, что выпускники школ 60-х годов, а это проверено, вполне успешно справляются с единым государственным экзаменом в 2016 году. Можно порадоваться за нас, выпускников 60-х годов, а можно и огорчиться за то, что это означает, что то, что мы проверяем, оно в какой-то мере застыло в прошлом. И, конечно, есть вечные ценности, есть вечные нужные знания, навыки, но в то же время мир сегодня дает возможность и необходимость нашим ученикам осваивать совершенно новые умения, совершенно новые компетенции. Но проблема в том, что мы проверяем только то, чему мы учим сами за школьной партой. Все, что ребенок осваивает, а он сегодня осваивает огромное количество умений и компетенций вне школьной парты, не от нас, учителей, оно, к сожалению, почти не учитывается. То ли мы не умеем, то ли мы не хотим измерять это, учитывать, уважительно относиться к этим умениям и компетенциям, приобретенным вне нашей школьной парты. Но, кстати, это, к сожалению, не только в России и в Москве, но в той же Корее дает огромную возможность или необходимость надеяться на репетиторов. Вот то, что может дать в самом деле школа как интегратор образовательных ресурсов города, мира сегодня, и этого никогда бы не смог сделать репетитор, мы в какой-то мере даем преимущество репетитору, потому что проверяем только то, на что, простите за грубое слово, можно иногда «натаскать». Поэтому мне кажется, что сегодня было бы здорово, если бы к вполне уважаемому мной единому государственному экзамену добавились другие оценки результатов наших школьников.Вот мы в Москве уже второй год ведем большой проект «Профессиональные классы» (медицинские, инженерные), который ведем вместе с ведущими московскими клиниками, с московскими вузами, с предприятиями высокотехнологичными. Но, к сожалению, то, что ребята освоят очень важное для того, чтобы они в будущем были хорошими специалистами, мы никак не будем с вами учитывать на выходе. И это является демотивацией учителей, педколлективов, самих детей и, надо признаться, особо родителей. Родители – очень прагматичный народ, они сразу задают вопрос: «А это поможет получить более высокие баллы на ЕГЭ?» Сегодня огромное поле новых компетенций, новых умений дают нашим школьникам эти классы. Мы разрабатываем с вузами, с предприятиями, с которыми работаем, предпрофессиональный экзамен, который бы учитывал эти основы, и очень надеемся на поддержку в этом деле на федеральном уровне. Но в самом деле не ЕГЭ единым, тут сегодня это говорилось уже, жив человек.- При этом хотел бы сказать еще одну вещь, – подытожил министр. – Мы все время говорим, что проверять можно только то, чему учили в школе. И тем самым делаем ЕГЭ, по сути дела, не стимулятором развития, а просто фиксатором того, что делает школа. Я понимаю, что очень трудно перевернуть эту схему. Но вы знаете, решились же ввести демонстрационный экзамен по форме WorldSkills для выпускников колледжей. Да, мы их учили по старым программам, но мы им давно сказали, что вот экзамены вы будете сдавать в режиме демонстрационного экзамена WorldSkills. И вы знаете, как изменились колледжи сегодня? То есть они готовятся к тому, что будут сдавать. И это совершенно другой уровень, это уровень некого будущего. Да, не все 20 тысяч выпускников колледжей в этом году будут, но 9 тысяч уже заявили себя по полной. Пусть не все сдадут, но то, что они сегодня пробуют компетенции будущего на себе, – это, наверное, и есть главный результат системы образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте