search
main
0

Повелительное наклонение глаголов. Интегрированный урок русского языка и обществознания в 6 классе

Цели: познакомить учащихся с особенностями глаголов повелительного наклонения; с помощью заданий на понимание текста развивать речь обучающихся.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные УУД:

– уметь находить, преобразовывать и воспроизводить информацию в различных формах в рамках темы «Повелительное наклонение глагола» (знать морфологические признаки, способы образования, правила написания глаголов в повелительном наклонении; уметь правильно использовать глаголы в устной и письменной речи);

– уметь самостоятельно выбирать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

– уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь правильно выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные:

– понимать личный вклад в работу;

– понимать значимость приобретённых знаний и умений.

Тип урока:  урок открытия новых знаний, развития речи.

Оборудование для учителя: ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Оборудование для учащихся: раздаточный материал (карточки с заданиями); книга «Мы в обществе» Я.В. Соколова (научно-издательский центр «Гражданин», Москва, 2012); демонстрационные таблички с толкованием значений понятий «Толерантность», «Вероисповедание», «Бестактность», распечатка текста стихотворения Р. Киплинга «Завещание».

Предварительная подготовка.

1.      Выразительное чтение наизусть шуточного стихотворения о глаголе.

2.      Учащиеся подбирают кулинарные рецепты, пословицы, рекламные объявления и т.д.

3.      Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворения Редьярда Киплинга «Завещание».

Ход урока

I.                   Организационный момент.

Учитель:

Добрый день, мои друзья!

Перед  вами снова  я.

Долгожданный  дан  звонок,

Начинается урок.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

II. Актуализация знаний учащихся.

1)      Загадка.

Учитель: О какой части речи мы будем сегодня говорить?

Заранее подготовленный ученик читает:

Я страшное дело какой деловой;

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю.

И на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю.

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

Дети отгадывают загадку.

Учитель: Вспомним особенности глагола как части речи.

III. Работа с текстом

На листах формата А4 напечатано слово «МОЛОДЦЫ» – по букве на каждом листе, прикреплены листы на доске при помощи магнитов (буквами к доске); в случае правильного ответа на вопросы при анализе текста ученику нужно выйти к доске и перевернуть листочек.

1) Где я найду слова, чтобы передать ту страстную тоску, те горячие желания, которые овладели мною, когда я увидел корабль! 2) С моих губ беспрестанно слетали слова: «Ах, если бы хоть два или три человека… нет, хоть бы один из них спасся и приплыл ко мне! 3) …\”у меня был бы товарищ, был бы живой человек, с которым я мог бы разговаривать!\” 4) Ни разу за все долгие годы моей отшельнической жизни не испытывал я такой настоятельной потребности в обществе людей…

Анализ текста. Выполнение упражнений на понимание текста и на использование различных синтаксических конструкций и морфологических средств.

Учитель: Является ли приведенный фрагмент текстом? Давайте это докажем.

Внимательно прочитайте текст еще раз про себя. Разберитесь в содержании. А чтобы это лучше получилось, попробуйте представить, о чем (о ком) идет речь.

Задайте соседу по парте вопросы по прочитанному. Ответьте на них сначала своими словами, а затем – обратившись к тексту.

Итак, о чем же этот текст? Предложите каждый свой вариант заглавия.

Определите основную мысль этого текста. (Тяжесть одиночества).

Определите тип текста. (Рассуждение с элементами описания).

Узнали, из какого произведения взят этот отрывок? (Отрывок взят из романа Д. Дэфо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»)

Поработаем с утверждениями. Ваша задача – быть очень внимательными и определить, какие из них верные, а какие нет. Ответы аргументируйте.

Утверждение 1. Рассказчик расстроился, когда в дали моря увидел незнакомый корабль. (Утверждение неверно).

Утверждение 2. Повествователь страстно желал, чтобы хоть кто-нибудь выжил после крушения корабля. (Утверждение верно).

Утверждение 3. Повествователь испытывал сильное разочарование, когда, взобравшись на палубу корабля, не увидел там ни одного человека. (Утверждение неверно).

Утверждение 4. Повествователь по прошествии долгих лет чувствовал себя отшельником и хотел человеческого общения. (Утверждение верно).

Что же главное в данном тексте? С какой целью он написан?

Какие средства выразительности использованы в первом предложении? (Ответы учеников)

Назовите все глаголы из предложения №1, укажите их вид. (Ответы учащихся).

Назовите номер предложения, в котором есть глаголы в условном наклонении. (№3)

В каком предложении употребляется возвратный глагол? (№3)

Найдите в предложении №1 слово с непроизносимой согласной в корне. (Страстную)

А сейчас выполним еще несколько упражнений (на использование различных синтаксических конструкций и морфологических средств).

Упражнение. Объясните, как связаны по смыслу 2 и 3 предложения? Добавьте на место пропуска в начале третьего предложения подходящее по смыслу слово: однако, и, следовательно, тогда, но, а, если бы. (Верный ответ: тогда)

2) Фонетический анализ слова «МОЛОДЦЫ» (оно появилось на доске в результате выполнения предыдущего задания).

Учитель: Запишем транскрипцию получившегося слова (проверка по эталону).  Совпадает ли количество букв и звуков в этом слове? Почему? Какие гласные/согласные звуки оказались в слабой позиции? Почему? (Ответы детей).

Итак, ребята, какую же постоянную потребность испытывал герой романа Дефо, находясь на необитаемом острове? (Потребность находиться в обществе людей, потребность в человеческом общении)

IV. Синтаксический разбор предложения.

Отдельный человек слаб, а в сообществе с другими людьми он может сделать многое. (По А. Шопенгауэру)

Учитель: Согласны ли вы с этим утверждением (тезисом)? Приведите свои аргументы…(Ребята аргументируют свою точку зрения, приводя примеры из знакомых произведений художественной литературы или из собственного жизненного опыта).

Как вы думаете, с каждым ли человеком просто найти общий язык? (Ответы учащихся).

И все же мы должны стараться находить способы делать общение нормальным и приятным. Существует качество, которое выручает в любой ситуации. О том, как оно называется, вы прочитаете сами.

V. Интеграция в обществознание.

1. Работа с учебником Я.Соколова «Мы в обществе», стр. 6-7. (Ответы учащихся).

2. Обобщение учителя: это ТЕРПИМОЕ отношение к другим людям – ТЕРПИМОСТЬ (или ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

Как образовано это слово? (Ответы учащихся).

Итак, толерантность=терпимость!!!

Найдите в книге Я. Соколова ответ на вопрос: «Почему толерантным людям легче жить в обществе? (Ответы учащихся)

VI. Мотивация. Создание проблемной ситуации.  Лингвистические загадки.

Учитель: Ребята, действительно, мы можем совершать какие-то действия, которые укрепляют взаимоотношения реально, а какие-то – при определенных условиях. При этом мы часто вслух выражаем свои мысли…

Подумайте, с помощью каких слов мы это делаем? О каком наклонении пойдёт речь в лингвистических задачах, которые я для вас приготовил?

Задача 1. «Я совершаю действия реально, которые происходили, происходят, будут происходить». (Ответы учащихся).

Задача 2.  «Моё действие возможно при определённых условиях. Меня легко узнать, потому что со мной всегда мои верные помощники, частицы БЫ или Б». (Ответы учащихся).

Какие ключевые слова помогли вам правильно определить наклонение глагола? (Ответы учащихся).

Приведите примеры глаголов в изъявительном наклонении, а затем в условном. (Работа в парах).

А сейчас я предлагаю вам решить еще одну лингвистическую задачу. Прочитайте внимательно предложения, понятен ли вам смысл высказываний? Почему? (Попутно целесообразно провести работу со словами «Вероисповедание», «Бестактный»)

Работа по восстановлению «испорченного» текста.

Быть вежливыми и уважительными друг к другу. Не проявлять грубость по отношению к людям, которые другого цвета кожи или вероисповедания. Не смеяться над инвалидами, не показывать на них пальцами. Не быть бестактными и грубыми. Запастись добротой и терпением, чтобы жить в мире и взаимопонимании с окружающими вас людьми…

Учитель: Прочитайте запись. Понятен ли вам смысл записанного? Что необходимо сделать, чтобы данные предложения стали текстом? Исправьте, используя известные вам синтаксические конструкции и союзы, а так же слова для связи, правильно разместив их. (Ребята в группах по 4 человека выполняют задание.)

Можно определить наклонение глаголов в данных предложениях? В какой форме употреблены глаголы? (Инфинитив)

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним наклонением глагола – повелительным.

VII.          Открытие новых знаний. Тема урока. Постановка учебных задач.

Учитель: Попробуем определить задачи к нашему уроку:

1. Узнать, что выражают  глаголы в повелительном наклонении;

2. Определить, на какие вопросы отвечают; как образуются; где используются  в речи.

VIII. Решение учебных задач.

1) Задача 1: «Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?»

Как вы понимаете значение слова «Повелительный»? Подберите к нему однокоренные слова. (Повелевать, велеть, повелитель).

VII. Словарная работа. Обращение к «Толковому словарю» С.И. Ожегова.

Повелевать – иметь власть над кем-нибудь (устар.). Приказывать, указывать.

Учитель: Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях:

Вы, отроки – други, возьмите коня.

просьба

Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!

пожелание

Эй, вратарь, готовься к бою!

команда

Читайте книги, они учат нас жизни.

совет

Молчи! Устал я слушать!

приказ

Сделайте вывод, что могут выражать глаголы в повелительном наклонении? (Глаголы в повелительном наклонении могут выражать пожелание, просьбу, приказ, совет)

2) Задача 2. «Вопросы»

Задайте вопросы к глаголам. (Что делайте? Что делай?)

Какого вида эти глаголы? (Несовершенного)

На какие вопросы будут отвечать глаголы повелительного наклонения совершенного вида? (Что сделай? Что сделайте?)

3) Задача 3. «Как образуются глаголы повелительного наклонения».

Как будем решать эту непростую задачу?

Обратимся к теории, п. 85:

– Беглое чтение (находим информацию «Образование форм повелительного наклонения»).

– Составление алгоритма (один ученик на доске делает запись).

IX. Первичное закрепление и проговаривание вслух.

1.      Образование формы глаголов повелительного наклонения с использованием алгоритма действий.

Сказать – скажете (буд. вр.) – скажи (ед. ч.) – скажите (мн. ч.)

Быть, проявлять, любить, смеяться (работа в парах)

Контроль и корректировка ответов пар.

. Физкультминутка.

В то время, когда учитель произносит глаголы в повелительном наклонении, учащиеся хлопают в ладоши.

Без сомненья, вы устали. Встаньте! Сядьте! Снова встаньте! Разогнулись, потянулись, Вправо-влево повернулись! Головою повертите!

Друг на друга посмотрите! Тихо сели! Продолжаем работать.

XII. Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой по эталону.

Учитель: Вернёмся к записи, к которой мы уже обращались в начале урока. Прочитайте  ее еще раз, найдите ошибки в употреблении глаголов. Исправьте их, употребляя глаголы в форме повелительного наклонения множественного числа.

Люди просят…

Нужно быть вежливыми и уважительными друг к другу, ПОЭТОМУ не проявляйте грубость по отношению к людям, которые другого цвета кожи или вероисповедания, А также не смейтесь над инвалидами, не показывайте на них пальцами. Не будьте бестактными и грубыми. И запаситесь добротой и терпением, чтобы жить в мире и взаимопонимании с окружающими вас людьми…

XIII. Воспитательный момент.

Учитель: Ребята, скажите, почему я попросил вас употребить глаголы во множественном числе? (Это обращение ко всем сразу).

К каким людям адресовано это обращение? (К безразличным людям, не терпимым по отношению к тем, кто чем-то отличается от них, то есть не обладающим толерантностью.).

Что помогли выразить глаголы в повелительном наклонении? (Просьбу, пожелание, крик о помощи).

XIV. Разминка.

Образовать от инфинитива формы повелительное наклонения глаголов единственного и множественного числа (хором):

ЖИТЬ, УЛЫБАТЬСЯ, РАДОВАТЬСЯ, УВАЖАТЬ, ЛЮБИТЬ

XV. Реализация творческого домашнего задания «Где используем глаголы в повелительном наклонении»?

Учитель: Ребята, а в жизни где мы можем встретить глаголы в повелительном наклонении?

Учащиеся демонстрируют заранее подготовленные пословицы, рецепты, рекламные объявления, памятки к урокам, инструкции и так далее.

XV. Творческая работа. Стилистический эксперимент.

Учитель: Стихотворение Джозефа Редьярда Киплинга \”Завещание\”, пожалуй, можно назвать жемчужиной классики. Это стихотворение полезно всем людям мира, независимо от национальности и вероисповедания.

Как поэту удалось достичь такого эффекта? Безусловно, помогли глаголы, которые он уместно употребил.

Задание. Побудьте немного поэтами и на место пропусков вставьте глаголы в повелительном наклонении, которые, по вашему мнению, должны здесь находиться.  Посмотрим, что у вас получится, а затем сравним с оригиналом…

Работа в группах по 4 ученика. Текст с пропущенными словами роздан.

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой; Будь прям и тверд с врагами и друзьями, Пусть все, в свой час, считаются с тобой; Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неуловимый бег, – Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

А в завершение урока – замечательное музыкальное произведение о самом прекрасном чувстве на земле, которое делает всех нас добрее… о Любви. (Звучит лирическая мелодия, на фоне которой заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Р. Киплинга «Завещание» в переводе М.Лозинского).

XVI. Рефлексия.

Учитель: Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленной в начале урока цели и реализации задач, свою активность, эффективность работы класса. Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я теперь могу…

5. Я научился…

6. У меня получилось…

7. Мне захотелось…

8. Я попробую…

9. Я смог…

10.Урок дал мне для жизни…

VIII. Домашнее задание.

I. Изучить п. 85, выделить информацию, которая не прозвучала на уроке.

II. Задание на выбор:

1) Записать 7 пословиц с глаголами в повелительном наклонении.

2) Составить памятку достойного поведения для Егора (по книге Я.Соколова «Мы в обществе». Ситуация на стр.6).

Владимир Кривошеев, учитель русского языка и литературы средней школы №1 города Почепа Брянской области

Фото с сайта https://www.live-and-learn.ru.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте