search
main
0

Поток людей, родных по духу, языку . Соотечественники. Серия уроков в 5-м классе. Глава из будущего учебника :: Тема: «Что еще есть общего у россиян»

Цель: исследовать понятие «соотечественники», определить его признаки. К концу занятия учащиеся должны назвать такие признаки общности соотечественников: общее имя, общая историческая судьба, общая историческая память. Форма организации учебной деятельности – индивидуально-групповая.

1) Стадия вызова.

Урок желательно начать с рассказов, которые написали школьники о своей семье. Несомненно, тема эта глубоко интимна и требует от учителя особой деликатности, поскольку практически в каждом классе есть неблагополучные семьи. Часто пятиклассники считают, что рассказ следует посвящать только знаменитым, выдающимся родственникам, поскольку обычно дети не видят ничего интересного в обыденной жизни, не понимают ценности достойно прожитой жизни близких людей. Поэтому если вдруг не окажется желающих рассказать о своих родственниках, то учитель может использовать следующий «провокационный» прием: прочитать рассказ о членах своей семьи (это предпочтительнее) или обратиться к произведениям великой русской литературы. Например, прочитать отрывок из повести «Детство» трилогии Л. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Предлагаемый прием целесообразно использовать еще и потому, что он позволяет ребятам понять – близкие люди дороги не своими великими достижениями, а той любовью, которую они дарят нам.

Отрывок из трилогии Л. Толстого «Детство. Отрочество. Юность», который может использовать учитель.

Маман

Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою – кран самовара. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли.

Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал.

Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно.

В случаях, когда учащиеся, напротив, проявляют повышенную активность, желательно заранее договориться с классным руководителем о ряде возможных дополнительных мероприятий, посвященных этой или близкой к ней теме. Например: а) провести классный час, на котором учащиеся смогут продолжить рассказ о своих родственниках (как показывает опыт, после рассказа учителя или чтения отрывка из литературного произведения желающих рассказать о близких людях появляется немало); б) в классной комнате оформить стенд, посвященный родственникам (к оформлению стенда желательно привлечь и членов семей учащихся), а на его открытие пригласить также и взрослых, устроив, например, совместное чаепитие. Таким образом, тема урока будет продолжена во внеклассной работе.

Завершая эту часть урока, советуем учителю, поблагодарив учащихся, не ставить оценок, в том числе и тем, кто не выполнил домашнего задания. На рассказы о родственниках можно отвести примерно 10 минут.

Своеобразным мостиком – переходом к следующей части урока может стать предложение подумать об услышанном и сделать вывод о том, что объединяет родных людей. Как правило, дети вспоминают запись, сделанную в рабочих тетрадях на предыдущем уроке: общая кровь, общая судьба, общая память, свой особый семейный язык. Если учитель заранее подготовил на доске таблицу из рабочей тетради «Что общего у родных и соотечественников», то в ходе беседы можно заполнить левую графу.

2) Смысловая часть.

Смысловую часть советуем начать с предложения подумать над вопросом: «Объединяет ли соотечественников их общая историческая судьба, общая память?». Задание учащиеся выполняют в группах. Свой ответ они должны подтвердить примерами.

Неплохо, если одна из групп вспомнит стихотворение «Бородино». Учитель может напомнить о нем сам, предложив использовать ответы на вопросы к этому стихотворению, подготовленные дома. Следует проследить, чтобы примеры были разные. Также с помощью наводящих вопросов можно напомнить и отдельные события из истории России. На эту работу отводится максимум 10 минут.

Как обычно, начинает отвечать та группа, которая первая подняла руку, но в данном случае заслушиваются ответы всех групп.

Эта часть урока заканчивается вопросом: «Семейная память хранится в письмах, фотографиях, рассказах. А в чем хранится память народа?» Поскольку чаще всего школьники вспоминают лишь о фотографиях и об исторической науке, то учитель может использовать иллюстрацию любой картины на историческую тему, включить магнитофон (проигрыватель) с народной песней на историческую тему. После этих подсказок школьники вспоминают о художественных фильмах, произведениях литературы, пословицах, поговорках и т.д. Например: «Погиб, как швед под Полтавой».

3) Стадия рефлексии.

Заключительная часть урока начинается с чтения адаптированного отрывка из поэмы Льва Мея «Александр Невский». Поскольку текст сложный, то читать его должен учитель. По окончании он предлагает школьникам ответить на вопрос: «Почему спустя столько веков продолжает жить память о подвиге Александра Невского и его дружины?» Данное задание письменное, выполняется индивидуально. Если времени на его выполнение не осталось, то целесообразно включить его в домашнюю работу. Необходимость этого задания объясняется тем, что оно интегрирует материал предыдущих параграфов и создает прекрасный логический переход к следующему.

Прежде чем задать домашнее задание будет логичным, если учитель сделает своеобразный вызов: «Видите, как много общего у народа одной страны и у членов семьи. Но все ли общее мы назвали? Ответ на этот вопрос вы найдете, прочитав параграф 2».

Домашнее задание

Желательно взять на проверку рабочие тетради у нескольких человек, чтобы просмотреть подготовительные материалы к рассказу о малой родине. Замечания-советы по этим материалам учитель пишет на полях тетради (в рабочей тетради для подобных записей учителя отведено место). Не рекомендуем делать записи красными чернилами, также хотелось, чтобы замечания писались в доброжелательном тоне, поскольку в данном случае учитель выступает в роли заинтересованного человека, подчеркивая, что рассказ о малой родине – это общее дело не только учеников, но и самого учителя тоже. При возвращении работы желательно обсудить сделанные замечания (обсуждение должно проводиться в индивидуальном порядке). Учитель может посоветовать учащимся приложить к своему рассказу фотографии, открытки, рисунки и т.д. Это важно, поскольку вскоре школьникам предстоит подготовить коллективный рассказ о малой родине и оформить плакат.

Тема «Мы россияне»

Этот урок по теме «Соотечественники» завершает разговор о признаках, объединяющих жителей одной страны.

Цель: дать подросткам первичные представления о таких понятиях, как «родной язык», «общество», «общая цель жителей одной страны».

Учащиеся должны: а) объяснить значение и необходимость общей цели для жителей одной страны; б) объяснить связь между общей исторической судьбой, памятью и языком как хранителем памяти.

Оборудование урока (зависит от наличия):

а) иллюстрация картины, например, «Богатыри» В. Васнецова либо другой картины, которая отвечает следующим критериям: знакомые школьникам сюжет и герои картины; сюжет из российской истории или отечественного литературного произведения, эпоса, былины, сказки и т.д.;

б) учебники, рабочие тетради, простой карандаш.

Форма организации учебной деятельности – индивидуально-групповая.

Перед началом урока необходимо начертить на доске таблицу: «Что общего у родных и соотечественников». Для ее заполнения учитель приглашает к доске двух учащихся (по желанию).

Внимание остальных он обращает на иллюстрацию картины и дает задание (выполняется в группах) придумать рассказ о герое (героях) произведения, ответив на следующие вопросы (вопросы записаны на доске):

1. Кто здесь изображен (имя или имена героев)?

2. Чем он (они) известны? (Что вы о них знаете?)

3. Откуда вы о них знаете?

На подготовку рассказа учащимся дается 3-4 минуты. При этом желательно перед началом поставить пятиклассников в известность о том, что будут заслушаны рассказы лишь трех групп, тех, которые первыми поднимут руки. Выслушав рассказы, школьники должны назвать самый интересный, самый яркий с условием, что группе, составившей его, будут поставлены оценки.

На заслушивание и обсуждение рассказов, которые, как правило, очень небольшие, поскольку учащиеся не владеют достаточной информацией, не следует отводить более 10 минут (5 – на сами рассказы и 5 – на их обсуждение). При этом не более 2 минут – на обсуждение лучшего рассказа в группе. Ученик, представляющий мнение группы, должен объяснить причины, побудившие его товарищей поставить данную оценку. Думается, будет неплохо, если группы, выступавшие со своими рассказами, примут участие в последующем голосовании, но их точку зрения о лучшем рассказе заслушивать не советуем.

Далее учитель просит школьников объяснить следующие известные выражения (работа идет в оперативном режиме):

а) «Авось да обойдется».

б) «Эх ты, Иван Сусанин!»

в) «Ты хочешь, чтобы все было по щучьему велению».

По окончании учитель спрашивает: «Как вы думаете, если перевести эти выражения, например, на английский язык, смогли бы английские школьники объяснить, о чем идет речь. Да? Нет? Почему?» (Работа идет в оперативном режиме).

2) Смысловая стадия.

Эта стадия начинается с вопроса «Что еще общего есть у соотечественников?». Выслушав ответы, учитель делает обобщение: общим у соотечественников является язык, и дает задание: «Подумайте, почему не каждое слово или выражение можно просто перевести на другой язык?». Задания выполняются в группах в течение 3 минут.

Заканчивая эту часть урока, учитель делает вывод: язык народа – это хранитель народной памяти. Далее зачитывается стихотворение в прозе И. Тургенева «Русский язык», после чего учитель спрашивает: «Как поддерживал И. Тургенева русский язык?». На подготовку ответа дается 2 минуты.

Вторая часть смысловой стадии посвящена понятиям «общество» и «общество россиян». Поскольку, как показывает практика, времени на разбор этого материала не остается, то части параграфа, посвященные данным понятиям – «Наша общая память» и «Когда все россияне чувствуют себя родными», – задаются на дом для самостоятельной работы.

В конце урока учитель напоминает, что через урок учащиеся должны будут представить рассказы о любимых местах своей малой родины и ее людях, и просит еще нескольких школьников показать свои черновые материалы.

Тема «Соотечественники»

Обобщающий урок

На этом уроке школьники завершают свое знакомство с признаками, объединяющими соотечественников.

Цель: разобрать понятие «благо народа».

К концу урока учащиеся должны уметь объяснять: а) почему соотечественники чувствуют себя родными в чужой стране; б) почему необходимо уважать другие народы; в) что такое «благо отечества».

Ход урока

Урок начинается с чтения отрывка из статьи Н. Карамзина, помещенного в конце параграфа 3. Поскольку в тексте встречаются устаревшие обороты речи, вызывающие затруднение у пятиклассников, то при чтении необходимо сделать смысловые выделения для лучшего восприятия детьми главной мысли автора, читать текст должен учитель. Перед этим советуем дать краткую биографическую справку о Н. Карамзине (для этого можно воспользоваться текстом в учебнике, дополнив его информацией по усмотрению учителя).

После чтения отрывка преподаватель предлагает школьникам вновь обратиться к данному тексту (задание выполняется индивидуально), найти и выписать на листочек причины, благодаря которым, по мнению Н. Карамзина, человек любит свое отечество. На это отводится 5 минут. Затем проводится обсуждение названных причин. Учитель своими вопросами помогает пятиклассникам точнее сформулировать ответ: «Вы уверены, что именно об этом идет речь? Приведите цитату из текста, подтверждающую правоту вашего утверждения»; «Правильно ли я вас понял(а), что…»; «Может быть, можно предложить другую формулировку?»; «Давайте подумаем, может быть, лучше подобрать другое слово?» и т.д. В обсуждении должен принять участие весь класс, с этой целью можно обратиться индивидуально к тем учащимся, которые молчат: «Маша, ты согласна с тем, что утверждает первая группа?»; «Как ты думаешь, Петя, может быть, здесь стоит что-то уточнить?» и т.д. Данный фрагмент урока не следует затягивать более чем на 4 минуты.

В начале этой части урока педагог предлагает подросткам подготовить ответы на вопросы 2 и 3, привести примеры, подтверждающие или опровергающие мысли Н. Карамзина. В качестве таких примеров желательно использовать рассказы родственников, которые они подготовили дома. Для этого группа должна заслушать рассказы каждого из ее членов, выбрать наиболее интересные из них и написать текст коллективного ответа. На эту работу пятиклассникам отводится 10 минут. Как показывает опыт, этого времени бывает достаточно, поскольку рассказы чаще всего бывают небольшими – два-три предложения. По окончании отведенного времени заслушиваются все группы.

Урок заканчивается просьбой написать ответы на вопросы 4 и 5, данные к тексту Н. Карамзина (задание выполняется индивидуально). Письменная работа сдается учителю.

Следующий урок будет посвящен теме малой родины, на котором школьники должны рассказать о своих любимых местах и о людях, живущих там. Поскольку учитель с работами учащихся знаком, то имеет смысл предложить детям, рассказы которых посвящены одним и тем же местам или людям (в первом случае совпадения происходят чаще, чем во втором), еще до урока подумать о том, как они могли бы оформить свой стенд: какие нужны фотографии, открытки, рисунки и т.д. Кроме того, школьники могут объединиться и написать совместный рассказ, тем более что, как показывает практика, друзья очень часто называют одни и те же любимые места.

Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте