Как сделать процесс изучения английского языка ярким, отвечающим вызовам современного мира и одновременно эффективным и качественным? Один из ответов на этот вопрос – применение в образовательном процессе такого удивительного явления как посткроссинг.
Посткроссинг как мотивационный ресурс
Во-первых, что такое посткроссинг? Посткроссинг (от англ. post – почта, корреспонденция; crossing – переход, переправа) – это обмен почтовыми открытками (бумажными, не электронными) между незнакомыми людьми с разных концов света в рамках международного сетевого проекта.
Во-вторых, как работает посткроссинг? Для реализации проекта в глобальной сети Интернет создан сайт «POSTCROSSING». Он представляет собой надежную и удобную систему обмена адресами с понятным и удобным интерфейсом.
Для того, чтобы присоединиться к людям, которым доставляет удовольствие получать бумажную почту и коллекционировать открытки, необходимо пройти процедуру регистрации на указанном сайте, заполнить свой профиль, получить адрес случайного посткроссера из любой точки мира и уникальный номер открытки – ID (от англ. identitynumber – идентификационный номер). Далее вы отправляете этому человеку открытку обычной почтой. Когда он получит ваше послание, то сможет зарегистрировать его благодаря номеру на сайте, а вы станете следующим, чей адрес будет выдан очередному участнику проекта.
В-третьих, стоит ли увлекать посткроссингом школьников? Опыт показывает, что стоит! А разумно выстроенная мотивация и эмоциональное стимулирование процесса гарантируют успешность мероприятия.
Среди приемов, которые могут сделать включение в проект необычным и запоминающимся, – «Знаете ли вы, что?..», «Соотнесите вопросы и ответы», эффектная аргументация.
Прием «Знаете ли вы, что?..» (интересные факты о посткроссинге)
1. Знаете ли вы, что основателем посткроссинга стал португальский программист Паоло Магаляэш? В 2005 году этот человек открыл сайт, через который любители такой традиционной в прошлом корреспонденции могли находить себе друзей.
2. Знаетели вы, что девиз посткроссинга – «Сюрприз в вашем почтовом ящике»?
3. Знаетели вы, что первая открытка проекта была отправлена из Португалии в Португалию и имела IDPT-1?
4. Знаете ли вы, что тридцатипятимиллионная открытка была зарегистрирована 31 марта 2016 года?
5. Знаете ли вы, что Россия присоединилась к проекту в 2007 году, а открытка с кодом RU-1 000 000 (российская «миллионная» открытка) была отправлена из города Уфа в город Тольятти? Кстати, первая в России не маркированная почтовая карточка называлась «Открытое письмо» и была введена с 1 января 1872 года. В России почтовые карточки были разного цвета: черные для отправления как по городу, так и за его пределы; коричневые – только внутри города; зеленые – для межгорода. Первые отечественные открытки рисовали такие мастера, как А. Бенуа, И. Билибин, Н. Рерих, часто эти открытки вешали на стены вместо картин.
Прием «Соотнесите вопросы и ответы» (посткроссинг в цифрах на начало января 2017 года):
1. Сколько стран участвуют в данном сетевом проекте?
2. Сколько зарегистрированных на сайте пользователей?
3. Сколько среди пользователей мужчин?
4. Сколько среди пользователей женщин?
5. Сколько открыток регистрируется в час?
6. Сколько всего получено открыток?
7. Какое общее расстояние преодолели все отправленные открытки в километрах?
8. Сколько оборотов вокруг Земли составляет это число?
9. Каков средний срок доставки открытки за рубеж в днях?
10. На каком месте среди стран мира Россия по числу отправленных открыток?
А) 87 698 Б) 4 964 954 В) 168 Г) 24 Д) 39 556 454
Е) 662 206 Ж) 438 617 З) 3 И) 211 К) 198 970 532 702
Ключ: 1-И) 2-Е)3-А) 4-Ж)5-В)6-Д)7-К)8-Б) 9-Г) 10-З)
Вся приведенная информация может быть использована в качестве аргументов ЗА присоединение к открытому сообществу желающих обмениваться открытками при первичном знакомстве учащихся с посткроссингом. Ребятам нужно рассказать о том, что посткроссинг стремительно набирает обороты в мире в наши дни. И статистика на сайте проекта подтверждает этот факт. Количественные показатели увеличиваются ежемесячно.
Известный теоретик педагогики Симон Львович Соловейчик писал о том, что учение должно идти в ногу с увлечением. Но в школьной практике свое влияние на процесс увлечения любым делом оказывают возрастные психолого-педагогические особенности учащихся. Характеризуя посткроссинг в этом контексте, отметим, что у старшеклассников идея обмена бумажными открытками отклика почти не находит. По их мнению, гораздо удобнее пользоваться для общения с людьми из других стран социальными сетями, интернет-мессенджерами, видеочатами. Не станем утверждать, что посткроссинг производит сильное впечатление и на учеников среднего школьного возраста хотя среди них могут появиться постоянные посткроссеры. А вот убедить малышей начальной школы отправлять и получать открытки из-за рубежа совсем не сложно. Чаще всего срабатывает такой аргумент: «Открытки из экзотических мест, о многих из которых вы, возможно, даже и не слышали, превратят ваш почтовый ящик в шкатулку с сюрпризами».
На этапе знакомства с посткроссингом детей, а также их родителей (без их помощи и поддержки не обойтись в начальной школе, ведь затея эта платная) возникает много вопросов. В списке F.A.Q. (от англ. Frequently Asked Questions – наиболее часто задаваемые вопросы) значатся следующие.
Вопрос 1: Каков первый шаг на пути присоединения к проекту?
Ответ: Я разработала пошаговую инструкцию под названием «Просто, как 1, 2, 3!» по работе с сайтом POSTCROSSING.COM. В ней подробно описаны действия, необходимые для регистрации на сайте и отправления первой открытки. Ознакомиться с документом можно в моем персональном блоге «Я учу и учусь».
Вопрос 2: На каком языке писать открытки?
Ответ: Официальный язык данного международного сетевого проекта – английский. Но в случае, если вы изучаете с детьми немецкий, французский или любой другой иностранный язык, при заполнении личного профиля на сайте можно обозначить своё условие – получать и отправлять открытки только на необходимом вам языке, и тогда открытки будут приходить от тех пользователей сайта, которые им владеют.
Вопрос 3: Каковы правила заполнения открытки?
Ответ: В правом верхнем углу открытки наклеиваются марки, чуть ниже справа пишется адрес получателя в том формате, который указан в его профиле на сайте. Адрес отправителя – слева вверху или внизу (можно краткий). Обязательно указывается ID – уникальный номер открытки. Именно этот номер получатель будет регистрировать на сайте, когда открытка отправителя дойдет до него. Когда это произойдет, отправитель получит возможность отправить ещё одну открытку.
При оформлении содержания открытки следует придерживаться тех правил, которые прописаны в главах, посвященных отработке письменной речи, учебно-методических комплексов по иностранным языкам. В структуре открытки условно выделяют три части, каждая из которых пишется с отдельной строки:
1) вступление – приветствие (к получателю открытки обращаются по имени в сочетании со словом dear (дорогой, дорогая) на английском языке, а также добавляют предложение, объясняющее причину написания открытки);
2) основная – отражает содержание в соответствии со сферой интересов того посткроссера, кому отправляется открытка. В профиле на сайте обычно указывается, что именно интересно человеку. Это может быть рецепт национального блюда, описание традиции зарубежной страны, совет, какую книгу прочитать или какой фильм посмотреть, можно просто пожелать хорошего дня или удачи;
3) завершающая – предполагает написание фразы-клише Bestwishes («C наилучшими пожеланиями») и указание своего имени на отдельной строке.
Вопрос 4: Где взять открытку и какова стоимость открытки, марок и пересылки?
Ответ: Открытки можно приобрести на почте, в киосках, в книжных магазинах, в интернет-магазинах; их стоимость варьируется в зависимости от места приобретения. Подробности о стоимости марок и пересылки можно узнать на официальном сайте «Почта России». Да, это потребует некоторых финансовых затрат, но спросим родителей – разве эти земные мелочи могут сравниться с детским восторгом в тот момент, когда в руках оказывается заветный сюрприз из далекой страны?
Вопрос 5: Безопасен ли посткроссинг?
Ответ: Авторы проекта уверяют, что да. На сайте есть специальный раздел, в котором подробно описывается политика конфиденциальности и целый комплекс мероприятий в области безопасности проекта в глобальной сети.
Посткроссинг как ресурс образовательной деятельности
Практика применения посткроссинга в школе доказывает: он несет в себе мощный обучающий, воспитательный и развивающий потенциал.
Анализируя проект с этой точки зрения, сделаем акцент на социализации. В условиях реализации новых образовательных стандартов мы говорим об образовании как о процессе педагогически организованной социализации учащихся, подразумевая под этим термином освоение культуры общества и процесс развития у учащихся способности решения проблем. Целью образования становится не накопление знаний, а способность к их использованию для решения поставленных задач. Тогда приобщение к традициям эпистолярного жанра и формирование культуры письма посредством почтовых открыток в рамках проекта могут способствовать самореализации школьников и приобретению ими позитивного жизненного опыта.
Более того, посткроссинг работает на достижение целей изучения английского языка. Примерная основная образовательная программа начального общего образования гласит – в результате изучения иностранного языка на уровне начального общего образования у обучающихся:
– сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция;
– будут заложены основы коммуникативной культуры;
– сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету.
В данном ключе посткроссинг развивает способность и готовность учащихся общаться с носителями изучаемого иностранного языка, а также способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи. Посткроссинг расширяет лингвистический кругозор детей, учит соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами. Обучая детей писать и читать открытки, мы формируем и необходимые универсальные учебные действия, специальные учебные умения, что закладывает основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком на следующем уровне образования.
Напомню также, что на этапе реализации ФГОС второго поколения особое значение приобретает дифференциация личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Посткроссинг способствует достижению результатов в каждом из трех блоков. В блоке личностных результатов выделим следующие:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и российский народ;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
3) формирование уважительного отношения к культуре других народов;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Среди метапредметных результатов на первый план выходят:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.
В списке предметных результатов отмечу:
1) приобретение начальных навыков общения в письменной форме с носителями иностранного языка;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения письменной речью на иностранном языке;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью сверстников в других странах.
Подводя итог, подчеркну еще раз: международный сетевой проект «Посткроссинг» представляет собой действенный образовательный ресурс, который может и должен быть использован в процессе изучения иностранных языков на современном этапе реализации ФГОС с целью повышения его эффективности и качества.
Присоединяйтесь к проекту и …
HappyPostcrossing!
Счастливого обмена открытками!
Информационные ресурсы
1. POSTCROSSING [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://postcrossing.com, свободный. – Загл. с экрана.
2. Сайт для русскоговорящих любителей посткроссинга [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//postcross.ru, свободный. – Загл. с экрана.
3. Интернет-журнал Ремарка! [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://remarka.city, свободный. – Загл. с экрана.
4. PostalShop Все для посткроссера [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://postal-shop.ru , свободный. – Загл. с экрана.
5. PostcardPRESSforpostcrossing [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://postcardpress.ru, свободный. – Загл. с экрана.
6. ПОЧТА РОССИИ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pochta.ru, свободный. – Загл. с экрана.
7. Я учу и учусь. Блог учителя английского языка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://schoolenglishme.blogspot.ru, свободный. – Загл. с экрана.
8. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы, свободный. – Загл. с экрана.
Вера Бушкова, учитель английского языка лицея №9 города Слободского Кировской области
Об авторе
Победитель регионального этапа конкурса «Учитель года Кировской области – 2008».
Финалист Всероссийского этапа конкурса «Учитель года России – 2009»
Почетный работник общего образования РФ.
Двукратный победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2009 и 2014 годы).
Персональный сайт автора: http://schoolenglishme.blogspot.ru.
Комментарии