Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Постигаем искусство воспитания

УГ - Москва, №48-49 от 2 декабря 2014. Читать номер
Автор:

​Преподаватели педагогического колледжа №18 «Митино» участвовали в работе курсов по теме «Воспитательная деятельность образовательной организации в условиях обновления стратегии воспитания», проведенных Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Центром исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи.

С коллективом работали профессор, зав. кафедрой АПКиППРО И.Демакова, с. н. с. лаборатории теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО И.Шустова, доцент, заместитель директора Центра В.Березина. Почему именно воспитание стало темой курсов? Достаточно сложная современная ситуация с поиском инновационных векторов развития общества, отсутствие внедрения передового опыта образовательных организаций в сфере воспитания, фактический уход от кропотливой педагогической работы с каждым обучающимся в образовательной практике привели к острым проблемам. Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи приводит удручающую статистику: большинство учителей не знают ни одного положения Конвенции о правах ребенка; 46% опрошенных педагогов не скрывают, что используют в работе авторитарные методы; из 100 конфликтов, возникающих между учителем и учащимся, 89 возникают по вине учителя; уважительное отношение к детям независимо от их успеваемости проявляют лишь 18% учителей.В подготовке молодых специалистов реализация задач воспитания отнесена к числу стратегических. В своем выступлении 30 октября на съезде Российского союза ректоров Президент РФ В.Путин говорил о том, что: «Нам нужны люди со специальными знаниями и навыками. Но если мы не сможем воспитать человека с широкими, глубокими, всеобъемлющими, объективными знаниями в гуманитарной сфере, если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой великой многонациональной и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем, у нас с вами не будет страны».В системе российского образования начала формироваться новая культура воспитания, характеризующаяся вариативностью воспитательных практик, увеличением степеней свободы всех участников воспитательного процесса, личностно-деятельностной направленностью образования, целенаправленной организацией среды воспитания, реализуются Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2015 годы и Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», разработана Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.Программа курсов предполагала теоретическую и практическую части. В рамках теоретических занятий преподаватели колледжа под руководством В.А.Березиной рассмотрели проект Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, разработанный коллективом ведущих ученых – И.Зимней, Н.Селивановой, И.Демаковой.И.Демакова обсудила со слушателями актуальные проблемы воспитания, проблемы организации воспитательного процесса, пути гуманизации пространства детства. Воспитательная деятельность педагога, по мнению Ирины Дмитриевны, строится на принципах признания самоценности детства, прав ребенка и его свободы в воспитательном процессе. Эти идеи были разработаны и апробированы в собственной тридцатилетней практике выдающимся польским педагогом Я.Корчаком. Гуманизация пространства детства означает, что педагог, осознавая характер воздействия на ребенка особенностей времени, государственного и общественного устройства, ментальности, а также природной и социальной культурной информационной среды, использует и развивает позитивные результаты этих воздействий, в то же время блокирует и компенсирует негативные путем создания условий успешной самореализации и социализации ребенка в специально организованном воспитательном пространстве.Практическая часть курсов включала обучение способам воздействия и взаимодействия с учащимися в рамках воспитательного процесса, формирования социальной компетентности педагога. Тренинг провела И.Шустова, продемонстрировав приемы и техники, которые с успехом могут быть применены в воспитательной деятельности.Работа курсов завершилась круглым столом по теме «Профессиональное кредо педагога». Каждый преподаватель поделился своим опытом, педагогическими находками и получил совет коллег по разрешению проблемных педагогических ситуаций. Живой отклик слушателей вызвали подготовленные эссе «Размышления о современной школе».По единодушному мнению слушателей, общение с ведущими учеными, профессионалами с большой буквы дало импульс для размышлений на тему воспитания, показало интерактивные формы осуществления воспитательной деятельности и формирования общности в коллективе, и, как отметила директор колледжа Татьяна Сергеева, результатом современного профессионального образования должна быть не только подготовка компетентного специалиста, но и воспитание личности. Это и подтвердили проведенные курсы.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту