8 мая новый Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о назначении Владимира Путина председателем Правительства РФ. Перед этим кандидатуру премьера 392 голосами против 56 одобрили депутаты Государственной Думы. В своем выступлении перед Владимир Путин обозначил приоритеты будущего правительства. Это, прежде всего, создание условий для полноценного развития человека за счет подъема образования, здравоохранения, науки, культуры и эффективной социальной политики, переход экономики на инновационный путь, развитие инфраструктуры (транспортной, жилищной, коммунальной, энергетической, социальной, финансовой и информационной). И, наконец, совершенствование работы государственных и общественных структур.
Об инфляции
«Нам прежде всего нужна макроэкономическая стабильность. В этой связи мы будем и дальше уделять самое пристальное внимание всем аспектам финансовой политики – в первую очередь, мерам, направленным на снижение инфляции. Каждый из нас на себе ощутил, как она «бьет по карману». Причем первыми от нее страдают наиболее уязвимые слои населения. Так, если в прошлом году инфляция в среднем была 11,9 процента, то для малоимущих граждан она составила 14,5 процента – имею в виду те товары, которые они покупают. Необходимо в течение ближайшего года, ближайших лет выйти на однозначную цифру инфляции.
Добавлю, что кардинально увеличивающийся экономический потенциал России, значительные финансовые резервы – это та прочная основа, которая позволяет нам уверенно пройти через период нестабильности в мировой экономике».
О налогах
«Считаю, что сегодня мы уже значительно приблизились к тому, чтобы построить одну из лучших налоговых систем в мире, – систему, работающую на модернизацию экономики, рост инвестиций в инфраструктуру и новые технологии, в образование, здравоохранение и улучшение жилищных условий наших граждан.
Поясню, что конкретно для этого должно быть сделано.
Во-первых, мы должны пойти на максимально возможное освобождение от налоговой нагрузки расходов граждан и организаций на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, оплату процентов по ипотечным кредитам.
Во-вторых, все организации, оказывающие социально значимые услуги (и государственные, и муниципальные, и частные), должны быть поставлены в равные налоговые условия при переходе на новые механизмы финансирования. Это будет важным шагом к развитию конкурентной среды и привлечению частных инвестиций, прежде всего, как я уже обозначил, в такие сферы, как здравоохранение, образование, культура.
В-третьих, для обновления производств нам понадобится либерализация амортизационной политики. Поэтому уже со следующего года должны быть внедрены дополнительные механизмы ускоренной амортизации отдельных категорий основных средств и прежде всего – технологического оборудования.
Нужно также расширить набор мер налогового стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, конечно, прежде всего по приоритетным для государства направлениям.
И, наконец, необходимо избавить граждан и организации от траты времени на составление бумажек с никому не нужной информацией. Исполнение требований государства по уплате законно установленных налогов должно сопровождаться снятием бюрократических барьеров в этой сфере».
О человеческом капитале
«Построение инновационной экономики, как мы уже не раз говорили, невозможно без постоянного развития человеческого фактора, человеческого капитала, создания полноценного развития личности. Без крупных инвестиций в здоровье и образование человека, в обеспечение безопасных и комфортных условий жизни. В такой работе Правительство будет ориентироваться на самое тесное партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, с институтами гражданского общества и деловыми кругами. На основе приоритетных национальных проектов нам предстоит продолжить глубокие системные преобразования в соответствующих сферах. Добавлю, что они будут опираться на серьезные ресурсы.
В 2010 году расходы консолидированного бюджета страны на развитие образования достигнут почти 2 триллионов рублей, на здравоохранение – также 2 триллионов рублей. Это – в разы больше, чем еще несколько лет назад. Так, по сравнению с 2004 годом в 4 раза вырастут расходы на образование, в 4,5 раза – расходы на здравоохранение».
Об образовании
«В ближайшее время будут приняты основные образовательные стандарты нового поколения. Начнется формирование национальной системы оценки качества образования.
Региональные и муниципальные власти должны серьезно заняться проблемами начального и среднего профессионального образования, которое находится в их сфере ответственности. Многие из наших ПТУ и техникумов словно застыли в прошлой, уже ушедшей эпохе. Нужно развернуть их в сторону современного производства и экономики, к рынку труда нужно развернуть. И существенно, совместно с работодателями, обновить содержание образовательного процесса в таких учебных заведениях.
Опыт создания Южного и Сибирского федеральных университетов помог нам отработать новые организационно-правовые формы развития вузов. А также современные механизмы финансирования и интеграции образования, науки и производства.
На федеральном уровне будут поддержаны и реализованы программы по созданию в России целой сети современных научно-образовательных центров. В перспективе речь может идти об организации 16-20 таких федеральных центров – как на базе вновь образуемых, так и уже существующих университетов.
В их структуру (помимо собственно университетов) должны влиться академические и отраслевые научно-исследовательские институты. А за счет такой интеграции новые научно-образовательные центры смогут быстрее войти в число мировых лидеров, фактически превратиться в крупные национальные и международные исследовательские центры. И один из них мы обязательно создадим на Дальнем Востоке – он должен сыграть ключевую роль в развитии всего этого региона.
В ближайшее время также будет принята федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». В ее рамках должно быть обеспечено решение ключевых задач по обновлению научно-педагогических кадров».
О развитии здравоохранения
«Нас не могут устраивать сегодняшний уровень доступности и качества медицинской помощи, а также сохраняющееся бесправное положение пациентов. В этой связи нужно сформировать реально работающую модель медицинского страхования и обеспечить переход на современные механизмы финансирования, завершить разработку стандартов медицинской помощи.
Повторю, деньги в медицинские учреждения должны поступать за оказанные конкретные медицинские услуги. А у гражданина должно появиться право на выбор врача, медицинской организации и страховой медицинской компании. При этом следует развивать механизмы повышения ответственности гражданина за свое здоровье и разумное пользование такими общественными благами, как система здравоохранения. Но не следует при этом забывать и об ответственности самих медицинских работников перед пациентами.
В этих целях в 2008-2009 годах нужно будет принять все необходимые нормативно-правовые акты, а в федеральном законе «О бюджете» на 2010-2011 годы предусмотреть возможность выделения необходимых средств для улучшения деятельности всей системы здравоохранения».
О доступном жилье
«За последние 7 лет объемы жилищного строительства увеличились в два раза. Но даже такие темпы роста явно недостаточны для удовлетворения существующих и растущих потребностей граждан России.
Обращаю внимание: наращивая объемы строительства, надо возводить жилье нового качества – используя энергосберегающие технологии и экологичные материалы. И как можно скорее нужно запустить индустрию быстровозводимого индивидуального жилья. Уже в текущем году мы должны приступить к реализации крупных проектов по строительству новых районов малоэтажной застройки – проектов в каждом субъекте Российской Федерации. Необходимо обеспечить ускоренное вовлечение в оборот новых земельных участков, их обустройство инженерной инфраструктурой.
Для этого в соответствии с Указом Президента должен быть образован Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Предполагается передать ему земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и не используемые до сих пор по целевому назначению.
Наконец, нужно продолжить работу по улучшению условий кредитования на жилищном рынке и развитию ипотеки. Мы не должны забывать, конечно, и о строительстве социального жилья».
О борьбе с бедностью
«В самое ближайшее время нам надо принять важнейшее решение, по которому уже не первый год идут жаркие дискуссии и откладывать которое больше невозможно, да и не нужно. Поясню, о чем идет речь.
Известна договоренность партии «Единая Россия» с Федерацией профсоюзов о необходимости того, чтобы минимальный размер оплаты труда был на уровне не ниже прожиточного минимума. Считаю необходимым уже в весеннюю сессию исполнить взятые на себя обязательства – принять закон, по которому с 1 января 2009 года минимальная заработная плата в нашей стране должна быть установлена на уровне 4330 рублей. Это фактически прожиточный минимум, сложившийся в стране на IV квартал 2007 года и утвержденный, просчитанный на момент принятия законодательного решения.
В планах на последующие годы должна быть предусмотрена индексация минимального размера оплаты труда с превышением прогнозируемого размера инфляции.
Для того чтобы обеспечить работу бюджетной сферы в новых условиях, должен быть повсеместно осуществлен переход на новые системы оплаты труда. Все необходимые для этого расходы должны быть учтены в бюджете.
Правительство совместно с региональными властями и профсоюзами разработают до конца года конкретный план борьбы с бедностью – разумеется, с привлечением депутатского корпуса, учитывая при этом (как записано в трехстороннем соглашении) возможности отдельных регионов России и интересы отдельных отраслей экономики».
О пенсиях
«Необходимо создать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу. Следует существенно повысить реальный размер трудовой пенсии, при этом в опережающем порядке должны быть увеличены доходы пенсионеров старших возрастов, то есть тех, у кого уже нет возможности дополнительного приработка, но которые для поддержания здоровья как раз нуждаются в деньгах, и им требуются большие расходы.
Устанавливая уровень минимальной пенсии, нам больше нельзя ориентироваться на некий «средний уровень». Надо добиться того, чтобы доходы пенсионера (с учетом пенсии и других видов социальной помощи) были бы не ниже прожиточного минимума, который реально сложился в регионе проживания. Здесь основную роль должны сыграть адресные доплаты и другие меры социальной поддержки, устанавливаемые на уровне субъектов Федерации, и, разумеется, при финансовой поддержке со стороны федерального бюджета.
Для работающих граждан надо шире внедрять программу добровольного софинансирования пенсионных накоплений. Уже принят Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке пенсионных накоплений. Все расходные обязательства по этому закону должны быть безусловно учтены при формировании федерального бюджета начиная с 2010 года.
При определении объемов расходов на выплату пенсий, зарплат бюджетникам и государственным служащим будет в полной мере учитываться динамика инфляции. Предусмотрена и регулярная индексация детских пособий и материнского капитала. С учетом позитивно складывающейся динамики рождаемости потребность в таких средствах будет расти. Но это лишь еще одно объективное подтверждение того, что наши с вами шаги в сфере демографии дают результаты, они были правильными».
В ходе пленарного заседания руководители фракций Госдумы высказали свое мнение о том, что удалось сделать за восьмилетний срок пребывания Владимира Путина на посту президента, и о том, какие проблемы в первую очередь должно решить новое правительство страны.
Вопрос – ответ
Олег СМОЛИН, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию: Уважаемый Владимир Владимирович, как Вы признали, предыдущее Правительство не справилось с инфляцией. Официально в прошлом году она составила 12%, а по товарам первой необходимости – вдвое больше. За первый квартал этого года официальный рост цен – более 5%, а по продуктам питания – более 10. Рядовые граждане и независимые эксперты говорят, что эти цифры занижены. Пенсии, пособия, зарплата в бюджетной сфере и на селе за ценами не успевают. Какое влияние на цены окажет последнее решение старого Правительства резко поднять тарифы, особенно на газ и электроэнергию? И какие меры системного характера намерено принять новое Правительство для обуздания инфляции и защиты людей с низкими и средними доходами?
Владимир ПУТИН: Инфляция – действительно проблема для нашей страны, и не только для нашей, но и для многих других. Обращаю ваше внимание на то, что наши соседи, с которыми мы взаимодействуем, в том числе, покупаем у них значительную часть продовольствия по импорту, столкнулись с теми же проблемами. И в некоторых странах инфляция даже выше, чем у нас. Но это совсем не значит, что мы все делаем правильно.
Вы сказали, что цифры серьезно занижены. Действительно занижены, но ненамного. В целом у нас за первые четыре месяца текущего года 6,3% инфляции. К сожалению, растет в этой структуре доля цен на продовольствие. И, разумеется, как я уже говорил, прежде всего это бьет по карманам малообеспеченных граждан.
О повышении тарифов. Мы не можем за счет одного сектора экономики упускать другой. Нам нужны сбалансированные решения. Мы должны поддержать наших энергетиков для того, чтобы в конечном итоге вытащить всю экономику. Но при этом мы должны, конечно, подумать о реальном секторе экономики, о таком, как сельское хозяйство. В наших крупных городах до 70% продовольственных товаров завозится по импорту. Это недопустимо много. И для того, чтобы избежать роста цен, нам нужно развивать сельское хозяйство. Правительством разработана целая программа действий. Вы знаете, сколько за последние два года выдано дешевых кредитов для поддержания животноводства, да и зерноводства тоже. Столько кредитных ресурсов селяне не получали, наверное, никогда. Это дает отдачу. Но мы считаем, что и этого недостаточно.
Сейчас принято дополнительное решение по минеральным удобрениям. Мы серьезно повысили вывозные таможенные пошлины. Доход бюджета составит примерно 12 миллиардов рублей. Все эти средства предполагается направить на нужды сельского хозяйства.
В ближайшее время мы намерены выделить еще 5 млрд. рублей на поддержание программы комбикормов для птицеводства, 30 млрд. рублей предполагаем дополнительно направить в уставной капитал сельхозбанка, чтобы обеспечить зерновую программу и чтобы государство имело возможность регулировать цены на зерно, если они и дальше будут расти на мировых рынках.
Комментарии