Конкурс «Учитель года России-2009» закончился, подведены его итоги, награждены победители, отмечены участники, сделан критический анализ прошедшего финала. Начинается подготовка к конкурсу будущего года. Каким он будет, пока сложно сказать. А вот каким его хотят видеть участники, лауреаты и победители этого года, они расскажут сами.
Ирина ШИРОКОВА, учитель истории Северного гуманитарного лицея Магадана:
– У меня два предложения. Первое – разрешите участнику конкурса сначала показать самый удачный свой урок, а затем предложите ему тему занятия, которое он должен подготовить в течение двух дней. Вы увидите возможности конкурсанта, степень его самостоятельности, универсальность и вариативность. Второе – если сохранять ситуацию, когда разные жюри оценивают разные группы участников, то более разумно оценивать урок и методический семинар одним составом. Иначе те люди, которые слышат теорию из уст учителя, не видят на практике, как он претворяет ее в жизнь!
Вадим МУРАНОВ, учитель физики основной школы №18 города Ногинска Московской области, победитель всероссийского финала:
– Родительское собрание мне видится таким: учитель в одиночку смотрит видеоролик, посвященный проблемной ситуации «учитель – ученик» или «родитель – ученик», и предлагает несколько вариантов решения. Ведь мы в своей практике часто сталкиваемся с такими ситуациями, которые нужно разрешить с минимальными потерями за максимально короткий срок.
Надежда РАСТРЕПИНА, учитель математики лицея №1 города Цымлянска Ростовской области:
– Считаю, что конкурс не надо усложнять. Количество конкурсных испытаний надо уменьшить.
Самое главное в работе учителя – давать знания по своему предмету. А все остальное – это более или менее необходимое приложение. В связи с этим мне в голову пришла такая идея. 1-й тур конкурса посвятить отбору «пятнашки» – лучших из лучших профессионалов своего предмета. Трех испытаний достаточно: опыт работы, мастер-класс (это домашняя заготовка) и урок в том виде, как он традиционно существует на конкурсе в течение нескольких лет. Здесь, конечно, на первом месте должно быть именно предметное жюри, так как только предметник в состоянии оценить, насколько хорошо, глубоко знает свой предмет конкурсант и насколько грамотно и доступно он может преподнести материал детям (или окружающим, как на мастер-классе).
Во 2-м туре при выборе пятерки уже можно оценивать учителя как личность, например на конкурсном испытании «Лекция», и как учителя, умеющего находить контакт с детьми, – на испытании «Классный час». Здесь можно сформировать другой состав жюри, с представителями общественности, так называемое Среднее жюри.
А в 3-м туре при выборе Большим жюри абсолютного победителя уже можно оценивать конкурсанта как человека, умеющего мыслить глобально, знающего и понимающего современные тенденции развития образования и общества. Например, на испытании «Круглый стол…» или «Открытая дискуссия». Таким образом, в результате трех туров можно выявить лучшего учителя – предметника-профессионала, воспитателя и администратора. Как говорится, три в одном.
Елена КЛИМЕНКО, учитель биологии гимназии №24 Калуги, лауреат всероссийского финала:
– Тему классного часа хотелось бы знать хотя бы за час до занятия. Нельзя строить важный разговор с детьми, не продумав каждое слово. Необходимо тщательно продумать, какие проблемы выносятся на это конкурсное испытание, дабы не ранить детей. Некоторые вещи могут обсуждаться только индивидуально. Одному ребенку требуется сказать одно, а другому – совершенно другое. У меня в классе 33 ученика, и я никогда не вынесу тему «Родители меня не понимают» на всеобщее обсуждение.
И еще. Хотелось бы, чтобы в состав Большого жюри входили представители большинства предметных направлений и чтобы предварительное знакомство их с «пятнашкой» происходило не только по буклетам. Обобщение опыта на втором этапе не помешает.
Владимир КРУЖАЛОВ, учитель истории и обществознания гимназии №1542 Москвы, победитель всероссийского финала:
– Мое предложение к организаторам следующих конкурсов сводится к тому, что я ратую за перенос срока конкурса. Ну не противоречит ли самой идее нашей деятельности то, что 69 лучших учителей России на месяц оказываются оторваны от своих непосредственных профессиональных обязанностей? Кроме двух недель конкурса, у многих как минимум неделя ушла на сборы, дорогу, подготовку документов. Знаю и таких, кто с 1 сентября был освобожден от уроков для подготовки к конкурсу. Кроме того, с учетом дороги, отдыха, реабилитации не все сразу приступили к работе после возвращения.
Резюме: установочный семинар хорошо бы проводить в конце июня. А сам конкурс в августе – и то и другое на базе, например, какого-нибудь молодежного лагеря. И учителя будут здесь при деле – как бы вожатыми, и дети для мероприятий (уроков, классных часов) под рукой, и время от основной работы не отнимается.
Чтобы приурочить окончание конкурса к Международному дню учителя, последнее испытание для пятерки (или «пятнашки») можно провести в конце сентября – начале октября на родине прошлогоднего победителя конкурса или в Москве.
Наталья ПОВАРИЧ, учитель экономики гимназии №1 Кемерово, лауреат всероссийского финала:
– Самым сложным испытанием во время конкурса, на мой взгляд, был график работы. Очень тяжело было успеть все сделать – и к урокам приготовиться, и себя в порядок привести. Согласитесь, учитель, а тем более тот, которого в работе может увидеть любой россиянин, должен выглядеть соответственно. А пробыть целый день в белой блузе, при этом переезжая с места на место, и остаться свеженьким и жизнерадостным сложно. Мне кажется, что программа должна быть более адаптирована к нуждам людей, предполагать время для отдыха.
Что касается этапов, ничего не нужно убирать, все обоснованно, только вот темы классных часов должны быть другие. «Можно ли все простить?» – сомневаюсь, что за двадцать минут можно найти ответ на этот вопрос, есть опасность попасть в сложную ситуацию. Нельзя забывать, что подростки – максималисты.
Комментарии