search
main
0

Посмотри. Сравни. Найди детали . Работа должна приносить удовольствие

«УГ» уже писала о проекте «Школьные музеи в интернете», который поддерживает некоммерческое партнерство «Современные технологии в образовании и культуре» («СТОиК»). В прошлом году партнерство и Управление образования Подольска провели первую конференцию в «реале» для руководителей школьных музеев («УГ» №49 от 6 декабря 2006 года). А в феврале 2006-го «СТОиК» и Управление образования администрации городского округа Балашиха собрали конференцию «Экскурсионная деятельность в школьном музее» для ребят-активистов. Особо потрудились сотрудники Центра дополнительного образования Балашихи, а методист Центра Светлана ЦЕЛОУСОВА за преданность делу музейной педагогики даже получила подарок от «УГ» – наши фирменные сувениры! Конференция, занявшая всего один день, стала настоящим кладезем полезного опыта для детей и взрослых. Мы увидели четыре музея Балашихи – школ №№3, 23, 14, 17, услышали семь презентаций из уст московских, подольских, балашихинских школьников, а участники форума – дети и взрослые – поучились на мастер-классах у профессионалов.

У взрослых руководителей школьных музеев, которые приехали на конференцию вместе с ребятами, появилась великолепная возможность поучиться у профессионала, кандидата педагогических наук, директора Детского открытого музея Марины ЮХНЕВИЧ. Марина Юрьевна провела короткий, но очень полезный мастер-класс, посвященный путеводителям по экспозиции. Дело в том, что в современных больших музеях путеводители все чаще не только дополняют экскурсию, но иногда даже… заменяют ее, особенно если посетители – дети. На входе ребенок получает листок с творческими заданиями. Выполнить их можно, только внимательно познакомившись с экспонатами. Подобный листок активности очень уместен в практике работы школьного музея. Марина Юхневич рассказала о требованиях, которые предъявляются к такому интерактивному спутнику посетителя музея: «Каждый путеводитель обязательно должен начинаться с приветственного обращения: « Ты пришел в музей…» Или создается игровая ситуация. К тебе обращается не анонимный автор экспозиции, а какой-то персонаж – герой экспозиции, игрушка. Иногда человеку предлагается самому выступить в роли персонажа экспозиции.

Своя экскурсия

Глубоко уважаю педагогов, которые в наше сложное время находят время и силы заниматься организацией поисковой работы, выставлением исторических сокровищ на всеобщее школьное обозрение, подготовкой экскурсоводов. Снимаю перед ними шляпу! Однако, дорогие наши учителя, в своем стремлении к совершенству вы иногда оказываетесь в ситуации абсурда. Ученики показывают своим ровесникам свой школьный музей и при этом барабанят монотонными голосами написанный учителем текст, стараясь повторить его слово в слово. История превращается в скукотищу, интереснейшее дело – в обязанность.

Как быть? Отдать составление текстов на откуп детям и забыть о содержательной стороне? Не стоит. Наверное, лучший выход – снабдить ребенка фактами и одновременно попробовать заинтересовать юного экскурсовода личностью, о которой тот должен рассказать. Факты, события, пропущенные через сердце и рассказанные как очередная серия захватывающего фильма, воспринимаются совсем по-другому… На конференции в Балашихе две девочки докладывали о своем школьном музее с помощью мультимедийной презентации. Читали по бумажке старательно, цитировали документы, называли цифры, произносили названия городов, места боев. Слушатели скучали… Председатель некоммерческого партнерства «СТОиК» Екатерина Алексеева поблагодарила докладчиков и осторожно, чтобы не обидеть, спросила, а что они сами знают о ветеране, лицо которого только что появилось на экране проектора. У одной из девочек загорелись глаза, и мы услышали романтическую историю встречи героя с будущей женой: «Идет Кузьма Георгиевич со своим другом, а навстречу им две девушки. Смеются, улыбаются, знаете, как обычно это происходит… Друзья спрашивают: «Можно с вами познакомиться? Можно вас пригласить на свидание?» А то время – конечно, не сейчас. Девушки застенчивые были… А еще раньше были такие платья, которые поясами подпоясывались. Кузьма Георгиевич выхватывает этот пояс и говорит: «Придешь на свидание – отдам». Надежда Ивановна подумала-подумала и, конечно, пришла на свидание. Как сам Кузьма Георгиевич говорит, поясок их связал, но мне кажется, поясок был просто поводом, чтобы встретиться еще раз. Их семейные отношения – это что-то удивительное… Они уважают друг друга. Недавно бриллиантовую свадьбу отметили. 62 года вместе. Кузьма Георгиевич исколесил всю страну. Жизнь его бросала от Восточной Пруссии до Сахалина». Алексеева спросила аудиторию: «Какая экскурсия вам больше понравилась?» Вы догадываетесь, что ответил дружный хор голосов?

Директор

шестнадцати лет

Потенциал у современных детей огромный – нужно только направить в «мирное» русло их энергию. Например, представить свой школьный музей на web-сайте – посильная задача для школьника. Начальник Управления образования администрации городского округа Балашиха Виктория КОРОЛЕВА, приветствуя участников конференции, привела такой пример: «К нам в управление образования недавно пришел глава района, и нужно было показать ему новую интерактивную доску. Демонстрировал преимущества доски десятиклассник. Вы бы видели, с каким глубочайшим уважением взрослые смотрели на этого десятиклассника…» Ребята просто горы сворачивают, если понимают, что учителя им доверяют. Немаловажную роль играет и должность, на которую взрослые назначили ученика. Один из восемнадцати школьных музеев Балашихи возглавляет одиннадцатиклассник Владимир ВОРОНИН. Он директор и экскурсии проводит солидно, по-взрослому: «Наш музей развивается по трем основным направлениям. Это «Иван Андреевич Флеров и боевые установки 13», «Ведущий конструктор «катюш» и боевых установок Васильев» и «Гвардейские минометные части». Обратите внимание на этот стенд – результаты нашей поисковой работы. Здесь представлена информация о 32-й гвардейской Тернопольской Краснознаменной бригаде орденов Кутузова, Суворова и Александра Невского. В июле 2001 года активисты нашего музея в составе московской делегации ветеранов отправились в Оршу. Там мы и познакомились с ветеранами 32-й бригады. В 2005 году Ивану Андреевичу Флерову исполнилось 100 лет, у нас состоялся грандиозный митинг, посвященный этому событию. А 23 февраля нашему музею исполняется 40 лет». А в конце экскурсии мы поняли, что Володя не просто хорошо знает факты и умеет интересно построить рассказ. Он по-настоящему увлечен темой: «А! Совсем забыл про гитару! В день рождения Флерова к нам обычно приезжает его внучка. В одно из таких посещений она подарила нам гитару своего деда со словами: «Я хотела бы, чтобы вы знали, что Иван Андреевич был не только храбрым бойцом и смелым воином, он был еще добрым и жизнерадостным человеком».

Каюсь, задала директору провокационный вопрос: «Вам интересно этим заниматься или просто велели?» Он немного растерянно ответил: «Естественно, интересно, поэтому я здесь». «А дальнейшую жизнь с историей не хотите связать?» – «Не думал об этом. Пока в школе учусь, надо продолжать…». – Владимир окинул взглядом музейный кабинет. Позиция, достойная уважения!

Другой поразивший меня юный экскурсовод представлял на конференции московский центр образования №170 им. А.П.Чехова. В начале учебного года здесь открылась студия «Экскурсовод», в которой под руководством методиста Татьяны ЩЕРБАКОВОЙ ребята готовятся проводить экскурсии в многочисленных школьных музеях: музее истории математики, биологическом, этнографии, музее Антона Павловича Чехова. Девятиклассник Даниял АХМЕДБЕКОВ подготовил экскурсию на тему «От абака до компьютера» по экспозиции музея истории математики. В Балашиху он привез часть экспонатов и показал фрагмент своей экскурсии.

– Вы видите картины, которые помогают нам понять, как применялись математические знания в Древнем Египте. На первой картине вы видите фараона Джосера и рядом его зодчего Имхотепа. Вместе они осматривают строительную площадку, на которой будет построена усыпальница для фараона. На переднем плане рабы с помощью мерного шнура измеряют прямой угол. Ученые называют Имхотепа первым гением в мировой истории. Его задумка – строительство усыпальниц в форме пирамид – и есть начало новой эры в строительстве Древнего Египта. А на этой картине изображено строительство очередной пирамиды в долине города Гизы. У меня вопрос: как вы думаете, для чего строились пирамиды? Ну же, ну же, отвечайте!

Мальчик из зала:

– Для погребения фараонов.

– Да, правильно, это одна из версий. А по другой: древние египтяне спрятали в пирамидах множество геометрических законов. Например, египтяне знали число p, могли находить площадь круга и даже объем усеченной пирамиды. Все эти знания они спрятали в пирамиде и оставили для своих потомков.

У меня сложилось впечатление, что Даниял присутствовал на строительстве пирамид…

Здравствуй, дорогой друг!

У взрослых руководителей школьных музеев, которые приехали на конференцию вместе с ребятами, появилась великолепная возможность поучиться у профессионала, кандидата педагогических наук, директора Детского открытого музея Марины ЮХНЕВИЧ. Марина Юрьевна провела короткий, но очень полезный мастер-класс, посвященный путеводителям по экспозиции. Дело в том, что в современных больших музеях путеводители все чаще не только дополняют экскурсию, но иногда даже… заменяют ее, особенно если посетители – дети. На входе ребенок получает листок с творческими заданиями. Выполнить их можно, только внимательно познакомившись с экспонатами. Подобный листок активности очень уместен в практике работы школьного музея. Марина Юхневич рассказала о требованиях, которые предъявляются к такому интерактивному спутнику посетителя музея: «Каждый путеводитель обязательно должен начинаться с приветственного обращения: «Здравствуй, дорогой друг! Ты пришел в музей…» Или создается игровая ситуация. К тебе обращается не анонимный автор экспозиции, а какой-то персонаж – герой экспозиции, игрушка. Иногда человеку предлагается самому выступить в роли персонажа экспозиции.

Естественно, посетитель должен получить информацию – что ему предстоит увидеть в этом музее.

Функции путеводителя. Прежде всего он должен сориентировать человека. Очень важно, чтобы были такие слова: «Подойди сюда, сделай остановку здесь, а вот теперь ты находишься тут…» Это то, что обычно произносит экскурсовод.

Путеводитель советует: «Посмотри, рассмотри, найди детали, сравни, исправь ошибку…» Заострение внимания – самая важная часть феномена музейного посещения.

Важно, чтобы посетитель не только обратил внимание на тот или иной экспонат, а сделал какое-то умозаключение. Например, догадался, почему здесь выставлены вместе именно такие предметы. Используются различные приемы запоминания и закрепления увиденного. Допустим, в экспозиции есть греческая амфора, дошедшая до наших дней не целиком. В путеводителе помещен ее рисунок, и ребенку предлагается дорисовать отколотый кусок. Кроссворды, ребусы, загадки служат той же задаче.

Хорошо дать задание на дом. Например, рассказать своей бабушке, маме, папе, другу о музее.

И совершенно обязательно в таком путеводителе – доброжелательно попрощаться с посетителем. Сказать, что мы будем рады видеть его еще раз, что он может привести друзей.

Современный музей хочет не только просвещать публику, но и поиграть с ней, пробудить эмоции, увлечь. Чтобы люди проводили время в музее с удовольствием, чтобы посетители были творчески разбужены. И вот когда это происходит, получается хорошая экскурсия».

Интерес к новой форме экскурсионной деятельности обеспечен после участия более ста школьных музеев со всей страны в конкурсе «Мой музей», который в декабре-январе провел «СТОиК». Школьникам и учителям было предложено представить свой музей в буклете, созданном с помощью программы MS Publisher. Абсолютное большинство блестяще справились с этой задачей в рамках трех номинаций: «Приезжайте к нам в музей», «Смотри и играй», «Нам нужен спонсор»!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте