search
main
0

«Последняя из потерявшихся на карте стран»: педагогическая сказка от Андрея Иоффе

Жила-была Гимназия. Не просто школа, а целая Гимназия. Гордо носила это имя. Все же знают, что гимназия и гимнастика – родственные слова? Нет? Тогда советуем посмотреть в словари и провести историческое исследование – будет интересно. Но мы не об этом. А о том, что в нашей сказочной Гимназии предметом гордости были высокие и очень высокие баллы.

Изображение сгенерировано нейросетью «Шедеврум»

Откуда они взялись там? Из разных контрольных, экзаменов, опросов, рейтингов, экспертиз. В общем, баллы были везде, ни шагу без них не ступить. Ученики, педагоги и даже руководители все были обаллены, отрейтингованы и распределены по местам. Делались попытки и родителей сюда же втянуть, но они сопротивлялись и протестовали. С ними старались деликатными уговорами обходиться (все-таки там были люди серьезные, могли и обидеться на неподобающее место). Однако это уже другая история – дойдут и до них руки.

А пока Гимназия радовалась своим высоким заборам и стенам вокруг и внутри своей территории. Она была целой планетой, состоящей из разных стран. Между странами проходили границы, построенные из разных баллов. Чем выше были стены, тем привлекательнее оказывалась страна – в нее все стремились и о ней мечтали. Конечно, находились те, кто искал лазейки, делал подкопы и обходные тропинки, находил трещины и дырки в стенах. Но большинство жителей планеты Гимназия добросовестно готовились к преодолению стен, посвящали все свое время тренировкам. Вся жизнь – сплошной штурм стен, которые воздвигнуты из высоких и даже очень высоких баллов (их иногда несправедливо именуют оценками, хотя точнее было бы называть отметками, но в такие тонкости мало кто вдаётся). Здесь не до шуток и смеха. Лица напряженные и сосредоточенные. Если кто-то преодолевал одну стену, то другой уже старался выбрать новое препятствие повыше, попрестижнее. Такая соревновательность поощрялась и выделялась. «Больше, зачётнее, круче» – такие ценности представлялись для каждого жителя олимпийскими.

Вся территория Гимназии представляла собой полосу препятствий из разных стен и заборов, барьеров и ям, топей и холмов. Любая расслабленность и стремление передохнуть осуждалось, как слабость и бессилие. «24 на 7» (для непосвященных поясню – речь о 24 часах в сутках и 7 днях в неделе) – самый популярный девиз всех обитателей Гимназии, а также ритуальное магическое заклинание на любом собрании и сборе. Между разными странами существовали отношения, но очень формальные и чопорные. Представители вели себя с достоинством, не «выносили сор из избы», не говорили о проблемах, а друг у друга с удовольствием находили недостатки. Но это все точно не выходило за тот пограничный забор, который тщательно и продуманно был выстроен вокруг Гимназии. Вражеские лазутчики старались туда проникнуть, провокации делали. Но пока удавалось держаться.

Но каждый знает пословицу, что «в семье не без урода». Был такой и на планете Гимназии. Все страны, как страны, борются, стремятся, нервничают, преодолевают стресс, соревнуются и конкурируют, бегут по первому призыву, активничают и волонтёрят. Но нашлась и такая территория, где здоровый сон, спокойствие, просто улыбка (не по поводу очередной победы или значимого достижения) нашли себе пристанище и уютное местечко. Безмятежно там бродили жители – не думали о стенах, препятствиях, осадах, штурмах, сражениях, да и к гордости относились с какой-то странной настороженностью. Спрашивали в лоб: «А что такое гордиться? Это какое состояние? Чем гордящийся человек отличается от обычного нормального человека? А чувство гордости является постоянным или преходяще-уходящим?» Много таких непонятных вопросов было, вызывающих недоумение у большинства обитателей Гимназии. Призывы одуматься и проснуться оставались безответными.

Вычеркнули странную беззаботную страну из официальной карты. Нет её и не было никогда. Въезд туда запрещен, визы не дают, торговля ограничена. Такая «потерянная для цивилизации» страна (это выражение из кулуарных разговоров политиков в Гимназии). Вот только раздражало, что не только уходить оттуда жители не хотели, но еще и нашлись отщепенцы, которые сами переезжали, по доброй воле, как их ни отговаривали. Росло население «потерянной для общества» страны, укреплялся ее авторитет и внутренняя самостоятельность. Ведь авторитет – это не то, что провозглашается с высоких трибун, а взгляд обычных людей и уважением окружающих. Тут уже и другие страны задумались о разрушении стен, отказе от непререкаемого господства баллов и отметок, побед и показателей. А это уже ни в какие ворота не лезет.

Вот тут сказка и обрывается. Если кто-то хотел узнать окончание истории, то не дошло до нас сведений. Можно самим дофантазировать, если есть время перед очередным штурмом высот. Мы же в жизни бегаем за баллами – то они в отметках, то в зарплате, то в должностях. И часто стремимся к росту и повышению, измеряем все суммами и ценами, количеством, а не качеством. И забываем о самой жизни в этом бесконечном забеге. Периодически хорошо и остановиться, оглядеться по сторонам. Тут нет призыва к застою и деградации, уходу в себя и отказу от стремлений. Просто развитие не всегда означает рост – пророст, привес, привоз. Баланс между тем, чтобы развиваться и расти найти непросто. Чего мы и желаем всем!

Окончание истории от Светланы Каймаковой из Ярославля:

Классно было бы крылья для полета измерять?!

«Измерять? а зачем?». Гораздо важнее, чтобы крылья просто были! Именно такие, которые и лететь позволят высоко (высоту тоже не будем определять, она индивидуальна), и смотреть по сторонам будет в кайф! Это из истории создания «потерянной цивилизации», которую вскоре Гимназия признала и нарекла «Планетой счастливых». Вход на планету отныне был очень сложным, пароль – «доверие». Пришлось в Гимназии новый предмет изучать, но отметки ставить не стали, от рейтингов отказались; ученик сам должен был определить уровень освоения. Долго ли, коротко ли, но Гимназия вдруг сама стала Планетой счастливых. Чем больше было доверие, тем привлекательнее она становилась для всех! Все мечтали туда попасть.

Комментарий и иллюстрация от Юлии Косенко (Республика Адыгея):

Мне ещё очень нравится фраза с этой картинки: «У нас всегда есть выбор – сложить крылья или взмахнуть ими…». Самое главное, только, если поставить маленькую «звездочку» для продолжения размышления: каждый «взмахивает» крыльями для разных целей. Кто-то, захватив лакомый кусочек, чтобы отпугнуть от себя соседей, иной – устрашить своим внешним видом за счет увеличения внешних объемов (ибо более ничего не предложить), кто-то – просто от скопившейся злости… И лишь немногие понимают, что крылья даются для высокого, прекрасного и свободного полета, как во сне, когда кажется, что с высоты птичьего полёта можно увидеть весь мир! Вот и в школьной практике, к сожалению, оценки всё чаще перестают быть инструментами для оценивания знаний, а становятся «сухой» и прагматичной самоцелью для учеников (чтобы входить в определённую вип- категорию), и для педагогов (чтобы тоже возвышаться своей «высокобальностью» над коллегами).

В итоге, в этой безумной (а главное – бессмысленной!) гонке теряется сама прелесть процесса образования, а точнее – обретения знаний. Потому, счастье и гармония покидают стены образовательных учреждений. Ведь удовольствие от новой книги или увиденного на уроке опыта, нельзя измерить ни баллами, ни процентами, ни даже градусами… Это можно выразить лишь искренними эмоциями. Но ни учителям, ни подопечным эти чувства нет возможности «материализовать» ни в какие шкалы измерений… Вот и получается, что имеем то, что имеем: обучение не ради знаний, а ради оценок. Надо менять приоритеты!

Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте