search
main
0

После конкурса. Позволят ли новые правила сохранить старые традиции?

Конкурс! Это призывное и тревожное слово, не успев сойти с уст педагогической общественности в октябре, в ноябре снова становится актуальным. Потому что в ноябре начинаются смотры педагогического мастерства в городах и селах России. В чем же притягательность явления, называемого конкурсом? Почему оно занимает мысли сотен учителей? Что ожидает на нелегком пути к победе? В чем суть конкурсного движения и как на нем отразился национальный проект «Образование»? Обо всем этом и многом другом на страницах «МП» размышляет член жюри и один из разработчиков идеологии Всероссийского конкурса «Учитель года России», эксперт Всероссийского конкурса «Лучшие школы России», кандидат педагогических наук, заведующая кабинетом педагогического опыта Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Елена ПАХОМОВА.

Об истории конкурса «Учитель года России» написано достаточно много, но общение с любой педагогической аудиторией показывает, что для большинства людей это явление остается загадочным, а иногда и просто мифическим, если иметь в виду, что миф – это вымысел. Для одних конкурс – это шоу, для других – заранее предусмотренная победа определенных лиц, для третьих – вообще не соревнование, а просто фестиваль педагогических идей, и это не самый плохой вариант. Точек зрения множество. И только те, кому посчастливилось пережить и радость победы, и горечь неудачи, понимают через некоторое время, что это замечательный педагогический праздник – праздник общения, профессионального и личностного роста, праздник педагогического единения, расширяющий образовательное пространство и открывающий простор для педагогической мысли.

Каждый прошедший конкурс вызывает много размышлений, наводит на мысли о необходимости внесения каких-либо изменений в процедуру оценивания, в регламент, в критериальный аппарат и т.д. Конкурсы, состоявшиеся в этом году, не стали исключением. Более того, особую остроту эти размышления, дискуссии и несогласия приобрели в связи с введением новых правил, по которым участниками всероссийских конкурсов «Учитель года России» и «Лучшие школы России» могут стать только обладатели грантов приоритетного национального проекта «Образование». Из этого следует, что и в региональных конкурсах будет действовать это правило.

Что конкурсы приобрели и что утратили в связи с новыми правилами?

В 2006 году «Учитель года России» состоялся в 17-й раз. За этот период только в его финале приняли участие более 1100 учителей, которые прошли тернистый путь от конкурса в образовательном учреждении до Всероссийского этапа. Конкурс, который начал свою жизнь в 1990 году с небольшого количества учителей, развился в подлинное педагогическое движение.

Важнейшей задачей «Учителя года» является выявление талантливых педагогов, яркого педагогического опыта с целью распространения образцов педагогической деятельности. Все это реализуется в процессе самого конкурса или постконкурсный период: участники «Учителя года» практически всегда становятся проводниками передовых идей образования.

В процессе конкурсных выступлений обнаруживаются интересные, эффективные способы обучения и воспитания детей. Ими обладают не только абсолютные победители или лауреаты конкурса. Каждый участник интересен и самобытен. Описание педагогического опыта, разработки уроков, внеклассных мероприятий, авторские программы, дидактический материал, описание технологий – это далеко не все, что предлагают конкурсанты на рассмотрение жюри и чем щедро делятся друг с другом в процессе испытаний.

Следует отметить, что подготовка к конкурсным выступлениям для каждого педагога является настоящей школой повышения квалификации, поскольку учитель в этот период наиболее интенсивно направляет свои усилия на осмысление и структурирование своего опыта. Освоение технологии самоанализа педагогического опыта, выделения из него наиболее ценных компонентов, выработка умения оценить свои педагогические находки с точки зрения их инновационности, целесообразности, технологичности – все это становится предпосылкой для успешного прохождения конкурсных мероприятий.

Подготовка к конкурсу и потом открытое публичное выступление высвобождают скрытые внутренние ресурсы учителя. Это позволяет участникам быстро адаптироваться в системе повышения квалификации после конкурса. Для многих конкурсантов эта работа становится отправной точкой в дальнейших исследованиях. Мастер-классы, педагогические фестивали, обмен опытом в дистантных формах повышения квалификации, быстрое встраивание в сетевые сообщества инновационных учителей – это далеко не все виды постконкурсной деятельности участников.

Если же говорить в целом, то путь педагога в конкурсе – это чрезвычайно трудная глубинная работа по преобразованию себя.

Сохранил ли все эти составляющие конкурс «Учитель года» с введением новых правил? С уверенностью можно сказать, что сохранил, поскольку критерии ПНПО предполагают награждение лучших учителей, то есть носителей образцов педагогической деятельности, обеспечивающих позитивную динамику в обучении и воспитании школьников. Из этого следует, что конкурс «Учитель года России» становится еще более профессиональным, его участниками становятся еще более творческие учителя.

Однако есть и некоторые сомнения. Они связаны с желанием сохранить традиции, накопленные за 17 лет жизни конкурса «Учитель года России». Конкурса, который стал открытой трибуной для учителей, находящихся в поиске новых педагогических находок, стремящихся получить публичную оценку своего творчества, одобрение со стороны самых строгих судей – своих коллег. То есть конкурс выявлял имена не только тех учителей, опыт которых уже сформировался на муниципальном или региональном уровне. Конкурс открывал и тех педагогов, чей опыт еще не был признан, но вызывал интерес своей нетрадиционностью, дискуссионностью, требовал обоснования и доказательств его состоятельности. Участие в конкурсе было достаточно мощным катализатором скорейшего становления подобного опыта. Такие учителя вряд ли стали бы обладателями гранта в рамках национального проекта. Следовательно, это одна из потерь, которые понес «Учитель года».

Много лет конкурс открывал двери для педагогов всех образовательных учреждений, кроме вузов. Можно, конечно, не считать этот факт правомерным, потому что в названии конкурса ключевым является слово «учитель». По новым правилам в конкурсе не могут принимать участие педагоги дополнительного образования, воспитатели детских садов и еще ряда учреждений, не реализующих общеобразовательные программы. Но первоначально предполагалось, что учителем года может быть признан человек, который в жизни ребенка играет значимую роль не только как обучающий его математике или чтению, но и помогающий становлению личности, а иногда и выправляющий судьбу. Очевидно, такую точку зрения разделяют не все. Найдется гораздо больше сторонников новых правил, которые тоже будут правы в своих доводах.

А может быть, стоит подумать о сохранении первоначальной идеи конкурса «Учитель года» и развитии конкурсного движения? Конкурсных форм может быть много, и каждая из них может служить выявлению таких сторон педагогической деятельности, в которых более всего нуждается сегодня образование в целом, конкретный ребенок, родители. Конкурсы (или фестивали педагогического мастерства, фестивали инновационных идей, да мало ли как еще это может называться!) могут иметь свой девиз и свою конкретную задачу для отдельного региона, города или образовательного учреждения. Каждый из этих конкурсов будет служить развитию приоритетов в образовании и поможет учителям, образовательным учреждениям достойно представлять себя в рамках ПНПО. И, возможно, такой взгляд на конкурсное движение позволит примирить разные точки зрения и не противопоставлять конкурсы, устоявшиеся, полюбившиеся, уже ставшие традиционными, конкурсам, проводимым в рамках национального проекта «Образование». Напротив – каждый педагог найдет такой конкурс, в котором он может проявить себя. Проблема заключается в том, чтобы люди, занимающиеся конкурсами профессионального мастерства в региональных и муниципальных органах образования, видели в них способ выявления, выращивания и развития целых образовательных систем или педагогического опыта отдельного учителя.

У многих учителей есть свои находки, сохранить которые и довести до педагогической общественности является задачей организаторов конкурса. Что для этого делается? «Учительская газета», журнал «Лидер образования», предметные и методические журналы освещают опыт участников на своих страницах. Другие средства массовой информации активны в отражении событий конкурса, к сожалению, только в дни его проведения. Но и это уже хорошо! Конкурс будоражит общественность, привлекает к себе внимание, делает профессию учителя в глазах общества хотя бы на некоторое время значительной и значимой.

Конкурс «Учитель года России» вырос в профессиональное движение, поддерживающее интересный педагогический опыт. В настоящее время большое число педагогов объединены в клубы «Учитель года», которые стали организаторами слетов, фестивалей участников конкурса, педагогических десантов, летних экспедиций, других интересных и чрезвычайно продуктивных форм повышения квалификации педагогов.

Как правило, инициаторами создания таких клубов являются сами участники конкурса. Естественное стремление продолжить дружеские встречи (а для педагогической среды они чрезвычайно важны!) перерастает в серьезное профессиональное общение. В большинстве случаев региональные клубы поддерживают органы управления образованием, институты повышения квалификации учителей, методические службы. Немалую роль в создании учительских объединений во многих регионах (Самарской, Тамбовской, Кировской, Ленинградской областях, городе Сургуте) играют областные комитеты Профсоюза работников народного образования и науки.

Клубы «Учитель года» в Ленинградской, Тюменской, Самарской, Ростовской, Кировской, Астраханской, Вологодской областях (перечень регионов можно продолжить) организуют ежегодные «методические поезда», «педагогические марафоны», фестивали педагогического мастерства. Программа этих мероприятий чрезвычайно насыщенна. Уроки, мастер-классы, выступления с лекциями, КВН, спортивные соревнования клубных команд с командами учителей посещаемых районов – вот далеко не полная программа только одного такого выезда. Практика показывает, что развитие клубного движения обогащает учительство. Но клубы нуждаются как в моральной, профессиональной, так и в материальной поддержке. Хорошо, когда у членов клуба есть элементы формы (майки, шарфы, эмблемы), то есть знаки принадлежности к одной команде. Но еще важнее, когда выезд в район обеспечен транспортом, местом проживания, питания, то есть обеспечивается жизнедеятельность команды.

Далеко не последнее место в этой работе принадлежит Профсоюзу работников народного образования и науки. Ведь это профессиональный союз, то есть добровольное объединение работников, связанных одной, в нашем случае – педагогической, профессией. А значит, профессиональная поддержка членов этого союза – дело не менее важное, чем обеспечение их детей путевками в лагерь или билетами на елку.

Важность конкурсного движения признана на самом высоком уровне: лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России-2006» принимал Президент России Владимир Путин. Итоги конкурсов «Учитель года России-2006» и «Лучшие школы России-2006» подведены на общественно-педагогическом форуме «Приоритетный национальный проект «Образование» в действии», который состоялся 22 ноября в Государственном Кремлевском Дворце. Победители названы. Ими стали самые достойные из достойных, профессиональные и целеустремленные, преданные своему делу Учителя. Поздравляем победителей и желаем всему педагогическому сообществу успехов в новых конкурсах, влекущих к новым открытиям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте