search
main
0

Посиделки ковидного периода

Зимняя встреча учителей года прошла кулуарно и без детей

Ленинградский вокзал в Москве. Праздничный вечер между Новым годом и Рождеством. В зале ожидания собирается кружок учителей из Краснодарского края, Калужской, Московской, Нижегородской областей, Тулы, Санкт-Петербурга, других регионов. Каждого встречают овациями. Целый год прошел с последней зимней школы учителей года в Екатеринбурге, она была в январе 2020‑го, а затем пандемия спутала все карты. Впервые за двадцать лет не состоялась летняя Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России, которая традиционно проходит при поддержке «Учительской газеты» и Общероссийского Профсоюза образования.

Учителя года с собственными детьми в усадьбе Тригорское

Зимнюю встречу решили не пропускать, однако организовать как познавательное и здоровьесберегающее мероприятие, в духе объявленного профсоюзом Года спорта, здоровья, долголетия. При этом количество участников сократилось до 25% от обычного состава, как число зрителей в театрах…

Уже в поезде «Москва – Псков» обсуждали последние новости, делились эмоциями по поводу организации учебного процесса в своих регионах. На зимней школе «Учитель года»-2021 впервые не было открытых уроков и мастер-классов, традиционных массовых мероприятий. Она впервые прошла без детей. Но программа была насыщенная – экскурсионные маршруты, неформальные педагогические вечера, спортивные вылазки.

Псковская область встретила нас отличной погодой. Доехав до Пскова, прошлись по городу. Первая остановка – у памятника Пушкину и его няне Арине Родионовне. Затем любовались белокаменными храмами, памятником княгине Ольге. Загадали желания у фигуры работящего Скобаря.

В Пушкинских Горах все напоминало зимнюю сказку – чистейший снег лежал везде: на полях, на ветках деревьев, на зданиях.
Святогорский монастырь был закрыт для посещения из-за коронавируса, но мы прошли вдоль стен, ощутили дух и силу этого места, поклонились издали могиле великого поэта.

Услышали страшную и трогательную историю о том, как во время Великой Отечественной войны у самой могилы Пушкина было заложено огромное количество взрывчатки, все вокруг было заминировано. Если бы не подвиг саперов, мы утратили бы эту реликвию. 12 человек при разминировании погибли, светлая им память…

Владимир ГОЛОВНЕР, руководитель зимних школ и летних экспедиций

Михайловское – родовое имение матери Александра Пушкина, место духовного становления поэта. Пешая прогулка по заснеженному лесу через деревню Бугры подарила нам море эмоций. Мы бродили по аллеям, заглядывали в искусственный грот, любовались тем самым дубом, вокруг которого вышагивал кот ученый, посетили домик няни, комнату, в которой рождались строки «Евгения Онегина».

До Тригорского шли пешком, огибая озеро по заснеженной тропе и волшебному лесу. Зашли на Савкину гору – древнее городище на берегу реки Сороть, источник мощной энергетики. На вершине холма стоит деревянная часовня, восстановленная в ХХ веке на месте старой, обветшавшей, а рядом с ней – знаменитый поклонный «Саввин камень» с крестом, на котором выбита надпись: «Лета 7021 постави крест Сава поп» (по современному летосчислению – 1513 год).

Крест стоит на братской могиле русских воинов.
Видели городище Воронич, где нашли свой покой хозяева Тригорского – Осиповы-Вульф и дворяне Вындомские. Здесь у поэта родился замысел драмы «Борис Годунов». В его бумагах сохранилась стилизованная запись: «писано быстъ Алексашкою Пушкиным в лето 7333 на городище Ворониче».

Тригорское поразило нас своей ярмаркой. Местные жители вынесли на продажу деликатесы: моченые ягоды, соленые грузди, огурцы и варенье. Как все не попробовать? Здесь же небывалой красоты одеяла и платки. Обитателям этой усадьбы Пушкин посвятил немало стихов.

Вечером делимся опытом. Ну и что, что каникулы? Интересно же! В этом году о проектах экологической направленности рассказала учитель года Калужской области-2001 Анжела Пинюкова. «Экопатруль», «Утилизируй правильно и модно», олимпиада «Эколята» и другие направления работы со школьниками представила Анжела Григорьевна. Она умеет заинтересовать ребят, дети сами приходят к учителю с идеями проектов.

Ведущий специалист отдела по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Оксана Родионова ознакомила нас со Всероссийским конкурсом «Профсоюзный репортер» на лучшую публикацию в газете «Мой Профсоюз». Он стал традиционным, а в 2020 году был посвящен 75‑летию Победы. Оксана Александровна показала уникальные архивные фото, пришедшие на конкурс, дала советы тем, кто хочет стать его участником.

Псевдоинновациям, экспериментам, которые не дают образовательного результата, однако становятся темами кандидатских и даже докторских диссертаций, посвятил свое выступление под названием «Педагогический бриколаж» учитель года Санкт-Петербурга-2013 Сергей Софенко.

От такого похода страдают дети, на модной волне они остаются за бортом качественного образования. Напомню, бриколаж (от фр. bricolage) – «создание предмета или объекта из подручных материалов, а также сам этот предмет или объект»…

О том, как с первых минут урока увлечь школьников, показать красоту науки и создать атмосферу креативности и активности, рассказал я, учитель года Кубани-2000 Андрей Семке. Интерес к предмету возникает тогда, когда мироощущение ребенка совпадает с материалом, который он изучает.

Урок позволяет насытить информационное пространство интересными примерами.
В один из вечеров был организован образовательный буккроссинг. Но мы не просто обменивались книгами, а внесли в это традиционное мероприятие новый штрих. Участники зимней встречи должны были привезти с собой книгу, которую хочется подарить друзьям, обернуть ее в непрозрачную бумагу и написать загадочный анонс. По очереди каждый участник брал пакет с описанием и пытался отгадать автора и название книги. Удивительно, но большинство книг было угадано, несмотря на замысловатые и порой очень туманные описания!

Совсем недавно в Пушкинских Горах появился музей, посвященный писателю, который прожил здесь совсем небольшой отрезок своей жизни, – Дом-музей Сергея Довлатова. Писатель описал это место в своем «Заповеднике». А сейчас… Аварийная крыша, покосившиеся стены и прогибающийся под ногами гнилой пол – зрелище удручающее. Спасительными для нас стали строки из рассказа, которые на листах формата А4 были развешаны по территории…

Вот одна такая цитата: «На чужом языке мы теряем восемьдесят процентов своей личности. Мы утрачиваем способность шутить, иронизировать. Одно это меня в ужас приводит».

Еще один вечер мы назвали «Дов­ла­тов­ские чтения». Учитель года Москвы-1997 Владимир Головнер приготовил целую программу. Мы смотрели отрывки из фильмов и читали рассказы Довлатова. И, конечно, не обошлось без «Заповедника», где о Пушкинских Горах рассказывает человек, который несколько месяцев проводил экскурсии и жил в этих чудесных местах.

Побывали мы и в Петровском, родовом имении предков Пушкина – Ганнибалов. Достоверно неизвестно, бывал ли поэт здесь, можно лишь предположить, что он мог навещать дядю. На мой взгляд, это самая красивая усадьба.

«Зимка» закончилась, и мы надеемся, что проекты летних и зимних школ возобновятся в полноценном формате. И что Межрегиональная экспедиция школьников России летом 2021 года пройдет с участием тех, кто больше всех этого ждет, – наших учеников!

Андрей СЕМКЕ, доцент кафедры управления образовательными системами Института развития образования Краснодарского края, учитель физики и астрономии

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте