search
main
0

Портрет кисти школьника. Компьютерная графика в классах компенсирующего обучения

Компенсирующее обучение обычно понимают в широком смысле слова как систему мер, которые предпринимает школа для оказания помощи детям, по тем или иным причинам испытывающим затруднения в усвоении образовательных программ. И речь, как правило, идет о детях, у которых отсутствуют выраженные нарушения интеллекта или отклонения в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Причинами же трудностей в обучении могут быть недостатки эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, внимания, низкий уровень учебной мотивации либо недоразвитие отдельных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, нарушения моторики, низкая работоспособность и так далее.

В основной школе центра образования № 109 в рамках адаптивной модели наряду с гимназическими, лицейскими и общеобразовательными классами функционируют классы компенсирующего обучения. Нами накоплен более чем пятнадцатилетний опыт коррекционно-развивающей работы с учениками группы риска. В основе ее лежит медико-психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, межпредметная интеграция, использование современных средств ИКТ.

Результат этой деятельности налицо: многие выпускники таких классов успешно поступают в классы художественных ремесел нашего центра образования, а также в различные колледжи столицы.

Уроки информатики и ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, творчества, воображения, мелкой моторики руки. Выполнение практических работ обычно осуществляется в индивидуальном темпе, используются задания разного уровня сложности с учетом индивидуальных особенностей детей. Компьютерные технологии предоставляют огромные возможности и для визуализации материала.

Рассмотрим некоторые принципы преподавания информатики и ИКТ в классах компенсирующего обучения.

Модульность и результативность.

Модульность заложена в самой программе курса, поэтому ученики должны понимать, что они не просто «учатся работать на компьютере», а изучают определенный раздел информатики или ИКТ: компьютерную графику, способы форматирования текста, устройство компьютера или основы программирования. Это позволит им расширить кругозор и сориентироваться в структуре курса, что особенно важно в случае сдачи экзаменов. Для одночасового предмета, каким является информатика и ИКТ, очень важно получать результат в конце каждого урока. Даже если результаты являются промежуточными и будут использованы на следующем уроке, их необходимо четко сформулировать и по возможности оценить.

Практическая направленность и высокая мотивация. Учащиеся классов компенсирующего обучения, как правило, мыслят конкретно. Поэтому если они не видят для себя практической значимости в обсуждаемых вопросах, их трудно заинтересовать. Личная же заинтересованность способствует концентрации внимания и позволяет получить хорошие результаты. При изучении новых программных продуктов целесообразно применять способ «быстрого старта», то есть идти от конкретных примеров использования отдельных инструментов к обзору всех инструментов и использованию различных возможностей программы при выполнении итогового задания.

Индивидуальный подход. В классах компенсирующего обучения, как нигде, нужно учитывать индивидуальные особенности учащихся, особенно при выполнении практических работ. Это делается путем подбора однотипных, но различных по сложности заданий, разного объема помощи учителя в процессе их выполнения, дифференцированного оценивания результатов. Меньшая наполняемость классов компенсирующего обучения по сравнению с общеобразовательными классами позволяет учителю уделить внимание каждому ученику.

Развитие мышления и воображения. Эти качества развиваются у детей в процессе выполнения посильных и интересных творческих заданий. Очень хорошие результаты могут быть достигнуты в межпредметной деятельности при обработке и сопоставлении различных видов информации из различных областей.

Развитие мелкой моторики. Практические работы по информатике и ИКТ, особенно в части компьютерной графики, способствуют развитию зрительно-моторной координации. Дополнительные возможности предоставляет использование графических планшетов, позволяющих «рисовать» практически традиционным способом.

Приведу примеры уроков информатики и ИКТ в седьмом классе компенсирующего обучения, которые строятся на основе указанных принципов.

Пример 1. Раздел «Компьютерная графика».

Тема «Создание орнамента в программе Paint».

Ученикам было предложено изобразить орнаментальный модуль с помощью графического редактора Paint, используя команды копирования, вставки, а также команду Рисунок/Отразить. Затем надо было создать орнаментальную полосу и собрать из нее орнамент.

Выполнению работы предшествовала беседа о видах орнамента (растительный, зооморфный, антропоморфный, геометрический). Необходимо было не просто выполнить задание, но и рассказать, для какого изделия можно использовать полученный результат и к какому типу орнаментов он относится, что способствовало развитию воображения и творчества.

При выполнении работы детям пришлось проявить терпение и аккуратность, иначе орнамент получался неряшливым. Ученику, имеющему проблемы со зрительно-моторной координацией, понадобилась помощь учителя в процессе создания орнаментальной полосы. В целом результаты были положительные, ребята работали с интересом, справились с заданием в течение урока и успели ответить на вопросы (см. рис. 1).

Важным условием успеха явилась возможность получить качественный результат, не обладая специальными изобразительными навыками. Для сравнения приведем пример работы в графическом редакторе Paint учеников того же класса, когда им было предложено изобразить ветреную погоду. Отсутствие умения рисовать и критическая оценка собственной работы привели к тому, что большинство детей потеряли интерес к выполнению задания, так как они знали, что хотят изобразить, но не умели этого сделать.

Пример 2. Раздел «Компьютерная графика».

Тема «Создание коллажа в программе PhotoShop».

Ученикам была поставлена задача создать коллаж на тему «Я в новой местности». Уроку предшествовали занятия, посвященные технологической стороне, отвечающие на вопрос «Как это сделать?». При этом постоянно напоминалось, для чего нам понадобятся новые умения. Была рассмотрена тема «Маски и каналы» и выполнены упражнения.

Один из уроков мы назвали «Фотосессия». С помощью цифрового фотоаппарата были получены фотографии всех школьников и сохранены в соответствующих папках. Каждый отобрал свой лучший снимок и обработал его путем оптимизации яркости и контрастности. На следующем уроке из набора, предложенного учителем, дети выбирали файл с изображением понравившейся местности и собирали коллаж, используя режим быстрой маски (см. рис. 2).

При выполнении этой работы даже самые непоседливые и неусидчивые ученики проявляли высокую личную заинтересованность и старательность. Всем хотелось получить отличный результат и выглядеть достойно.

Программа Photoshop предоставляет большие возможности не только ребятам, умеющим рисовать инструментом «Кисть», но и тем, кто художником не является. Это возможно за счет таких средств, как градиентная заливка, стили и фильтры. Еще большие возможности предоставляет программа CorelDRAW, снабженная разнообразными наборами векторных фигур. Использование этих программ в классах компенсирующего обучения способствует развитию творческого подхода, воображения, зрительно-моторной координации и повышает мотивацию школьников.

Пример 3. Раздел «Основы программирования».

Темы «Процедура с параметрами» и «Рекурсия».

Изучение основ программирования в седьмом классе осуществляется с использованием программной среды ЛогоМиры. Рассмотрим занятие, посвященное понятиям «Параметр» и «Рекурсия».

Так же, как в предыдущих примерах, ученикам была поставлена задача получить красивый и оригинальный результат. На этот раз в виде заставки мультфильма, оформленной спиралями разного вида и цвета. В качестве примера были показаны две-три заставки учеников художественно-графического класса. Это полезно и не вызывает отрицательных эмоций типа «у меня так не получится!», так как работа требует не специальных изобразительных навыков, а разумных цветовых и композиционных решений.

На первом уроке с помощью процедуры с параметрами ребята строили многоугольники, различные как по размеру, так и по форме. При обсуждении понятия «параметр» приводились примеры из повседневной жизни. Учениками была эмоционально воспринята реализация рекурсии, когда исполнитель-черепашка бесконечно выполняет одну и ту же процедуру, пока ее не «поймаешь» курсором мышки или не остановишь определенным сочетанием клавиш. Для построения спиралей учитель предложил выполнить две рекурсивные процедуры с параметрами, которым можно давать различные значения. Некоторые значения были записаны на доске, другие дети подбирали сами и охотно обменивались друг с другом результатами. В конце урока в тетрадь была записана выбранная процедура и понравившиеся параметры (см. рис. 3).

На втором уроке осуществлялось оформление заставки: подбирались цвет и расположение спиралей, выполнялись и форматировались надписи.

Данная работа, как и предыдущие, способствовала развитию художественного восприятия, пробуждению интереса и веры в возможность получать собственные достойные результаты. Образовательные задачи служили способом получения указанных результатов, что повышало их ценность в глазах учеников.

В восьмом классе работа с графическими программами продолжилась. Кроме того, большое внимание уделялось работе с текстом. С помощью программы MS Word, после изучения инструментов и способов форматирования текста было выполнено задание учителя русского языка: орфографический и пунктуационный диктанты. Дети освоили программу компьютерной верстки MS Publisher и создали буклеты на свободную тему, при этом поиск иллюстраций осуществлялся в сети «Интернет».

На базе полученных знаний в девятом классе планируется изучение темы «Элементы web-дизайна» с выполнением практических работ по созданию web-страницы малого предприятия и портфолио компьютерной графики. Электронные таблицы и базы данных будут изучены в ходе деловой игры, а элементы программирования – в процессе решения задач программирования графики.

В приведенных примерах важную роль играет компьютерная графика как средство индивидуализации обучения, развития творчества и самостоятельности детей. Задача учителя – дать ребятам инструмент, показать достойный образец и сформулировать достижимую и личностно значимую цель.

Тамара СЕВЕРОВА, кандидат педагогических наук, учитель информатики центра образования № 109, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте