С интересом читаю «Директорский клуб». Проблемы сельских школ директор Василий Мефёд знает не понаслышке. Это не просто перечисление, виден глубокий анализ, пути решения проблем, конкретные задачи и эффективность их решения. Профильное обучение и предпрофильная подготовка – мощный и эффективный инструмент в руках профессионалов.
Можно порадоваться за учеников Пореченской школы им. К.С. Заслонова, которым предоставлены все возможности для самореализации: проводится психологическое тестирование, организованы элективные курсы, работают многочисленные кружки, существует система знакомства с профессиональными учебными заведениями соседних городов.
Тем более резким диссонансом явилась фраза «В идеале в школе с 1-го класса нужно заводить на каждого ребенка портфолио».
Выражение «заводить НА ребенка…» предполагает пассивность позиции ученика. Он по-прежнему остается объектом педагогического воздействия и лишь наблюдает, как кто-то (возможно, учитель) фиксирует его достижения. Но это не портфолио! Что угодно – личное дело, досье, архив – только не портфолио.
Технология портфолио базируется на обязательной субъектности автора. Сам ученик решает, зачем он собирает портфолио, какие артефакты (единицы хранения) туда можно положить, какие из них можно предъявить для оценивания и, главное, как нужно измениться самому, чтобы выбрать правильный профиль в учебе и впоследствии – профессию.
Первоклассники еще не могут реализовать потенциал технологии в полном объеме, поэтому портфолио рекомендуют собирать старше-клаcсникам. Обязательно – по собственному желанию. И непременно – для собственного удовольствия.
Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель, методист Московского института открытого образования
Комментарии