Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Порочный подход

УГ - Москва, №40 от 6 октября 2015. Читать номер
Автор:

​Деятельность внутренне стройной системы всероссийских олимпиад считается достижением современного отечественного образования, а успешные результаты участников стали предметом гордости их родителей, наставников и руководителей различного ранга. Но задумываемся ли мы над тем, в какой мере содержание предлагаемых учащимся заданий, а также жесткие критерии оценивания способствуют тому, чтобы победителями и призерами (в особенности на региональном уровне) становились самые способные, талантливые и достойные, а не чтобы добившиеся успеха сохраняли импульс к творчеству и желание вновь попробовать свои силы? К весьма пессимистическому выводу привело меня знакомство с заданиями школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию этого учебного года и критериями их оценивания.

Вообще, как мне представляется, сам факт решения в школьном туре заданий, присылаемых свыше, с одной стороны, свидетельствует об очередном проявлении тотального недоверия к школьным учителям, которое, в общем-то, уже и не удивляет, а с другой стороны, совершенно не идет на пользу дела. У меня складывается впечатление, что неизвестные педагогам-практикам высокоинтеллектуальные разработчики заданий совершенно не представляют себе, что же изучают школьники того или иного возраста. Остановлюсь на некоторых заданиях для учащихся 8-9-х классов, которые только приступают к систематическому изучению курса обществознания. Это если не формально, то фактически еще только введение в обществознание, как и называется популярный учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова, пока не вытесненный только появляющимися или еще не появившимися в школьных библиотеках учебниками, ориентирующимися на требования федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, в которых, впрочем, также не содержится то, о чем я хочу сказать. Итак, учащиеся 8-го класса в сентябре в самом начале учебного года должны верно определить три функции Центрального банка (из шести предложенных), что, видимо, считается актуальным в условиях кризиса, они должны также дать максимально точный ответ на вопрос, что объединяет следующие понятия: «производственный кооператив», «акционерное общество», «унитарное предприятие» и «товарищество на вере». Предлагаю всем читающим эти строки сначала ответить самим, а лишь потом продолжить чтение статьи. Правильный ответ, который должны дать 14-летние ребята: коммерческие юридические лица. Им предлагают также после прочтения фрагментов романа-антиутопии Дж. Оруэлла «1984» выделить признаки тоталитарного режима, который ни при каком раскладе не проходят в школьном курсе обществознания (и, разумеется, истории) в начале 8-го класса.Задания для учащихся 9-го класса, разумеется, должны усложняться. Как вы думаете, читатели, что объединяет (опять-таки надо дать максимально точный ответ) такие понятия, как «семья», «родственники», «дошкольные товарищи», «учителя начальных классов школы»? Не удивляйтесь: все они  агенты первичной социализации. В самом деле, как же нам сейчас обойтись без агентов?А вот еще один шедевр: надо дать краткое обоснование ряда и выделить, какой из элементов по данному основанию лишний: процент по вкладу, рента, средства, полученные от закладки драгоценностей в ломбард, заработная плата, прибыль. Не поверите: учащиеся 9-го класса должны оперировать понятием «факторные доходы», ну а тогда они легко исключат из ряда средства, полученные в ломбарде.Девятиклассники также должны догадаться, что некая Анна Ивановна, уволившаяся из бухгалтерии, чтобы устроиться на работу с более гибким графиком, не какая-нибудь, а фрикционная безработная, а избрание Д.Медведева Президентом Российской Федерации соответствует рационально-легальному типу легитимности. Ну уж и совсем пустяком представляется то, что, решая обществоведческий кроссворд, учащиеся должны выявить понятие, соответствующее такому определению: «состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальное взаимодействие, индивидуальное поведение». Для недостаточно образованных указываю: это аномия.Видимо, адекватно оценив сложность заданий, организаторы олимпиады справедливо понизили планку необходимого количества баллов для определения победителей и призеров школьного этапа. И все же это не выход…Безусловно, разработчики заданий вправе объяснить, что они готовили их для школьников, обладающих исключительными знаниями и широчайшим кругозором, но, поверьте, это так далеко от школьной реальности! Да и вряд ли кругозор 14-15-летних умников и умниц расширяется в направлении коммерческих юридических лиц и факторных доходов. Допускать при составлении заданий возможность очевидного незнания участников, вместо того чтобы, опираясь на Знание, открыть простор проявлениям свободного творчества и глубины мышления, абсолютно порочный, тупиковый путь, который зачастую не могут пройти самые талантливые и эрудированные.Впереди 25 октября – дата муниципального тура, задания которого по идее должны быть более сложными. Остается лишь предполагать, что ждет наших питомцев на этом рубеже…Григорий ПЛОТКИН, учитель истории и обществознания Западного комплекса непрерывного образования, заслуженный учитель школы РФ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту