Псковская область – регион особый. На протяжении многих веков была она стражем земли Русской, именно здесь, под Псковом, древним русским городом, случилось великое Ледовое побоище на Чудском озере, здесь разбил тевтонцев Александр Невский. Ну а сегодня Псковская земля опять оказалась приграничной. Вряд ли найдется еще один такой регион, соседствующий сразу с тремя иностранными государствами – Эстонией, Латвией и Белоруссией. Причем до страны Евросоюза и НАТО – Эстонии – рукой подать, всего-навсего 60 километров. И хотя живет Псковщина со всеми тремя иноземными державами в мире и согласии, но на границе с НАТО курсирует на всякий случай наш боевой корабль. Возможно, близость к загранице определила настроенность Псковской области на все новое. Так, к ЕГЭ здесь сразу отнеслись сугубо положительно, потому что побывали в Эстонии и увидели – от введения тестирования страна-соседка получила лишь позитивные результаты, поэтому ни учителя, ни управленцы в штыки ЕГЭ здесь не восприняли. Переход на нормативно-подушевое финансирование тоже практически ни у кого не вызвал протеста. Ну а когда был объявлен приоритетный национальный проект «Образование», дающий возможность поощрить лучших учителей и школы и подключиться к интернету, Псковщина с воодушевлением принялась за его реализацию. Так что не случайно именно эта область была избрана «Учительской газетой» для проведения «круглого стола», посвященного итогам первого года реализации нацпроекта «Образование».
Досье «УГ»НацпроектНациональный проект – это реализация лучших образцов системных изменений, организация площадок для стажировок.Национальный проект – это вовлечение в процедуры отбора институтов гражданского общества, потенциальных инициаторов изменений (не чиновников).Национальный проект – это повышение рефлексивности системы образования (запуск систем анализа и мониторинга).Национальный проект предоставит материал для изменения государственных регуляторов (интегрированные структуры на селе, сетевая аттестация в профильном обучении).
Вера ЕМЕЛЬЯНОВА, начальник Государственного управления образования Псковской области:
– Мы очень надеемся, что сегодняшняя встреча поможет нам осмыслить результаты нацпроекта в Псковской области, сделать новый шаг на пути к качественному и доступному образованию и, конечно же, улучшить работу в 2007 году.
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты»:
– Я хотел бы поблагодарить Веру Васильевну Емельянову за возможность провести такой «круглый стол» именно в Псковской области. Я знаю, как много у вас делается. Для нас это особенно важно, потому что «УГ» является главным информационным партнером Минобрнауки РФ по освещению приоритетного нацпроекта «Образование». Мы бы хотели рассказать нашим читателям, основываясь на вашем опыте, какие же новые импульсы развития дал системе образования этот проект, какие, возможно, неожиданные социальные и образовательные эффекты проявились. Я всегда беру в командировки с собой первый номер «УГ» от 3 октября 1924 года. Так вот, здесь на первой странице статья наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского, который пишет: «Если учитель прекращает учиться, то он перестает быть учителем». Листая газету, можно найти материалы о новых методиках и новых технологиях того времени, о том, что не хватает учебников, что у учителей маленькая зарплата и что крыша в школе прохудилась. В общем, прошло 82 года, а проблемы остались все те же. Я думаю, что если бы в 1924 году был объявлен такой проект «Образование», который мы затеяли сегодня, то о многих проблемах не пришлось бы говорить. Они были бы давным-давно решены.
Михаил КУЗНЕЦОВ, губернатор Псковской области:
– Образование сегодня, наверное, – одна из самых динамично развивающихся отраслей. Последние годы в области образования было сделано несколько принципиальных шагов, которые, возможно, определят его развитие на десятки лет вперед. Это прежде всего внедрение современных методов финансирования. Мы неоднократно говорили о том, что надо уходить от старых методов финансирования бюджетной сферы, когда финансируются сложившиеся затраты прошлого года. У нас в области уже второй год внедряется нормативно-подушевой метод финансирования. Кстати, это не единственно возможный вариант, современная управленческая мысль убеждает нас в том, что самым передовым является финансирование, ориентированное на результат. И для такого финансирования в сфере образования сегодня создаются предпосылки. Во-первых, мы обладаем технологичным инструментом контроля качества знаний. Я говорю о едином госэкзамене. ЕГЭ – инструмент исключительно высокого качества, позволяющий сделать срез знаний и оценить качество работы того или иного учебного заведения. Это серьезный шаг к бюджетированию, ориентированному на результат. Второй такой шаг – это поддержка лидеров образования, как педагогов, так и образовательных учреждений, в рамках нацпроекта «Образование». Такой подход – лучший стимул к работе. Это очевидно для всех. Разумеется, у нас еще непочатый край работы в этом направлении, прежде всего потому, что выбор лидеров носит экспертный характер, зависит от экспертной оценки, а хотелось бы иметь формализованный порядок. Я думаю, рано или поздно мы к этому придем, выработав совместно общие критерии оценки качественного труда.
Хочу сказать еще об одной тенденции в нашей области. Сокращение количества учеников у нас шло более высокими темпами, чем в среднем по России. Несмотря на это, действующая сеть общеобразовательных учреждений сохранялась. Количество школ не менялось. Это не могло не сказаться на качестве образования. Мы проводили анализ по результатам ЕГЭ и обнаружили четкую корреляцию между количеством набранных баллов на ЕГЭ и количеством детей в классах. Эти исследования показали: чем больше детей в классе, тем они лучше знают предмет. Поэтому два года назад мы разработали нормативно-подушевой метод, который в конечном итоге привел к укрупнению общеобразовательных учреждений и закрытию малокомплектных школ. Таким образом, за последние два года у нас закрылось 100 школ. Сейчас у нас 340 общеобразовательных учреждений. Естественно это потребовало организовать подвоз детей в школу. Чтобы решить эту проблему, область закупила 116 автобусов, которые должны поступить в конце этого года. Хочу также отметить, что Федерация нам выделила деньги на покупку всего лишь 8 автобусов, все остальные средства наши. На федеральном уровне не учли, что нам пришлось сокращать малокомплектные школы и для подвоза детей потребовалось больше автобусов, чем, возможно, в других регионах. Но, думаю, все это болезни роста. Не делая ошибок, невозможно прийти к какому-то результату. Я считаю, что в нацпроекте закладывается главное – новые принципы финансирования образования и бюджетирование, ориентированное на результат.
Алексей СИГУТКИН, депутат Госдумы от Псковской области:
– Хотелось бы сказать об особой своевременности и нужности нацпроекта. Но есть и проблемы. Изначально нам говорили, что на каждые три автобуса, закупленные за областные деньги, придется один федеральный. Итого мы рассчитывали получить 50 автобусов. Исходя из этого проводили политику по объединению и укрупнению школ. Ведь у нас 9 тысяч населенных пунктов, причем пять тысяч из них, где проживают менее 100 человек. (Для сравнения в Пермском крае, который намного больше и по численности и по населению, всего 1500 населенных пунктов.) В общем, целый год мы жили ожиданием этих автобусов, и вдруг нам говорят – выделяют всего семь автобусов, но потом решили восемь. Мне кажется, таких вещей не должно быть в нацпроекте. Это подрывает доверие к власти.
Вера ЕМЕЛЬЯНОВА:
– В общем, нужна политическая воля, чтобы к регионам, реализующим реформы, подходили индивидуально. Мы ведь реорганизовали 100 школ, не в каждом регионе проходили такие масштабные изменения. Поэтому количество автобусов надо было уточнять применительно к этим процессам.
Игорь РЕМОРЕНКО, заместитель директора Департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ:
– Минобрнауки России регулярно проводит мониторинг того, как реализуется проект в различных регионах России. Мы обсуждаем реализацию нацпроекта на межведомственной рабочей группе (МРГ) и видим, что Псковская область одна из немногих, где нацпроект «Образование» связывают не только с раздачей каких-то материальных благ, а прежде всего с глубинными долгосрочными изменениями в самой системе образования, которые нужно закладывать уже сейчас. Сегодня определяются два новых направления нацпроекта. Одно из них – поддержка учреждений НПО и СПО, ведь целый ряд отраслей испытывает серьезные трудности с подготовкой высококвалифицированных рабочих кадров. Проект поддержан на разных уровнях, и принято решение, что 1,8 миллиарда рублей в следующем году будет выделено на поддержку 60 учреждений начального и среднего профобразования на конкурсной основе. Основное направление поддержки – закупка оборудования. Это, как правило, самая «страдающая» часть образовательных программ учреждений начального и среднего профобразования. Технологии обновились достаточно сильно, а подготовка в учреждениях НПО и СПО ведется на прежнем старом оборудовании. А вот второе направление коснется и автобусов – это поддержка региональных комплексных проектов модернизации образования, которые будут учитывать, как регион работает в направлении изменения сети образовательных учреждений. В среднем грант на регион 175 миллионов рублей. Поддержка рассчитана на три года начиная с 2006-го.
– Михаил Варфоломеевич, наш губернатор, не стал рассказывать, как Псковская область тоже предпринимает радикальные шаги по повышению качества начального и среднего профобразования.
Михаил КУЗНЕЦОВ:
– Хвастать пока особо нечем, так как мы только начали заниматься мониторингом качества системы НПО и СПО. С помощью руководителей предприятий и специалистов по отраслям сформировали комиссии, которые будут определять уровень и качество навыков, даваемых профучилищами. Выяснилось, что корреляция между оценками и реальным уровнем навыков достаточно слабая. Наша программа-минимум – провести реальный срез знаний и выяснить, чему учат в ПУ. А программа-максимум – оснастить современным оборудованием подготовку рабочих по специальности «сварщик». На эти цели запланирована сумма в 6 миллионов рублей. Сегодня наша задача также – поменять отношение к учебным заведениям системы НПО и СПО. Раньше на них смотрели как на образовательные учреждения с производственным уклоном, сегодня мы должны сделать упор на производственную подготовку, совмещенную с образовательными услугами.
– На самом деле есть ощущение, что нацпроект реализуется уже давно и что он часть нашей жизни. С самого начала говорилось о том, что он в первую очередь направлен на повышение качества образования и его доступность для каждого российского ребенка. Хотелось бы сейчас напомнить, какие системные изменения произошли благодаря нацпроекту.
Система образования Псковской области немногочисленна, чуть более 800 образовательных учреждений всех типов и видов. Кстати, в одном из мониторингов прошлого года наша область была отмечена как одна из лучших по доступности профессионального образования. Наверное, в этом глубинный смысл деятельности предыдущих лет, мы понимали, что необходимо создать условия для получения профессии у себя в регионе, это поможет улучшить ситуацию с демографией. Гранты получили 46 учителей и 13 инновационных школ, а также 29 ребят были отмечены президентскими поощрениями. Губернатор, кстати, отреагировал на поддержку талантливой молодежи на федеральном уровне тем, что предложил областную программу «Одаренные дети», на которую выделено 5 миллионов рублей.
Дополнительное денежное вознаграждение за классное руководство в рамках нацпроекта получили 5 тысяч учителей на сумму 55 миллионов рублей. Управление нацпроектом потребовало от нас серьезных, четких действий. В то же время хотелось отметить, что отчеты занимали больше времени, чем собственно реализация нацпроекта. Они отвлекали большой человеческий и организационный ресурс. Думаю, на следующий год необходимо решить эту проблему, так как такая отчетность сверх меры не приносит реального результата и не влияет на качество нацпроекта. Наоборот, постоянное беспокойство по предоставлению отчетов вызывает у людей раздражение и недоумение, поскольку проверяются очевидные вещи. Ведь проекты прозрачны и понятны. Если же и возникают какие-то вопросы, то учителя и директора школ обязательно обратят на них внимание.
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ:
– На мой взгляд, самым массовым проектом стала выплата вознаграждения за классное руководство. Таким образом государство еще раз продемонстрировало важность воспитательной работы в школе.
Марьяна ТЕРЕХОВА, классный руководитель средней общеобразовательной школы №7 города Остров:
– Фигура классного руководителя долгое время оставалась в тени, на периферии государственного и общественного внимания. Конечно, предпринимались попытки как-то поощрить классного руководителя посредством семинаров, конкурсов, но определенных успехов эти попытки не приносили. Поэтому поддержку классного руководителя в рамках нацпроекта можно считать серьезным намерением изменить практику отношения к классному руководителю. Хотелось бы предложить дополнительные шаги по реализации и развитию нацпроекта в области классного руководства. Мы думаем, что настало время создать систему дифференцированной оплаты труда классного руководителя, потому что не каждый педагог вносит достаточно весомый вклад в интеллектуальное и нравственное развитие своих воспитанников и объем выполнения классной работы у каждого классного руководителя тоже достаточно разный. Хотелось бы отметить, что не только количество учеников в классе должно определять сумму денежного вознаграждения классного руководителя, потому что эти показатели не могут характеризовать объем той работы, которую классный руководитель проводит в своем классе. Стоит подумать еще и о том, чтобы работа классного руководителя оплачивалась не только из фонда доплаты надбавок, а, может быть, была внесена наряду с проведением учебных часов в основную часть зарплаты.
Евгений СТЕПАНОВ, заведующий кафедрой теории и методики воспитания Псковского областного института повышения квалификации работников образования:
– Мне кажется, надо более четко определить функции классного руководителя, которые бы способствовали повышению эффективности воспитательного процесса. Приятно, что за последние 15 лет на вопрос «Хотите ли вы быть классным руководителем?» услышали положительный ответ от педагога-стажера. Кроме того, именно в 2006 году стал более востребованным спецкурс классного руководителя. Раньше учитель стремился прежде всего повышать квалификацию по теории и методике преподавания своего предмета.
– Очень важным было направление нацпроекта, ориентированное на поддержку лучших инновационных школ. Так, Палкинская средняя школа благодаря полученному миллиону превратилась, по сути, в новый ресурсный центр на селе. Здесь в каждом классе есть интернет и компьютер, у коллектива появилась возможность повысить свою квалификацию. Кстати, в рамках нацпроекта губернатор решил простимулировать из областного бюджета еще 7 школ, которые набрали высокие баллы, но не получили федеральных грантов. Эти семь школ получили по 300 тысяч рублей.
Елена ЯКОВЛЕВА, руководитель структурного подразделения Псковской лингвистической гимназии, обладатель президентской премии:
– Наша гимназия – одна из 13 в Псковской области, которая победила в конкурсе в рамках нацпроекта «Образование». Я хочу остановиться на тех внутришкольных проектах, которые обеспечивают реальную новизну, продвижение вперед. Условно мы их разделили на три группы. Во-первых, это инновационные проекты в сфере образовательных технологий, это образовательная модель «выбор», которая обеспечивает возможность реализации индивидуальных учебных траекторий; система мониторинга профессионального роста, учебных достижений. Один из важных блоков наших проектов касается кадровой политики. Система внутришкольного повышения квалификации включает патентное бюро, где каждый учитель может представить свои наработки, мы их называем «педагогические изобретения», а также школьные модельные площадки, где тиражируется эффективный опыт наших учителей, методические клиники, где учителя могут освоить и апробировать на практике новые образовательные технологии.
Я тоже являюсь победителем конкурса среди учителей. Мне кажется, что мой успех в значительной степени – показатель эффективности системы, которая внедрена в нашей школе. Что мне дало участие в конкурсе? У меня появилась возможность по-новому взглянуть на свой опыт работы, выделить ключевую идею. Для меня такой идеей стало сопровождение.
А вообще я бы так представила образ хорошей школы. Это команда единомышленников, которая движется к новым горизонтам. Если наша жизнь – это бушующее море, стихия, то нацпроект, на наш взгляд, – попутный ветер, который способствует продвижению вперед.
Людмила ПОНИЗОВСКАЯ, директор Покровской средней общеобразовательной школы Красногородского района:
– У нас маленькая сельская школа, но мы не побоялись участвовать в конкурсе. Мы вместе решали, участвовать в конкурсе или нет, а когда решили участвовать, то заявителем выступил попечительский совет, в который входят наши социальные партнеры. Мы вместе готовили документы на конкурс, вместе переживали, вместе праздновали победу, а потом вместе планировали, как эффективно потратить миллион.
В нашей школе учатся только 46 детей, но портфолио был настолько солидным, что мы смогли победить. Мне хотелось бы отметить, что была очень достойная организация, оценочный инструментарий был настолько тщательно продуман, что на равных могли состязаться большие городские школы и маленькие сельские. Для нас это очень важно, потому что мы это расценивали как веру в сельскую школу, как веру в то, что сельская школа сегодня может обогатить инновационный педагогический опыт. И особенно отрадно то, что участвовали в экспертизе документов все общественные институты, а это говорит о гласности, о демократичности конкурса.
Александр ШУЛАЕВ, начальник Управления образования города Великие Луки:
– Думаю, что сама пропаганда опыта лучших школ и лучших учителей должна быть инновационной. Так, уже сегодня у великолукского образования есть свой сайт, на котором размещена полная информация о всех победителях нацпроекта. Кроме того, мы приступили к публикации докладов о передовом опыте наших инновационных школ. У нас есть об этом договор с муниципальной газетой. Мы также делаем полную презентацию учебного заведения – победителя нацпроекта. Причем просим показывать не весь опыт, а именно тот «паровоз успешности», который помог им победить. Так, 10-й лицей ведет серьезную работу и в федеральном, и в областном эксперименте по гражданскому образованию. Именно этот опыт мы и попросили их показать.
Алексей ШАТРОВ, учитель информатики средней школы №2 Дедовичского района, руководитель ресурсного центра:
– Несколько лет назад мы провели опрос педагогов нашей школы. Оказалось, что 55 процентов из них боялись подойти к компьютеру. Изменить ситуацию помог нам ресурсный центр. За год мы обучили 48 процентов наших учителей. Ресурсный центр дает нам возможность участвовать в разнообразных сетевых проектах. Учителя вовлекаются в новую для них инновационную деятельность. У них появляется интерес к сложным видам работы. Сейчас мы разрабатываем мультимедийные учебники, энциклопедии и лаборатории. Мы рады, что два наших педагога стали лучшими в рамках нацпроекта. Кстати, наша школа одна из первых была подключена к интернету.
Оксана ПЕТРОВА, учитель биологии Середкинской средней общеобразовательной школы Псковского района, обладатель президентского гранта:
– Наши учителя очень активно применяют информационные технологии на своих уроках. Мы заранее составляем расписание работы в компьютерном классе, договариваемся между собой. Нет ни одного урока, чтобы этот класс был пустым. И с каждым месяцем потребность в технике растет. Классы у нас работают с утра до позднего вечера.
Участвуя в проекте «Летопись российских деревень и сел», мы убедились, что изучая природу, историю, обычаи своего села, возможно интегрировать многие школьные предметы. Для того чтобы создать интернет-страницу о своем селе, мы пишем коллективные тексты, изучаем историю, географию.
Реализация наших школьных проектов позволила мне стать в этом году координатором регионального проекта «Учимся с «Интел». Я счастлива еще и тем, что мой опыт дал мне возможность участвовать в финале конкурса «Учитель года – 2006». Национальный проект «Образование» – это новые возможности, новое общение, новые перспективы.
Игорь РЕМОРЕНКО:
– Мы анализировали инновационные программы школ, которые участвовали в конкурсе. На первом месте в них, как правило, – информационная компетентность. Я убедился в том, что IT – это мостик для диалога педагогов с разными представлениями об образовательных технологиях.
Юрий МУРАВЬЕВ, заместитель главы Великолукского района:
– Я считаю, что впервые за долгое время у нас появилась возможность что-то конкретно решить в образовании. В этом году по результатам 2-го тура Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» мы вошли в тридцатку лучших школ России, а в номинации «Лучшая сельская школа» у нас 1-е место по Российской Федерации. Теперь наша задача – подтянуть остальных к такому уровню.
Мне приятно, что материалы наших педагогов напечатаны в «Учительской газете». Добавлю, что когда я посмотрел основные направления национального проекта, понял, что мы этим уже давно занимались. Просто все не было выстроено в одну четкую систему. Например, программа «Школьный автобус». Мы 11 лет не могли решить этот вопрос. И только в этом году проблема разрешилась.
Марина ПАВЛОВА, заместитель председателя областного родительского совета:
– Родители всегда были активными участниками воспитательного и образовательного процесса в школах, но сейчас впервые нас привлекли к оценке результатов работы учителей и лучших школ. Мы считаем, что это правильно, потому что мы, родители, – союзники школы, мы знаем, чем живет школа, мы рады ее успехам, и на родительское плечо всегда могут опереться педагоги. Хотелось, чтобы родительские комитеты школ стали теми общественными институтами, которые в обязательном порядке принимали бы участие в отборе лучших учителей и лучших школ для поощрения. Родители готовы взять на себя эту ответственность.
– Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Хочу поблагодарить вас за откровенный, искренний разговор. Национальный проект действительно работает, он запускает новые механизмы развития, заставляет по-новому смотреть на привычные вещи. Я приглашаю всех, кто выступал на сегодняшнем «круглом столе», на страницы «Учительской газеты» с серьезными аналитическими размышлениями, как нам лучше обустроить нашу систему образования, а значит, и Россию. Газета открыта для любых мнений и точек зрения, для самых острых полемик и дискуссий.
«Круглый стол» подготовили и провели
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «УГ», и Светлана РУДЕНКО, редактор отдела образования и воспитания «УГ», Псков
Комментарии