search
main
0

Попутного ветра!

Для корабля, который не знает, в какую гавань ему идти, ни один ветер не будет попутным.

Луций Анней Сенека

 

Хочу поделиться опытом работы, связанной с постановкой цели и мотивации учащихся в выпускном классе. Отмечу, что данную работу я проводила в связке «классный руководитель – ученик – родитель». Это условие очень важно, так как если одна из сторон будет работать в обратном направлении, то достичь полной результативности от проделанной работы у нас не получится.

На протяжении всего учебного года старшеклассники слышат дома и в школе: «Ты должен сдать экзамен», «Ты обязан поступить в колледж». Начнем с того, что никто ничего никому не должен. Если хороший результат ОГЭ не является целью самого учащегося, то все эти фразы не имеют никакого смысла, а только порождают в нем негативизм и внутренний дисбаланс.

Перейдем к самой цели. Всякая цель, которую мы ставим, не может быть выполнена, если мы не разобьем ее на отдельные компоненты, небольшие шаги. На вопрос, почему она не может быть достигнута, ответ довольно банальный и простой. Смоделируем ситуацию: ребенок поставил цель, которая будет достигнута, например, через полгода. Он старается, работает на ее достижение, но проходит неделя, месяц, второй месяц, а результата он не ощущает. Это как пытаться дойти до линии горизонта. Мы идем и идем, а она все так же далеко. И в какой-то момент мы сдаемся. Вывод: любую мотивацию нужно чем-то подпитывать.

Переходим от теории к практике.

  1. Организовать встречи с родителями и детьми. В современных условиях наша встреча была дистанционной.
  2. Начать с упражнения «Путешествие во времени». Детям и родителям было предложено закрыть глаза, расслабиться и представить две ситуации:

а) экзаменационная сессия подошла к концу, результат ее отрицательный;

б) экзаменационная сессия подошла к концу, результат ее положительный.

После моделирования ситуации родители и дети поделятся друг с другом эмоциями, которые они испытывали в первом и во втором случае. Эмоции могут быть разные: страх, счастье, разочарование, радость и т. д. Далее каждый из них делал вывод, какую эмоцию он хотел бы испытать, в какой ему было комфортнее. Конечно же, всем нравятся положительные эмоции.

  1. Совместно определить цель. В данном случае цель у нас была одна: успешное прохождение итоговой аттестации.
  2. Определить время, которое у нас есть на достижение этой цели.
  3. Начертить линию времени. Например, мы начертили отрезок длиной 20 см, поделили его на пять частей, так как у нас осталось 5 месяцев до экзаменов, и получили на каждый месяц по 4 части.
  4. В конце отрезка указать нашу цель, в начале написать «старт».
  5. Продумать, какую небольшую цель мы будем задавать каждый месяц и какой вид поощрения мы хотим получить в конце. Например, первый месяц: цель – активная работа на уроках, качественное выполнение домашних заданий, поощрение – «я молодец, у меня все получилось», «я могу достичь большего»; или цель – улучшение текущих оценок, поощрение – выходные с родителями по сценарию ребенка. Самое главное, что чем ближе мы приближаемся к цели, тем весомее сама цель и поощрение.
  6. На каждом этапе родители должны указать, как они могут помочь ребенку в достижении его целей. Важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку, чтобы у него сложилось понимание того, что он не один, что это не так сложно.

По завершении заполнения отрезка я предложила разместить его на видном месте, чтобы ребенок всегда видел и понимал, какая у него основная цель, что он уже многое сделал для ее достижения и, конечно же, что у него все прекрасно получается.

Коллеги, мы являемся теми людьми, с которыми ребята проводят большую часть времени, им важно наши понимание, вера в них, поддержка. Ведь ни один корабль не достигнет гавани, если ветер не будет дуть в попутном направлении.

Светлана СТЕПУТЕНКОВА, учитель географии школы №1450 «Олимп»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте