search
main
0

Пополняя копилку идей. В Подмосковье готовы открывать новое в привычном и успешно делать то, чему еще нигде не учат

​Инновационные площадки в образовании начали появляться в стране с 2009 года, когда Минобрнауки России объявило о начале создания таких инновационных структур на федеральном и региональном уровне. Как наиболее продвинутые образовательные организации, такие площадки должны были разрабатывать, апробировать и внедрять новые элементы содержания образования, новые педагогические технологии, образовательные программы, даже новые профили и методики подготовки, не говоря уже о формировании новых механизмов, форм и методов управления школамии детсадами… Федеральный закон «Об образовании в РФ» 2012 года окончательно отрегулировал экспериментальную и инновационную деятельность образовательных организаций. В документе ей посвящена отдельная статья 20.

Так что сегодня в регионах формат инновационной площадки уже привычен. Тем интереснее открывать в привычном новые грани и показывать на практике то, чему еще пока нигде не учат. О самых интересных региональных инновационных площадках Московской области – в нашем сегодняшнем материале.В новом масштабеГлавный принцип отбора лучших – конкурс. Чтобы подмосковная школа или детский сад смогли стать региональной инновационной площадкой (РИП), сначала тоже нужно пройти строгий отбор.Для школ в этом году такой конкурс проводился Министерством образования Московской области уже в четвертый раз. Среди главных целей конкурса – поддержка проектной деятельности школ по тем темам, которые имеют существенное значение для эффективной реализации основных направлений образовательной политики Московской области.Естественно, чтобы представить свою деятельность и доказать конкурсной комиссии, что школа может стать для других проводником к инновациям, образовательным организациям нужно было собрать значительное количество документов. Также участникам конкурса приходилось в электронном виде заполнять детальную карту проекта, включающую его название; срок реализации (не более трех лет); актуальность проблемного поля, которое затрагивает проект; основную идею проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования в Московской области. Чтобы у членов жюри появилось представление о проекте не только на бумаге, школы – участники отбора готовили видеоролики, отражающие основные характеристики проекта. Уложить свою идею, какой бы объемной и гениальной она ни была, нужно было в три минуты. Регламент такой же строгий, как и вся процедура отбора.В итоге с февраля по март этого года конкурсная комиссия получила 164 заявки от образовательных организаций из 62 муниципальных образований области, включая кадетские школы, гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением отдельных предметов.Оценка конкурсных материалов проводилась специальной Региональной конкурсной комиссией, в состав которой вошли как эксперты конкурсов предыдущих лет, так и новые эксперты. Но и те и другие впервые оценивали конкурсные проекты в онлайн-режиме благодаря созданной электронной базе инновационных образовательных проектов на сайте http://innovation.momos.ru/.В целом, по словам экспертов конкурса, большинство присланных работ отличались четкой продуманной структурой, демонстрировали наличие у многих участников проектного опыта работы и, что самое главное, готовность проектов к реализации.В итоге в этом году в число региональных инновационных площадок Московской области вошли еще 50 образовательных организаций. Всего за последние годы статус региональной инновационной площадки был присвоен более 700 школам.Конечно, любая победа – это большая радость, но, как отмечают и сами участники конкурса, это еще и большая ответственность, особенно для руководителей организаций-победителей, ведь теперь развитие инноваций начнется здесь совсем в другом – в областном масштабе.Не надо стеснятьсяА в дошкольном образовании Московской области региональных инновационных площадок чуть больше. Конкурсу на присвоение ответственного статуса инновационной площадки здесь тоже четыре года, и за все это время из 614 проектов дорогу в жизнь получили 200.Деятельность региональных инновационных площадок в дошкольном образовании региона ориентирована на внедрение и реализацию ФГОС дошкольного образования, то есть инновационный детский сад, способный распространять свой передовой опыт, – это место, где есть все условия для обновления содержания образования, где педагоги могут непрерывно совершенствовать свои навыки и педагогические приемы, где знают, что такое настоящее сетевое взаимодействие и не боятся статуса стажировочной площадки, потому что есть о чем рассказать другим и это может быть с успехом воплощено в масштабах области.Для того чтобы активнее распространять накопленные знания, дошкольные инновационные площадки Подмосковья активно идут на контакт со СМИ. Их руководители уверены, что демонстрировать свои достижения нужно всегда, когда для этого есть возможность. Действительно, зачем стесняться, когда налицо серьезные достижения?Благодаря своей активности «дошкольники» уже принимали участие в Международной научно-практической конференции «Нестандартные стандарты дошкольного образования: Мир, Россия, Московия», выступали на заседании круглого стола «Педагогические технологии дошкольного образования в свете реализации ФГОС дошкольного образования», на региональной конференции «Результаты и эффекты деятельности РИП в системе дошкольного образования Московской области», региональной конференции «Стратегические приоритеты развития системы образования Московской области» и даже давали мастер-классы в рамках Международного московского салона.Сегодня конкурс на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области в дошкольном образовании работает на перспективу. С его помощью не только отбирают лучшие детские сады, но и выстраивают сеть стажировочных площадок и ресурсных центров на базе организаций-победителей. Но кроме этого, в рамках конкурса ежегодно пополняется банк инновационных идей в сфере дошкольного образования, который имеет особое направляющее значение для развития всего образования Подмосковья, – ведь все начинается именно с детского сада.Направления деятельности РИП Московской области:- распространение лучших образовательных практик в сфере образования;- создание условий для обновления содержания образовательного процесса, направленного на повышение качества образования;- совершенствование профессиональной компетентности педагогов образовательных организаций;- формирование профессионального сообщества педагогов, имеющих инновационный образовательный потенциал;- расширение сетевого и межведомственного взаимодействия в рамках работы стажировочной площадки.ЦифраПо итогам конкурсов на присвоение статуса Региональной инновационной площадки в 2016 году школы Московской области получили по 1 млн рублей на закупку оборудования (спортивного, оздоровительного, игрового, технических средств обучения), детские сады – по 500 тысяч рублей.Комментарии победителей конкурсов на присвоение статуса Региональной инновационной площадки в 2016 годуМарина АКРАМОВА, заведующая детским садом общеразвивающего вида №38 «Искорка» (г. Подольск):- В нашем детском саду инновационная составляющая основана на модели нравственно-патриотического воспитания дошкольников с помощью образовательной программы «Люби и знай родной свой край!». Программа разработана педагогами с участием родителей наших воспитанников, поэтому можно сказать, что инновационный воспитательный процесс охватывает у нас и то время, пока ребенок проводит с семьей.В рамках нашего инновационного проекта мы создали цикл мини-музеев: «Откуда хлеб к нам пришел»; «Подольск. Город старый – город новый»; «История новогодней игрушки»; «Город мастеров»; «Была война».Важная особенность музеев в нашем детском саду – создавать их помогали и дети, и родители. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он и соавтор идеи, и творец экспозиции, и экскурсовод. Каждый наш мини-музей – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их мам и пап.Мы уделили большое внимание тому, как воплотить в жизнь идею ребенка-экскурсовода. В итоге наши воспитанники вместе с педагогами группы с удовольствием водят по музею и ребят из старших групп, и родителей, и гостей – сверстников из других детских садов микрорайона.Алена ИРЖАК, директор Центра развития ребенка – детского сада №2 «Росинка» (г. Черноголовка):- Проанализировав накопленный педагогический опыт коллектива, я пришла к выводу о том, что наши педагоги готовы к реализации инновационных форм дошкольного образования. Мы успешно подготовили пакет документов для участия в конкурсе на присвоение детскому саду статуса Региональной инновационной площадки Московской области и определили тему, которая являлась актуальной не только на момент участия в конкурсе, но и остается таковой в настоящее время. Модель сетевого взаимодействия ДОУ с научно-образовательным пространством города в форме межведомственного взаимодействия – это сложная и интересная задача для всего педагогического коллектива, и в итоге нам удалось ее решить.Сегодня мы находимся в тесном контакте с 10 научно-образовательными организациями города, среди которых и городской культурно-досуговый центр, и музыкальная школа, и школа, с начальной ступенью которой мы взаимодействуем, чтобы у наших ребят не возникало ступеньки при переходе на следующий уровень, и даже Малая академия наук Центра дополнительного образования… И в дальнейшем мы планируем только расширять эту успешно функционирующую сеть. Одна из ближайших задач – налаживание контактов с Черноголовской детско-юношеской спортивной школой, чтобы расширить возможности наших воспитанников в области развития и сохранения здоровья.Римма ГЛАЗУНОВА, заведующая детским садом №9 «Россиянка» (г. Протвино):- Наш проект называется «Мы – дети наукограда», он нацелен на формирование социальных компетенций детей дошкольного возраста на основе знакомства с миром профессий в условиях наукограда. Инновационная составляющая нашего проекта состоит в том, что его содержание включает в себя технологию ознакомления дошкольников с трудом взрослых и при этом ориентируется на связь поколений и потенциал наукоемких профессий. В итоге все это работает на постоянное совершенствование преемственности в образовательном пространстве по цепочке «детский сад – гимназия – вуз».Среди основных результатов нашей работы мне хотелось бы выделить трансляцию опыта работы по внедрению инновационных педагогических технологий; повышение квалификации педагогических кадров в условиях новой образовательной среды; содействие развитию новых вариативных моделей и форм дошкольного образования, реализующих программы воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста, а также программы поддержки воспитательной компетенции родителей.На мой взгляд, статус РИП налагает на педагогов дошкольной организации определенные обязательства по распространению практического опыта, что является дополнительной нагрузкой для коллектива, но вместе с тем это имеет и огромное значение для всестороннего совершенствования образовательной организации.Ирина ЕВДОКИМОВА, директор школы №5 (г. Реутов):- Наша школа получила статус инновационной площадки в марте этого года. Готовились мы к конкурсу активно, правда, сначала было ощущение какой-то неясности – как все это систематизировать, что будет в итоге? Но так ведь в любой работе: начинаешь осторожно, и постепенно пазл складывается, а результат… превосходит все ожидания.Называется наш проект «Создание системы физкультурно-оздоровительной работы в школе в рамках внедрения комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)». По сути, он развивается у нас с 2006 года, когда мы разработали программу спортивно-оздоровительной работы «Марафон здоровья». Во многом благодаря ей на протяжении многих лет школа имеет стабильно высокие результаты в области физической культуры и спорта.Сегодня главную задачу нашего проекта мы видим в создании целостной системы физкультурно-оздоровительной работы в школе, которая помогает всем участникам образовательного процесса прийти к здоровому образу жизни, начать регулярно заниматься спортом и, более того, участвовать в общественной и спортивной жизни школы, обеспечивающей подготовку обучающихся к сдаче норм ГТО. Причем наши принципы – это массовость, добровольность и открытость. Никого ни к чему мы не принуждаем.Прошло не так много времени с того момента, как мы стали инновационной площадкой. Но опыт участия в конкурсе дал нам возможность понять, что вся наша работа в этом направлении востребована, а это большой моральный стимул. Ну а в материальном плане – благодаря выигранному гранту в 1 млн рублей школа смогла обновить материально-техническую базу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте