search
main
0

Поможет ли «золотой браслет»? Разностороннее образование важнее профилизации

«Любовь – дело хорошее, но золотой браслет остается навсегда», – сказал однажды известный физик Петр Капица. Те же слова не так давно повторила своим ученикам директор нижегородского лицея № 40 Наталья Умнова. Под золотым браслетом Наталья Семеновна подразумевала хорошее образование. А обсуждали учителя, лицеисты и их родители актуальнейшую на сегодня тему: «Можно ли обойтись без хорошего образования?».

Дебаты на лицейском гражданском форуме оказались достаточно жаркими, но корректными, и дали пищу для размышлений и педагогам, и чиновникам от образования. Дело в том, что лицеисты, сами того не подозревая, высказывали подчас мысли, отнюдь не совпадающие с официальной точкой зрения. Особо проявилось это в обсуждении вопроса «Хорошее образование дает человеку в руки профессию, которая сможет обеспечить его на протяжении всей его жизни». Аргументируя против, старшеклассники часто приводили пример собственных родителей, которые, получив престижное в советское время высшее техническое образование, оказались в период перестройки не нужны государству.

«Тогда как же вы относитесь к внедрению в школе профильного обучения?» – обратилась к ребятам ведущая форума, учитель истории Елена Калинкина. «Его введение вполне логично, – ответил Виктор. – Однако плохо то, что в каждой школе профилей мало, и выбор учеников ограничен».

«Наш лицей – физико-математический, работает уже 40 лет и направления не менял, хотя шесть-семь лет назад говорили, что физики-математики не в моде. С набором новых учеников у нас никогда не было проблем, – вступила в разговор директор лицея Наталья Умнова. – Скажите, кто из вас уже выбрал профессию физика или математика?» Из четырех десятков человек руки подняли единицы. И следующий вопрос директора – «Если вы не собираетесь получить профессию, отвечающую нашему профилю, то почему же выбрали для учебы наш лицей?» – повернул разговор на 180 градусов. Как выяснилось, ребят удовлетворяет широкая подача знаний, высокий уровень обучения, качество преподавания. Отметили и престижность физматлицея, и наличие здоровой конкуренции, когда окружение очень сильно влияет на развитие отдельной личности. По общему мнению участников гражданского форума, важнее все-таки разностороннее образование – неизвестно, как повернется жизнь, и надо быть готовым изменить свою профессиональную траекторию. То, что немногие ребята свяжут свою жизнь с физикой и математикой, для директора физико-математического лицея не обидно. «Еще при создании нашей школы, а строилась она в 1961 году, была заложена основная идея работы – это выбор самого человека и широта самых разных мнений, – говорит Наталья Умнова, – и сегодняшний гражданский форум это наглядно показал. Мы даже спецкурсы не навязываем. Все зависит исключительно от интересов ребят. В сентябре, когда формируются факультативы на учебный год, вывешиваем аннотации всего, что предлагают преподаватели. Если восемь и более учеников выбрали – считайте, спецкурс состоялся. В течение года ребята выбирают темы, работают над ними, и в марте на конференциях научного общества лицеистов представляют, защищают свои работы».

С ребятами Наталья Семеновна не согласна лишь в одном – в увеличении количества профилей. «Сейчас одним из самых тонких моментов в образовании является подготовка профессионалов. Многое зависит от учителя, кто и чему будет учить. И для того чтобы сделать многопрофильную школу, нужно много специалистов, что, я думаю, одной школе не под силу. Лучше заниматься каким-то конкретным профилем, но профессионально».

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте