search
main
0

Помощь или бездействие? Взрослые должны научить детей грамотно ориентироваться в интернет-контенте

Компьютер, интернет, сайт, e-mail – слова, с некоторых пор занявшие ведущее место в нашем лексиконе. Компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь незаменимым помощником не только в научных лабораториях, в школьных и вузовских аудиториях, но и дома. Компьютерные технологии облегчают нашу жизнь, внедряясь практически во все сферы человеческой деятельности. Интернет предоставляет невероятные возможности для совершения открытий, общения и творчества, особенно детям и молодежи. Однако совершенно очевидно, что помимо приятного времяпрепровождения за монитором компьютера есть вещи, которые должен постоянно помнить и знать каждый. Это, например, проблема негативного влияния компьютера на физическое и психологическое здоровье человека или другие опасности Сети: вирусы, спам, хакеры, программы-шпионы.

Об известном и неизвестном

Многие компании и общественные организации во всем мире посвятили себя изучению влияния интернета на детей и способам их защиты от вредоносного влияния.

Британская консультационная фирма Detica опросила тысячу родителей об их отношении к онлайновым путешествиям детей. Выяснилось, что 8 процентов взрослых запрещают своим детям ходить в Сеть вообще и 200 тысяч британских детей не имеют доступа в интернет. Беспокойство по поводу встречи детей с вредными интернет-ресурсами разделяют 62 процента опрошенных. Из них только половина разрешает детям использовать интернет в своем присутствии. На различные программы, блокирующие доступ к сайтам для взрослых, полагаются 39 процентов.

В нашей стране проблема безопасности детей в интернете только начинает будироваться широкой общественностью. Она до конца еще не осознана. Хотя уже становится очевидной проблема защиты нравственного и физического здоровья при работе за компьютером и в интернете, а также безопасного использования компьютеров в образовательных целях.

В контексте этой проблемы значимыми становятся два события:

в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) осуществлено подключение более 52 тысяч школ к широкополосному интернету, а следовательно, увеличилось число его пользователей-детей;

формально завершено обучение педагогов базовой ИКТ-компетентности, большинство учителей может работать за компьютером, а значит, они способны на собственном опыте понять реальную угрозу, которую таят в себе компьютер и интернет для детей.

В настоящее время, опираясь на существующие факты, мы можем сказать, что сегодня проблема сохранения безопасности детей в мире компьютерных технологий и интернета еще только осознается. Показательно в связи с этим, что даже в существующем курсе ОБЖ, который преподается в школе, внимания поставленной проблеме уделяется весьма немного. Конечно, «продвинутые» в области ИКТ преподаватели ОБЖ работают в этом направлении, но это скорее личные инициативы, чем необходимый для исполнения стандарт. Пока отсутствует консолидация усилий общественности, правоохранительных организаций, учреждений образования в борьбе за физическое и психологическое здоровье детей, за право ребенка на безопасность в новой среде, уже становящейся неотъемлемой частью его жизни.

Анализ образовательных форумов, сайтов показывает, что вопросы психологической, информационно-педагогической безопасности детей в мире компьютерных технологий и интернета не являются значимыми, мало затрагиваются и освещаются. Достаточно показательным в этом смысле видится пример образовательного портала «Сеть творческих учителей» – одного из самых популярных порталов среди российского учительства, на котором зарегистрировано почти 19000 педагогов. Причем в основном это учителя, которые активно внедряют ИКТ-технологии в учебный процесс и являются продвинутыми пользователями среды интернет.

В преддверии проведения Недели безопасного Рунета – с 29 января по 5 февраля текущего года – на этом портале учителям было предложено высказаться по данной проблематике, и результат оказался неожиданным: за два дня на форуме появилось только одно суждение по поводу необходимости фильтрации информации в интернете и о наличии программ-фильтров. Конечно, мастерство Александра Борисовича Драхлера, ведущего координатора портала, «разговорило» сообщество, но… Возникает вопрос: почему педагогов не волнует эта проблема так же остро, как волнует методика проведения уроков истории, географии, русского языка и литературы? А ведь при обсуждении специально-предметных, методических тем активность участников завидная! Почему, когда преподаватели создают свои проекты, темой исследования выбирают тоже в основном предметную область? Или думается, что проблема безопасности детей в интернете пока не коснется конкретной школы, конкретного учителя, родителя, ребенка, кажется очень далекой и не такой уж актуальной?! А может быть, и даже наверняка, она уже рядом, а мы просто не хотим этого замечать?!

Ответственность за решение данной проблемы лежит на плечах взрослых. Это общая проблема, и решать ее должны все: педагоги, родители, общественность, СМИ. Мы все должны помочь ребенку грамотно ориентироваться в интернет-контенте.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) реализуется проект «Разработка комплекса мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа учащихся общеобразовательных учреждений к ресурсам сети «Интернет», содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания учащихся». В соответствии с соглашением, заключенным между Рособразованием и субъектами Российской Федерации, субъект Российской Федерации будет обязан обеспечить внедрение в образовательные учреждения, подключаемые к сети «Интернет», системы фильтрации.

Но ведь про это, во-первых, надо знать, и не только учителю информатики, но и директору, учителю-предметнику, классному руководителю. Во-вторых, важно осознавать значимость проблемы и, наконец, необходимо уметь обеспечивать безопасность детей в среде интернет. Чтобы учителю стать помощником ученику, нужно хорошо знать суть проблемы, всевозможные риски, ориентироваться в средствах защиты, активно привлекать родителей.

Программный модуль «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет»

На сегодняшний день проблемы безопасности детей в интернете уже поднимаются в различных регионах России. Учитывая опыт такой работы, в рамках проекта Microsoft «Академия учителей» уже с февраля 2007 года мы работаем с тьюторами из 48 регионов Российской Федерации, включая в учебные занятия тематику, связанную с безопасным интернетом. Специалисты Microsoft еще до выхода диска «Безопасность в сети «Интернет» передали нам свои материалы для решения вопроса о разработке и включении дополнительного модуля в программу повышения квалификации педагогов в области ИКТ на основе учебных курсов Microsoft «Партнерство в образовании», используемую учебными центрами в рамках проекта. Позже на клубной встрече руководителей региональных учебных центров проекта Microsoft «Академия учителей» в Сочи (в августе 2007 года) это предложение было поддержано.

Сейчас заканчивается формирование программного модуля «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет» (18 часов) и методических материалов, сопровождающих этот модуль. При этом используется опыт региональных ИПКРО, которые активно работают над этой проблемой – Амурского, Рязанского, Калужского, Тамбовского, Алтайского, Краснодарского (Армавирского), Карельского, Калмыцкого, а также Удмуртского регионального центра Microsoft «Академия учителей».

Внедрение программного модуля в практику повышения квалификации, реализуемую 48 региональными учебными центрами Microsoft «Академия учителей», предполагается в конце марта. Работа идет, и надеемся, что нам удастся расширить партнерский круг. По крайней мере, мероприятия, организованные Microsoft и Региональным общественным центром интернет-технологий (РОЦИТ) в рамках Недели безопасного Рунета, вселяют в нас такую уверенность.

Лариса ГОРБУНОВА, проректор по научной работе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования; Алексей СЕМИБРАТОВ, заведующий кафедрой информационных технологий АПКиППРО; Елена СОРОКИНА, ведущий специалист Координационно-информационного центра, тьютор головного учебного центра Microsoft «Академия учителей» АПКиППРО; Татьяна ТРЕТЬЯК, ведущий специалист Информационно-методического центра АПКиППРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте