Под психологическим здоровьем ребенка очень часто понимается его успешность, то есть способность учиться. А даем ли мы ребенку возможность учиться, возможность приспособиться к системе обучения?
Взрослый часто не знает, как найти подход к ребенку, не очень понимает, как выстроить отношения с ним, и тогда нередко ставится диагноз: «Ваш ребенок психологически нездоров. Я ему говорю, а он меня не слышит, я к нему обращаюсь с вопросом, а он отвечает неправильно. Ваш ребенок неадаптивен. В самом начале, в первом классе, ему было сказано, что он должен 45 минут сидеть неподвижно, а он часто вертится. Посмотрите на остальных детей – они сидят спокойно».А будут ли они так спокойно вести себя до выпускного класса? Таких наблюдений никто не проводил. Когда мы говорим об индивидуальной окрашенности поведения ребенка, то имеем в виду, что каждый приходит в детский сад или школу, принося свои традиции поведения в семье. Каждый находится на своем этапе адаптации, каждый находится на своем этапе приобретения навыков общения. И вполне возможно, ученик, неподвижно сидящий в первом классе, в пятом будет срывать уроки. А в десятом откажется учиться. Малышу, который приходит в первый класс, впервые встретившемуся с новыми для него требованиями, мы говорим: «Ты должен безукоризненно выполнять правила школьной жизни». Если ребенок неправильно усвоил правила и требования к своему поведению, то в школе решают: ваш ребенок неправильно воспитан; у вас психически нездоровая семья; ваш ребенок плохо учится, вы плохая мама.В таком случае забывают о самом ребенке. На площадке взрослых идет обсуждение, что надо сделать для того, чтобы он стал социально успешным, чтобы мог выполнять свои обязанности. Ребенку на самом деле плохо, потому что у него многое не получается. Ему трудно учиться, ему трудно общаться. И именно он самая незаметная фигура в этом обсуждении. Мы все время говорим о том, что нам надо с ним делать, и мало говорим о живом, растущем, меняющемся, индивидуальном человеке.Мы хорошо видим наших учеников, но семья его наблюдает семь лет. Она знает его от рождения до поступления в школу, видит каждое его движение, каждое проявление своего «я». И если семья заинтересована в том, чтобы сыну или дочери хорошо жилось в школе, если она готова к открытому общению и попытается найти общий подход к ребенку, то проблема может быть снята.Тогда она может представлять в социальных институтах – детском саду, школе – интересы своих детей. Взрослые смогут рассказать об особенностях своего ребенка, заступиться за него. И тогда его привычное поведение дома, которое в школе воспринимается как признак психического нездоровья, будет понятно, и тогда при доброжелательном отношении и поддержке взрослых малыш начнет привыкать к новым правилам.Если же он не ходит в детсад, а сидит дома с бабушкой, то ему потом трудно будет адаптироваться к школьной жизни. Бабушка же обычно занимается своими делами, а малыш развлекает себя сам. Он к этому привыкает. И потом уже в классе тоже старается, не обращая внимания на других ребят и учителя, себя занять. Если ученика за это наказывать, кричать на него, требовать немедленно изменить свое поведение, у него может получиться нервное расстройство. В семье же его поведение воспринималось как позитивное, позволяющее бабушке делать домашние дела. Мать говорит учителю: «Он всегда у нас так себя вел». И если и педагог, и мама сообща постараются ребенку помочь освоить другие правила игры, то он тоже будет к этому стремиться. И скорее всего, у него получится. Но часто бывает наоборот. Учитель, обращаясь к маме, говорит: «Ваш ребенок мешает учебному процессу. Заставьте его правильно вести себя». И тогда маленький человек начинает ощущать несправедливое отношение к себе со стороны взрослых.Чтобы разрешить ситуацию, необходимо взаимодействие семьи и школы, семьи и психолога, семьи и психофизиолога. Пока у нас нет такой ниточки, за которую может ухватиться семья, чтобы помочь своему ребенку. Психологам родители часто не доверяют. Здесь без просветительства не обойтись. Нужно поговорить прежде всего с родителями о психологических особенностях детей разного возраста, о том, как можно находить с ними общий язык, в том числе и с подростками. А пока нет взаимопонимания между школой, семьей и психологами, у ребенка могут возникать проблемы, с которыми одним учителям или одним родителям не справиться.Ольга ТРОИЦКАЯ, семейный психотерапевт, руководитель проекта «Снятие учебного и рабочего стресса»
Комментарии