search
main
0

Помогите стать счастливыми! Молодые семьи надеются на поддержку alma mater

«Актуальные проблемы студенческой семьи и пути их решения» – так назывался научно-практический семинар, прошедший в стенах Уральского государственного педагогического университета. Проблемы семейных студентов поднимались профсоюзными лидерами вузов еще в 2008 году на встрече с правительством Свердловской области. Тогда было предложено проработать вопрос о создании межвузовского центра «Студенческая семья». Педагогический университет, который таких семей насчитывает немало, откликнулся на инициативу. По заказу Свердловской ассоциации профсоюзных организаций студентов кафедра социологии УрГПУ провела исследование проблем студенческой семьи. Его результаты были представлены на семинаре.

Приоритеты и ценности

Из числа опрошенных молодых людей 55% представляют чисто студенческие семьи, где оба супруга получают образование, в 45% семей один из супругов не является студентом. Средний возраст семейных студентов – 21 год.

Две трети респондентов указали, что состоят в законном браке, и одна треть считает свой брак свершившимся де-факто, но не де-юре. По какой причине студенты не оформляют свои брачные отношения? Много нерешенных бытовых проблем (44%), жизнь становится однообразной (44,4%), быстро остывают чувства (43,5%), ограничивается личная свобода (38%). Кроме того, большинство студентов вообще считают регистрацию браков необязательной.

Что же все-таки остается главным для студентов на данном этапе? Главной целью жизни екатеринбуржцы считают благополучную семью и детей (47%), на втором месте – престижная профессия (38%), затем следует материальная обеспеченность (21%) и любовь (17%). Как видим, семья остается обязательной частью жизненной стратегии молодых людей. Что касается детей, то рождение первенца занимает в рейтинге приоритетов скромное 4-е место. Приоритетными остаются на ближайшую перспективу получение диплома, решение жилищного вопроса. Около 20% респондентов ответили, что планируют иметь двоих детей, только 3% – троих, а 11,5% решили остановиться на одном ребенке. Только 15% молодых супругов, пока бездетных, считают появление малыша наиважнейшим событием в ближайшем будущем. Таким образом, наши студенты не стали счастливым исключением в решении демографических проблем.

Именно студенческие семьи, имеющие детей, сталкиваются с самыми большими трудностями, например, им приходится совмещать учебу с решением бытовых вопросов и воспитанием ребенка. В связи с ухудшением экономической ситуации в стране материальная помощь старших молодой семье объективно уменьшилась. Хотя представители старшего поколения утратили свою главенствующую роль в семье, их помощь по уходу за детьми и в их воспитании часто является практически единственной возможностью, позволяющей самим молодым родителям продолжать учиться после рождения ребенка. С другой стороны, избыточная помощь порождает потребительские настроения, иждивенчество, инфантилизм, ибо речь идет о помощи только с одной стороны – родителей детям.

Основные проблемы и трудности

В числе самых острых проблем студенческой семьи – материально-финансовые и жилищно-бытовые. Лишь у 12% живущих вместе студентов есть собственная квартира, 41% имеют комнату в общежитии, остальные снимают жилье (28%), живут с родителями, родственниками (8%), в разных общежитиях (6%), 11% указали, что время от времени живут раздельно. Неясными остаются перспективы семейных студентов после окончания вуза и утраты права на общежитие.

Семейный бюджет студентов складывается из традиционных составляющих. Более половины опрошенных используют совокупность разных источников финансовых поступлений – стипендию, помощь родителей и постоянный заработок кого-либо из членов семьи. Каждый четвертый отметил в качестве необходимости наличие разовых приработков. Один из пяти опрошенных отметил какую-либо помощь со стороны студенческого профкома.

Соотношение источников бюджетных поступлений довольно тесно связано с формой обучения – бюджетной или договорной. Студенты-контрактники в семь раз меньше рассчитывают на стипендию, зато среди них почти вдвое больше тех, кто опирается на помощь родителей, в 1,5 раза среди них больше работающих временно или постоянно.

Вопрос о родительской помощи в определении материального статуса студенческой семьи не сводится только к ее размерам, ибо формы этой помощи тоже различны. Одни родители высылают месячное «пособие», другие покупают вещи, продукты, одежду. Небезынтересно отметить и такой факт: родители жены чаще, чем родители мужа, оказывают помощь молодой супружеской паре как при совместном, так и при раздельном проживании семей.

Денежные ресурсы молодой семьи чаще всего расходуются стихийно. Одна треть респондентов не знает всех статей расходов семейного бюджета и весьма приблизительно оценивает фактическую и рациональную их величину. Семейной экономике пока никто не учит (если не считать советы родителей, которые не всегда приемлемы для молодежи). Между тем в экономической науке существуют специальные курсы, которые во всех вузах могут читаться хотя бы факультативно.

Чего ждет от вуза студенческая семья?

Для вузовской администрации и профсоюзных организаций студентов практически самым важным был вопрос о том, в каких видах помощи нуждается студенческая семья, от кого она ждет этой помощи, нужны ли какие-либо новые организационные формы взаимодействия вуза со студентами, имеющими семейный статус.

Среди приоритетных нужд студенты выделили необходимость кредитов на образование, жилье – 21,4%, помощь в трудоустройстве – 15,6%, предоставление льгот на приобретение товаров – 13,6%. Далее идут потребности в разных формах консультирования: медицинского – 8,9%, психологического – 6,9%; юридического – 6,5%.

Есть потребности в предоставлении индивидуального графика занятий, в оказании помощи по уходу и присмотру за детьми. Менее востребованы педагогическое консультирование, прокатные услуги. Студенты, непосредственно и в большей степени связанные с одним из социальных институтов, естественно, надеются решить свои проблемы в рамках этого института, хотя и понимают, что не все может сделать вуз.

Понятно, что студенты ждут от вуза в первую очередь помощи материальной. На нее открыто надеются 65% респондентов, вдвое меньше (30%) считают, что вуз может помочь в предоставлении жилья (общежития), в трудоустройстве (10%), в поисках места в детском саду либо в предоставлении индивидуального графика занятий (8%). Также в вузе можно получить морально-психологическую поддержку, моральную помощь.

По мнению опрошенных, выделенные формы помощи могут быть оказаны как в том вузе, где они обучаются, так и через межвузовские студенческие организации – ассоциацию профсоюзов, центры трудоустройства, объединения стройотрядовцев и др.

Отдельно ставился вопрос о создании новой структуры – межвузовского центра поддержки студенческой семьи. Большинство считает это полезным делом, а каждый четвертый – даже неотлагательным.

Вопросы о возможных направлениях работы такого центра и желаемых мероприятиях были открытыми, поэтому мы получили много предложений. В них обозначены все те проблемы, которые важны для этой группы студентов: создание клуба молодых семей, организация различных соревнований (семейно-спортивных, интеллектуальных, родительских), консультации и тренинги, мероприятия досугового характера, проведение специальных Дней семьи, Дня молодой матери, организация исследований по студенческой семье или мониторинга ее проблем. Однако по количеству рекомендаций на первые позиции вышли психологическая (моральная) поддержка, различные виды консультативной помощи по проблемным вопросам, особенно медицинского, правового, педагогического (конфликтологического) характера, а также помощь в трудоустройстве.

Студенты говорят о психологической помощи не только как о возможности предотвращения или разрешения конфликтов, развития коммуникативных навыков, умения преодолевать депрессивные настроения. Они подчеркивают, что помощь специалистов-психологов нужна всем студентам еще в добрачный период: проверка на психологическую готовность к семейной жизни, на совместимость характеров, оптимальное соотношение разумного и эмоционального в мотивации выбора супруга, вообще способность разбираться в людях и т. п.

Что могут сделать вузы

О том, какую помощь могут оказать студенческим семьям высшие учебные заведения, говорили участники научно-практического семинара в УрГПУ.

Своим опытом поделилась председатель профсоюзной организации педуниверситета Наталья Баженова. В соответствии с соглашением между профсоюзной организацией и администрацией вуза студентам при заключении брака предоставляются свободные от обучения дни (до 5 дней) и материальная помощь в размере 3000 рублей; 6000 рублей в семестр выделяется на оплату медикаментов и обследование беременных студенток.

В общежитиях вуза выделены отдельные блоки для семейных студентов. Молодым людям, имеющим детей, предоставляется индивидуальный график посещения занятий. Не допускаются отчисления во время отпуска по уходу за ребенком. Оказывается материальная поддержка: при рождении ребенка студенческая семья получает 5 тысяч рублей, и такая же сумма ежегодно выплачивается к 1 июня, Дню защиты детей, студентам, имеющим детей, а их 80 человек!

На Новый год проводятся традиционные праздники для детей студентов, выдаются бесплатные новогодние подарки. Специалисты областного Центра планирования семьи проводят для первокурсников лекции по сохранению репродуктивного здоровья.

Как сказал ректор педагогического университета Борис Игошев, лозунг «Помочь стать счастливыми» должен быть основополагающим в работе со студенческими семьями во всех вузах.

По итогам семинара были сделаны выводы и рекомендации, которые будут рассмотрены на правлении Свердловской ассоциации профсоюзных организаций студентов, Совете ректоров вузов и Совете проректоров по внеучебной работе.

Что касается создания межвузовского центра поддержки студенческой семьи, которое одобрило большинство опрошенных, эта идея принесет реальную пользу, если, во-первых, будут четко определены направления его деятельности, найдены ресурсы для решения конкретных проблем и соответствующие кадры. Во-вторых, если к этой форме поддержки студенческой семьи, помимо вузовской администрации, будут привлечены другие структуры, включая управленческие органы, специальные фонды, объединения работодателей.

Людмила КАТЕРИНИЧ, заместитель председателя Свердловской ассоциации профсоюзных организаций студентов вузов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте