«Предшкола» – это не наша проблема, – развела руками Анна Пятлина, главный специалист Новгородского областного Комитета образования. – Проблема организации предшкольного образования остро стоит в тех регионах, где низкий уровень посещаемости в детских садах. А у нас…» Действительно у нас, то есть в Новгородской области 98,7 процента детей в возрасте от 3 до 7 лет в 2005-2006 учебном году посещали детские дошкольные учреждения. В отдельных городах и районах эта цифра в том же году колебалась от самого «низкого» показателя (81 процент в Батецком районе) до фантастически звучащих 100 процентов в Великом Новгороде, Валдайском и Парфинском районах (данные в Комитете образования перепроверяли три раза – все время выходило 100). Почему новгородские папы и мамы так охотно ведут своих детей в дошкольные учреждения?
Во-первых, Великий Новгород и другие относительно крупные города области в последние годы активно развиваются, на рынке труда постоянно увеличивается количество разноплановых вакансий, поэтому работать предпочитают не только молодые родители, но и бабушки и дедушки новгородских малышей. У малоимущих и проживающих в сельской местности свой резон – им прежде всего важно, что в детском саду, по-житейски говоря, ребенок будет сыт, тем более что по решению областной Думы семьи, относящиеся к категории малоимущих, платят за питание детей в детском саду практически в два раза меньше. Да и родительская плата за садик без всяких скидок колеблется по области от 21 до 35 рублей в день, что явно меньше той суммы, которая была бы потрачена на питание ребенка в семье. Есть и третья причина активной посещаемости детских садов, хотя родители детсадовцев о ней не догадываются…
Зато эта причина не раз, вероятно, заставляла проснуться ночью в холодном поту председателей районных Комитетов образования. Ночь эта, совершенно очевидно, наступает каждый раз аккурат накануне того дня, когда председатель областного Комитета образования Владимир Аверкин вызывает их на оглашение результатов рейтинга деятельности образовательных учреждений. Рейтинговая система, введенная в областном Комитете образования около 10 лет назад, каждые полгода определяет по нескольким критериям в баллах уровень развития всех направлений образования, «подвластных» комитету, – от дошкольного до профессионального. Это теория, а на практике процедура оглашения результатов рейтинга выглядит, как на уроке в школе: один почтенный председатель районного Комитета образования сияет, как круглый отличник, – по большинству показателей он вышел в лидеры. Другой же понурил голову – попал нынче в отстающие… Помимо морального стимулирования, за эффективность которого рейтинговой системе можно поставить полноценную пятерку, можно прибавить ей и жирный плюс за то, что дает возможность выявить «слабое звено» в цепи образования, которая, как всем ясно, должна быть непрерывной. Вот пример: в прошлом учебном году Хвойнинский район области по результатам рейтинга оказался на первом месте по дошкольному образованию и… на последнем по начальному школьному. Значит, перед областным комитетом стоит задача выяснить, в результате чего порвалось то звено цепи, которое соединяет эти две ступени образования. В другом районе, Старорусском, в минувшем году вдруг резко упала посещаемость в дошкольных учреждениях; а в Боровичском районе подкачал очень серьезный критерий – там заболеваемость детей дошкольного возраста значительно выше, чем в других районах. Все это повод для выезда специалистов областного Комитета образования в эти районы, обсуждения проблем, принятия решений.
Взгляд со стороны
Ввиду пресловутых 98,7% посещаемости дошкольных учреждений организация «предшколы» для новгородцев действительно не проблема. А вот содержание предшкольного образования их волнует очень. В июне – июле в областном Комитете образования будет подписан приказ о введении нового механизма аттестации дошкольных образовательных учреждений (подробнее – в «УГ» от 13 июня 2006 года, статья «Потерянное солнышко»). Идейное содержание нового механизма аттестации таково: новгородцы считают, что в дошкольном учреждении ребенка должны не учить определенным знаниям, «натаскивая» его для подготовки к школе, а развивать у него необходимые для обучения в школе навыки и умения, готовить к школе психологически. Анна Пятлина рассказывает:
– На семинарах и конференциях, которые областной Комитет образования и Новгородский региональный центр по развитию образования проводят с руководителями и педагогами дошкольных образовательных учреждений, мы выделили к настоящему времени, пожалуй, три наиболее проблемных вопроса «предшколы». Главный вопрос – каким должно быть содержание предшкольного образования? Второй и третий вопросы: где эффективнее организовывать предшкольное обучение – в детских дошкольных учреждениях или в общеобразовательных школах и насколько эффективным может быть такое обучение в течение одного года (если до этого ребенок совсем не посещал детский сад, может ли он «сравняться» со сверстниками)?
По мнению большинства педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений, предшкольное обучение можно в принципе организовывать где угодно – лишь бы с детьми занимался не педагог начальных классов, а педагог, знающий программу обучения в детском саду для детей шести- и даже пятилетнего возраста, знающий особенности психологии этих возрастов, методы и приемы для обучения именно для них. Иначе зачастую получается, что 6-летних, а то и 5-летних детей усаживают за парты и учат их, как в школе, только времени поменьше на это отводится, чем на уроке. Между тем психологам известно, что основным видом деятельности ребенка до 7 лет является игра. Поэтому занятия для, скажем так, «предшколят» должны проходить в игровой среде ярко, красиво. Что касается содержания образования, то целью «предшколы» должно стать не натаскивание в чтении, письме и счете, а развитие у детей коммуникативных навыков, внимания, умения слышать педагога на занятии, выполнить данное им задание до конца. Подготовка к школе, в частности, непременно должна еще заключаться в развитии мелкой моторики пальцев рук, для последней цели нужно учить ребенка держать правильно кисть и карандаш (их держат с разным нажимом), делать штриховки, прорисовки и так далее. Выполняя эти и другие подобные задачи, «предшкола» таким образом достигнет главной своей цели – выравнивания стартовых возможностей детей перед поступлением в школу, чтобы в первом классе у них не возникало стрессов, комплексов. Достаточно ли для «предшколы» одного года? Если в наличии качественная программа, качественно работающий педагог и заинтересованные родители – по всей вероятности, да.
Непопулярные решения
Они есть и в самой благополучной области по уровню развития дошкольного образования (новгородцы заняли первое место по этому критерию в рейтинге субъектов РФ 2006 года по десяти показателям развития образования). В марте 2006-го обеспокоенные родители зазвонили в местные СМИ: в области в очередной раз повысилась родительская плата за содержание ребенка в детских садах. Справедливости ради нужно сказать, что и после повышения она не выглядит заоблачно высокой – 700-770 рублей в месяц (для сравнения: в других регионах Северо-Запада РФ эта сумма колеблется от 520 до 1500 рублей). Повышение родительской платы, по данным областного Комитета образования, не вызвало оттока детей из дошкольных образовательных учреждений. Возможно, потому, что практически половина всех дошколят области – 11704 из 25011 – ходят в детский садик за сумму в два раза меньшую – их семьи относятся к разряду малоимущих и по решению областной Думы получают компенсацию от 14 до 17 рублей в день. Полную сумму родительской платы определяют муниципалитеты: поэтому в разных районах области она составляет от 21 до 35 рублей. В областном Комитете образования считают, что, возможно, сыр-бор из-за родительской платы не разгорался бы после каждого следующего за рывком инфляции повышения, и в кабинетах комитета поостыли бы раскаленные родительским негодованием телефоны, если бы российские законы более высокой инстанции определили наконец, что входит на данный момент в нашей стране в понятие «дошкольное образование»? Какие режимные моменты оно включает в себя: обучение, питание, сон, прогулки, спортивные занятия, кружок танцевальный и кружок английского, другие варианты? За какие из этих режимных моментов должны платить родители, а какие основные должны оплачивать областной и федеральный бюджеты? Ведь если по Конституции дошкольное образование у нас бесплатное, то на деле получается не так, в реальности родители давно уже платят не только за питание, но и за… За что они платят?
Из школы – в… детский сад
Другое непопулярное решение, по поводу которого тоже было сломано немало копий… (или телефонов?), было принято три года назад и заключалось на первый взгляд в маленьком житейском неудобстве – согласно нормативу, учрежденному в областном Комитете образования, детские сады области переводились на 10,5-часовой режим работы. Подобные решения принимались примерно в то же время и в других областях России. Среди новгородцев поворчали сначала только те, в общем-то, немногие, кому надо было держать дитя в детском саду с семи утра до семи вечера. Теперь, когда садики работали не 12, а 10,5 часа, им это стало неудобно. Для недовольных быстренько организовали дежурные утренние и вечерние группы, и конфликт, казалось, был исчерпан. Но тут всплыла на поверхность величавая часть проблемы-айсберга, спрятанная за показавшейся вначале его макушкой.
Если учитель начальных классов в школе имеет недельную нагрузку 18 часов, то воспитатель в детском саду – 36. При переводе на новый режим работы оказалось, что несколько дней в неделе воспитатель группы должен теперь работать не половину дня, как было раньше, а полный рабочий день – все 10,5 часа! Так же работал теперь и воспитатель другой группы. Ни у первого воспитателя, ни у второго не стало постоянного сменщика, который принимал бы группу во второй половине дня. Третий воспитатель, которого в детсадах тут же метко окрестили «бегунком», именно бегал между двумя группами, подменяя пару-тройку раз на неделе постоянного воспитателя на половину дня. Получилось – на каждую группу вместо двух постоянных воспитателей осталось… один с половиной. Чем не «полтора землекопа» в задачке, которую решал двоечник Перестукин в детской книжке «В стране невыученных уроков»! Новое решение не понравилось ни воспитателям, у которых, понятное дело, болела голова к вечеру 10,5-часового дня (вы когда-нибудь сидели в одной комнате 10 часов с двадцатью пятью кричащими трехлетними детьми?), ни родителям, ни заведующим детсадами (какую ответственность может нести за детей, которых он толком не знает, «воспитатель-бегунок» и чему он может научить две группы сразу?).
В прошедшем учебном году в 325 городских и 97 сельских дошкольных учреждениях Новгородской области работали воспитатели с разным уровнем образования. 1036 воспитателей имеют высшее образование, 155 – незаконченное высшее, 1792 – среднее специальное. Но вот тревожная тенденция – впервые, чего не было в области раньше, появились в детских садах педагоги с… отсутствием педагогического образования вообще!!! Воспитателей, имеющих за плечами лишь опыт собственного обучения в общеобразовательной школе, в области сейчас 47 человек. В Великом Новгороде их пока нет. Вероятно, появятся…
Заработная плата воспитателя и школьного учителя в Новгородской области примерно одинаковая – 3000 рублей в месяц по 14-му (!) разряду. Дорасти еще надо до этого 14-го молодому педагогу. Учителя школы еще соглашаются на такие условия – поскольку имеют возможность чуть увеличить эту сумму за счет классного руководства, работы на полторы ставки… У воспитателя детского сада такой возможности нет. Областной Комитет образования спасает ситуацию как может: так, 592 работника детских садов в области получили в 2005-2006 учебном году надбавки по разным критериям, например, за высокую посещаемость. Но этого недостаточно, чтобы исправить положение дел, необходимы решения опять-таки на федеральном уровне. Иначе больше и больше будет в российских детских садах вчерашних школьников в роли воспитателей. И 18-летние воспитатели в детсадах, и «полтора землекопа» – следствия одной и той же проблемы. Проблема заключается в том, считают в Новгородском областном Комитете образования, что помимо увеличения оплаты труда, количество часов работы воспитателя детского сада необходимо уравнять с количеством часов учителя начальных классов в школе. Комитет уже обращался с этой инициативой в Правительство РФ, был задан этот вопрос и на недавней прямой линии с министром образования и науки РФ. Новгородцы, и, вероятно, не только они, ждут ответа…
Комментарии