search
main
0

Полная перезагрузка. На смену информационной революции пришла информационная реальность

Могут ли «цифровые иммигранты», родившиеся в эпоху черно-белых телевизоров и радиоприемников с одной кнопкой, воспитать и чему-то научить «цифровых аборигенов», современных детей, для которых компьютеры и Интернет явления столь же естественные, как снег зимой и трава летом? Могут! Точнее, можем, – решили участники интерактивного ток-шоу, прошедшего в рамках 8-го Европейского форума «Партнерство в образовании», – если «перезагрузим» собственное сознание, «отформатируем» менталитет и поймем, что время непререкаемых авторитетов ушло безвозвратно, сменившись эпохой диалога и сотрудничества.

Первое, что нужно признать и с чем придется смириться: информационная революция позади, на дворе – сетевая реальность. Потому что революция – это, когда, пусть силой, пусть хитростью, ситуацию еще можно вернуть на старые рельсы. Нас же окружает необратимая данность: выросло уже целое поколение детей, которые, по словам хозяйки ток-шоу, телеведущей и члена Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования Тины Канделаки, даже школьные уроки делают в социальных сетях. И чем быстрее учитель поймет это и направит интернет-энергию своих детей в «мирное русло», чем быстрее заговорит с ними на одном языке, тем больше дивидендов получат и он, и его ученики, а в конечном итоге и общество в целом. Потому что, как заявил директор исследовательского департамента Кембриджского университета Дэн Бакли, «нет никаких технологий – есть только достижения ваших детей». И если доступ к информации сегодня – единственный путь к знанию и успеху, особенно в такой большой стране, как Россия, то истинный учитель-профессионал лишь из этого и должен исходить. Да, поначалу страшно, да, не всегда все получается, но, как объяснила директор департамента стратегии и инноваций в образовании компании Microsoft Мэри Куллинейн, не стоит сразу хвататься за какие-то грандиозные, масштабные проекты, лучше начать с малого, например с включения элементов ИКТ в один конкретный урок. И когда педагог увидит результат, когда поймет, какие горизонты открываются перед ним, он сам уже не сможет повернуть назад. Среди участников ток-шоу  не только высокопоставленные управленцы, но и учителя: Энеко Беречки преподает английский язык в Будапеште и выступила как жюри форума, а Дана Типеи – информатику и физику в румынском городе Лугожа. И Венгрию, и Румынию, так же как и Россию, сотрясают реформы образования, и здешним преподавателям информационные технологии в новинку. Но все сомнения отступают, когда приходит понимание, сколько новых контактов и профессиональных связей можно завести, всего лишь вступив в педагогическое сетевое сообщество, как расширяется круг общения, а с ним растет и уровень мастерства, и уважение детей и начальства. По словам директора Федерального института развития образования при Минобрнауки РФ Александра Асмолова, в наше «сетевое» время исчезла извечная оппозиция между столицей и провинцией, возможности уравниваются, и этим грех не пользоваться. Дело за малым: чтобы у людей по всей стране был реальный доступ к этим самым возможностям. Поэтому и необходимо введение индикатора сетевой мощности как каждой отдельной школы, так и государства в целом. Главный научный сотрудник Федерального института развития образования Александр Уваров напомнил, что в этом году исполняется ровно 25 лет со дня начала информатизации российской школы. И не стоит сгущать краски, утверждая, что отечественный педагог – эдакий закоренелый консерватор, бегущий от новых технологий как черт от ладана. 10 тысяч учителей зарегистрировались на сайте, где проходил российский финал конкурса на лучший учебный проект с использованием ИКТ. Полторы тысячи учителей представили свои работы. Около сотни экспертов провели сетевую оценку. Эти цифры не могут не вызывать уважения, если учесть, что проблемы со свободным доступом в Интернет пока еще решены не везде. В ходе ток-шоу участники и гости трижды брались за электронные пульты, чтобы принять участие в интерактивном голосовании и выразить свое отношение к глобализации в сфере образования, решить, кто несет ответственность за изменения в школе – правительство, учителя, родители или дети, какие вообще изменения школе нужны. Несмотря на то что аудитория собралась самая что ни на есть «продвинутая» и прогрессивная, сторонники устоявшихся традиций нашлись и тут. Что и позволило подвести под дискуссией яркую и многозначительную черту: перемены – не в машинах и программах, а в наших головах.ЗаключениеВсе три дня форума проходили семинары, лекции, мастер-классы и дискуссии, посвященные вопросам современного образования. А еще гостей форума ждали интересные экскурсии. Например, в Музей московского образования. Здесь из современности можно было попасть в прошлое, пролистать, проходя по залам, учебники XIX века, рассмотреть старинные расписания и фотографии педагогов еще Российской империи.На третий день форума были подведены итоги конкурсных мероприятий.Шесть педагогов из самых разных стран Европы получили главные призы. Еще 18 учителей были отмечены жюри за старание и уникальные инновационные подходы к обучению, при этом в их число вошли два преподавателя из России. Все 24 лауреата европейского конкурса представят свои работы на Всемирном форуме Microsoft «Партнерство в образовании», который состоится в городе Вашингтон, США, в ноябре 2011 года. Однозначными победителями по решению жюри были названы Жасмин Жазик (Jasmin Jusic) из Боснии и Герцеговины в категории «Продолжение обучения вне класса» («Extending learning beyond the class»), Антонин Секырка (Antonin Sekyrka) из Чешской Республики в категории «Совместная работа» («Collaboration»), Стивен Ронсийн из Бельгии в категории «Наиболее передовое использование технологий Microsoft в обучении» («Cutting edge use of Microsof technology for learning»), Роджер Листер и Кара Баркер из Швеции в категории «Формирование знаний» («Knowledge building and critical building»), Нарине Багдасарян из Армении в категории «Инновации в ответ на внешние вызовы» («Innovation in challenging context») и Марина Васильева из Македонии в категории «Выбор преподавателей» («Educators’ choice»).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте