search
main
0

Полезная вспышка

Среди необычных вопросов, которые ученики задают Дарье Роговой, один запомнился ей больше всего: «Каким физическим явлением вы бы хотели быть?»

Когда маленькую Дашу нужно было отдавать в детский сад, родители решили этого не делать и стали поочередно брать ее с собой на работу. Папа Валерий Григорьевич Холошин тогда как раз работал в НИИ физики, и девочка очень заинтересовалась этой наукой. А мама Ольга Александровна Холошина преподавала в школе русский язык и литературу. «Школа – вот это да, это самое интересное место на свете!» – думала Даша.

Урок должен быть ярким и запоминающимся, убеждена Дарья РОГОВА

Новые горизонты
Сейчас Дарье Роговой 27 лет, она победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018 Ростовской области. До недавнего времени преподавала физику, математику и астрономию в школе №49 города Ростова-на-Дону, но конкурс изменил ее жизнь и раскрыл новые возможности. С первого сентября она выходит на работу в новую школу – лицей №11 в должности заместителя директора. Именно после конкурса Дарье Валерьевне предложили это место. Говорит, сначала удивилась и засомневалась, получится ли. Тем более что изначально относилась к административным должностям довольно скептически, полагая, что главное ее место – уроки и работа с детьми. К тому же предложение поступило в середине учебного года, она обещала подумать, довела учебный год и наконец решилась. Говорит, что особенно ее поддерживает то, что остаются часы по предмету и будет классное руководство.
– Мне кажется, это необходимо для моего развития как профессионала, – говорит педагог. – На административную должность я смотрю не как на дополнительную головную боль, а как на возможность большей свободы и влияния. Но наравне с этими большими возможностями мне хочется сохранить связь с детьми. Потому что когда она потеряна, то тебе абсолютно без всяких оснований кажется, что ты знаешь, как лучше. А на самом деле реальная возможность проверить это и задать вопросы есть только тогда, когда ты постоянно общаешься с ребятами. Только так можно выстроить откровенный диалог и увидеть, где сходятся интересы ребят и твоих представлений об их жизни и о том, как им лучше себя реализовать. Поэтому для меня важно оставаться учителем даже тогда, когда предполагается карьерный рост.
Дарья пока не знает точно, за какую сферу будет отвечать как администратор, скорее всего, зонами ее ответственности станут внеурочная деятельность, городские проекты и социальное партнерство. Она готова работать и в этих направлениях, и в других, потому что участие во Всероссийском конкурсе заставило ее посмотреть на образование по-другому – «с большей высоты». Ведь, когда работаешь в школе, ты кроме своей непосредственной работы мало что замечаешь. Выйдя на районный семинар, имеешь возможность познакомиться с коллегами из своего района и обсудить общие проблемы. А когда попадаешь на Всероссийский конкурс, можно максимально объективно увидеть всю систему, как она функционирует в масштабе страны. Этому очень помогает информация, полученная от коллег, работающих в других регионах.
– На конкурсе, – рассказывает Дарья, – еще во время установочного семинара у нас образовалась своя компания, мы очень подружились, помогали друг другу, вечерами пели песни под гитару и общаемся до сих пор. Во время конкурсных испытаний мы совершенно не думали друг о друге как о конкурентах и очень обрадовались, что два человека из нашей компании вошли в «пятнашку», мы их до последнего поддерживали во всех выступлениях. А сейчас у нас общий чат в одном из мессенджеров, мы постоянно обмениваемся информацией. И это очень здорово, что у нас есть возможность делиться нашими идеями, советоваться и внедрять то, чего еще в регионах нет, но уже многие об этом задумываются. На мой взгляд, цель конкурса – увидеть систему целиком и постараться своей деятельностью сделать ее более гармоничной. Ведь любая система состоит из людей, у нас это дети, учителя и родители. И надо, чтобы не как лебедь, рак и щука каждый тянул в свою сторону, а чтобы иметь возможность сверить часы и двигаться в одном направлении. Для меня смысл конкурса был в этом.

Учиться – это удовольствие!
В сентябре для Дарьи Валерьевны начнется шестой год работы в школе. Сегодня она чувствует себя более уверенно, чем вначале, но без трудностей все равно «никак невозможно». Правда, их стало на порядок меньше – все приходит с опытом.
– Мне уже понятно, что и с новыми обязанностями я тоже справлюсь. Что рядом будут люди, которые меня поддержат, и что будет, у кого спросить совета. Могу точно сказать, что корона на голове после конкурса не выросла! Я сегодня еще больше, чем вчера, готова учиться, ведь для учителя одна из важнейших ценностей – это ценность саморазвития. Нужно не только учить, но и постоянно учиться самому. И получать удовольствие от этого процесса, – говорит Дарья.
Интерес к учебе она сама почувствовала еще в школе – сначала в обычной, позже в физико-математическом лицее, куда перешла в старших классах и окончила его с золотой медалью. Поступила на физический факультет Южного федерального университета, там на тот момент не было такого направления, как учительское, педагогику не преподавали. Но была возможность обучаться по дополнительной программе профессиональной переподготовки на учителя физики и информатики. Дарья решила поступить туда, теперь считает, что правильно сделала, и  ей очень повезло, потому что там занятия вели учителя-практики, работающие со школьниками. «Это была не просто педагогика по учебнику, а их жизненный опыт, их переживания. От общения с этими людьми возникало большое желание самому попробовать: как это – преподавать в школе?» – вспоминает Рогова. Второе высшее педагогическое образование она получала, уже год работая в школе. Причем оно было платным, но «цена достаточно скромная и приемлемая». Дарья очень благодарна родителям, что они ей помогли и поддержали тогда. Сама она продолжала не сбавлять темпы и во время учебы получала повышенную стипендию.

Замечательная привычка учиться с удовольствием сохраняется у нее и сейчас. Дополнительно к двум своим дипломам Дарья окончила магистратуру по прикладной информатике и прошла несколько видов различных курсов: полугодовой по «гибким» навыкам, по арт-терапии с детьми, по ораторскому и актерскому мастерству, даже успела выучиться на бизнес-тренера и заодно поняла, что это очень близко к педагогике, некоторые приемы просто необходимо использовать. Еще она наконец получила водительские права, а следом освоила мотоцикл. Любит заниматься спортом, ходит в тренажерный зал и ездит на велосипеде. Еще одно ее увлечение – написание стихов, правда, это зависит от настроения. Гордится, что в университетском сборнике часть ее стихов была опубликована.

Серьезные темы
Не поговорить с Дарьей Валерьевной о том, что сегодня беспокоит школу, мы не могли. Прежде всего потому, что она сама уже готова к подобным разговорам и размышлениям и мысли высказывает далеко не шаблонные.
– Каковы самые острые проблемы школы сегодня?
– Думаю, самая острая проблема школы – это ее оторванность от жизни. Я не становлюсь на сторону тех, кто убеждает, что все, чему учат в школе, никогда не понадобится в жизни. Я как раз убеждена, что большая часть нам понадобится, и моя практика меня в этом убеждает. Но в школе есть много такого, что не изучается и о чем там вообще не говорят, тем не менее это важно и полезно. Например, сегодня в очень небольшом количестве школ затрагивают такое понятие, как финансовая грамотность. Дети не имеют возможности узнать, что можно планировать свои финансы, можно куда-то инвестировать. У нас есть несколько учреждений с экономическим уклоном, приглашаются преподаватели экономического факультета, которые проводят занятия с ребятами. Но в обычной школе этой теме не уделяется должного внимания.
Второй момент. Сегодня в школе много говорят о том, что нужно развивать гибкие навыки, это модно, востребовано, много корпоративных тренингов на эту тему. Один из таких гибких навыков, это решение конфликтов. Но в школе большинство конфликтов решает классный руководитель, а так как у учителя нагрузка очень большая, то до психологических тонкостей часто не доходит, все конфликты стараются решать как можно быстрее. Учитель всем расскажет, кто прав, а кто виноват, позвонит родителям – все, конфликт исчерпан. А дети в этой ситуации теряют ощущение ответственности за свое участие в данных конфликтах. У меня было два года классного руководства в прошлой школе, и я старалась относиться с наибольшим вниманием к решению конфликтов между детьми, подсказать какие-то вопросы, которые они могли задать друг другу, чтобы постараться понять другого человека. Я выступала в роли медиатора.
– Что самое трудное в профессии учителя?
– Оставаться человеком. Прежде всего в отношениях с детьми. Очень долгое время профессию учителя возводили в ранг особенных, и авторитет личности учителя был непререкаемым. Потом поменялись страна и отношение к учителям. Я наблюдаю за своими более старшими коллегами, и мне кажется, что они пугаются современного отношения к учителю. Например, того, что каждое их слово может быть поставлено под сомнение детьми и оспорено родителями. Это вызывает тревогу, и как результат люди не хотят слышать других. Способность к диалогу – это необходимое качество для современного учителя. К сожалению, мы сегодня часто можем наблюдать профессиональную деформацию, когда только учитель знает, как лучше. Это бросается в глаза. Поэтому я стараюсь время от времени получать обратную связь: все ли нормально? Не нарушила ли я чьи-то границы? Если что-то не так, мы будем все вопросы решать спокойно. Еще не было случая, чтобы я разочаровалась в этом подходе. Наоборот, те дети, которых называют сложными, дети из неблагополучных семей, когда им говорили в приказном тоне, у них это вызывало агрессию, а стоило вступить с ними в диалог, оказывалось, что им не хватало поддержки, что они хотели быть услышанными. Оставаться слышащим и поддерживающим человеком, готовым к диалогу с детьми, – это сложно, вот это, наверное, главная сложность нашей профессии.
– Не вспомните неожиданные вопросы от детей?
– Был один вопрос, который мне задали в самом начале работы. Ученица восьмого класса подошла ко мне после занятия и спросила: «Дарья Валерьевна, если бы вы были физическим явлением, то каким физическим явлением вы бы хотели быть?» Я с ходу, что называется, не думая, ответила: «Люминесценцией!» Девочка меня поблагодарила, развернулась и ушла. А я осталась одна сидеть в кабинете – это была вторая смена, последний урок.­ Сижу и думаю: почему я так ответила, почему люминесценция? И понимаю, что речь идет о вспышке, что хочется быть яркой. Что хочется делать что-то по-другому. Но одновременно понимаю, что надолго энергии может не хватить, что эта вспышка может быть короткой, и важно, чтобы она была точной и полезной!
Я потом сама стала спрашивать у детей – если бы те были физическим явлением, то кем бы хотели стать? Они давали потрясающие ответы! Один захотел стать рычагом, потому что равновесие – это здорово. Следующий захотел быть электромагнитным излучением – чтобы влиять, надо быть невидимым!.. Этот вопрос восьмиклассницы я не забуду никогда. Настолько он оказался глубоким.

Стихотворение Дарьи Роговой

Спит осенняя аллея,
Видит персиковый сон,
И деревья, багровея,
Ветру отдают поклон.

Солнце спелым абрикосом
Утонуло вмиг в воде,
Месяц щурится раскосый,
Улыбается звезде.

Дни короче, дольше ночи,
И холодные дожди
Омывают нежно очи

Златокудрой госпожи.
Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте