Кто такой учитель – творец или исполнитель воли родителей, школы, государства? Винтик в образовательных реформах или творческая личность? Сегодня мы часто говорим о правах детей, их родителей, о правах человека вообще и национальных меньшинств в частности. Но вот о правах учителя речь практически не заходит никогда. Кто защитит педагога, поможет возродить истинный смысл профессии, поднимет ее престиж в современном обществе и поможет учителю реализовать свой творческий потенциал?
В Красноярске эту миссию на себя взял Творческий союз учителей. Примечательно, что его эмблемой стали распахнутые в полете крылья бабочки. Все началось с 2002-го, после очередного конкурса «Учитель года» в Красноярске появился клуб молодых педагогов «Свежий ветер». Именно он и стал ядром, вокруг которого формировался Союз творческих учителей, куда входят молодые инициативные учителя, работники системы повышения квалификации, Учителя года разных лет. Главная задача союза – выявить и поддержать творчество, педагогическое мастерство, инновации в деятельности учителя. Возглавляет союз первый проректор ККИПК и ППРО Галина Гуртовенко.
– Галина Александровна, разнообразных объединений учителей вокруг много, ради чего вы решились на создание еще одного?
– Педагогические объединения ставят перед собой, как правило, профессиональные задачи – мы же поставили политическую цель – формировать позитивный образ педагога-творца, а не просто работника образования. Не случайно наши учителя своим символом выбрали бабочку, она – олицетворение творчества, легкости, нестандартных решений. Творчество должно стать нормой профессиональной этики учителя, а не уделом одиночек. Миссия педагога – быть проводником ребенка в культуру. Сегодня в обществе мы видим парадоксальную ситуацию: с одной стороны, к учителю относятся как к исполнителю, а с другой, от него требуют творческих результатов, он должен сформировать яркую, способную к креативу личность. Кроме того, нет ясной картины требований относительно системы деятельности педагогов. Не существует унифицированной педагогической практики, а есть лишь разные ее виды – от эклективных до авторских. Поэтому следующая наша важнейшая задача – создание в крае общественно-профессионального института, который бы формировал стандарт деятельности учителя. Это особенно важно сегодня в современных условиях, когда в ситуации неоднородности культуры к учителю и школе предъявляются противоречивые требования. Именно наличие профстандарта мы намерены положить в основание аттестационной экспертизы. Мы намерены рассматривать ее как механизм возвращения творчества в профессиональную деятельность и как основание для дифференцированной оплаты труда. Заметьте, речь не о том, чтобы загнать творчество в какие-то рамки, а чтобы научить экспертов выявлять и оценивать по достоинству творческий компонент в работе учителя. Такая же трудность существует и в оценивании инновационной деятельности педагогов. Поэтому наша задача как раз и состоит в том, чтобы выделить некоторые нормы деятельности и требования к учителям, работающим в инновационном режиме.
– Галина Александровна, зачастую учитель может быть сильным профессионалом, но при этом не любить детей, быть жестоким по отношению к ним. Согласитесь, трудно оценить душевность и доброту.
– Разумеется, наряду с формальными показателями очень важно сформулировать качественные характеристики деятельности учителя. Профпригодность педагога оценивается еще и в зависимости от его духовно-нравственной позиции, его поступков, поведения, характера. От того, сумеет ли он создать благоприятный психологический климат к школе.
– В чем конкретно союз может помочь учителю, какие мероприятия проводит?
– Работает «Общественная приемная ТСУ». Ее задача – в консультировании детей и педагогов по вопросам соблюдения их прав и свобод, сюда за советами могут обратиться и родители, причем приемная работает в очном и дистанционном режиме. Открылась у нас и переговорная площадка «Педагогическая студия». Ее главная миссия – инициировать диалог между различными инновационными и общественно-профессиональными движениями в образовании, активизировать участие профессионального сообщества в образовательной политике края. Кроме того, мы регулярно организуем семинары, а совместно с Агентством образования Красноярского края провели педагогическое состязание «Модели профессиональных конкурсов».
Комментарии