Мастер-классы на любой конференции, слете, выставке – самая яркая и самая практико-ориентированная часть программы. Не стал исключением и международный конгресс граждановедов. Его делегаты и гости – педагоги, управленцы Ханты-Мансийского автономного округа – были внимательными слушателями и активными участниками занятий. На мастер-классах разбирались общие подходы к таким темам, как «Глобализация и религия», «Навыки общения», «Формирование институтов гражданского общества в регионе», давалось представление о педагогических технологиях, таких, как учебная дискуссия, познавательная рефлексия. Вместе с тем были подробно разобраны сценарии конкретных школьных уроков по граждановедческим дисциплинам – в содержательном, методическом, философском аспектах. В качестве примера – два таких урока, разыгранных со взрослыми слушателями в роли детей.
В роли предпринимателей
Константин УЛАНОВ возглавляет пензенский финансово-экономический лицей №29 и имеет самое непосредственное отношение к гражданскому образованию – он председатель правления Пензенского регионального отделения «За гражданское образование», вице-президент Межрегиональной общественной организации «За гражданское образование». Неудивительно, что в теме его мастер-класса «Правовое регулирование участия граждан и организаций в экономической деятельности» отразились обе сферы профессионального опыта Константина Николаевича. Точнее, ведущий остановился на двух аспектах этой обширной темы – формы предпринимательства, а также правоспособность и дееспособность. О первой части – подробнее.
Разбор форм предпринимательства начинается с вопросов: «Что отличает предпринимательскую деятельность от других видов экономической деятельности? Что лежит в основе?»
Слушатели сразу откликаются:
– Цель.
– Производство материальных благ.
– Получение прибыли.
Константин Уланов резюмирует: «Хозяйственная деятельность – такая, которая направлена на производство товаров и услуг, тем самым на удовлетворение потребностей».
Дальше речь заходит о контроле за деятельностью предпринимателей. Каков этот контроль, зависит от форм предпринимательской деятельности. Ведущий интересуется: «О каких формах идет речь?». Слушатели вспоминают частное предпринимательство, ООО, ОАО, ЗАО… Константин Уланов «причесывает» ответы:
– Сегодня право определяет три основные формы – индивидуальное предпринимательство, партнерская или товарищеская форма предпринимательства и корпоративная. Представим, что мы с вами решили заниматься предпринимательской деятельностью. Надо остановиться на одной из форм. Что выберите?
Слушатели примеряют на себя роли предпринимателей. А у ведущего мастер-класса уже готово следующее задание: аудитории необходимо разделиться на 4 группы и в групповой работе выделить достоинства и недостатки каждой формы. Однако прежде необходимо всем классом выбрать критерии, на основании которых и будет происходить отбор плюсов и минусов. Очень быстро выстраиваются пункты:
1) Процедура создания.
2) Налоговое бремя.
3) Финансовые возможности.
4) Стабильность существования.
5) Имущественная ответственность.
Константин Николаевич добавляет только один – «государственное регулирование». И прежде чем начать работу в микрогруппах, объявляет стоп-кадр, чтобы дать методический комментарий:
– Первый этап урока – введение в тему, мотивация, активизация имеющихся знаний и умений. Следующий – приближение к осмыслению темы. Я использовал мозговой штурм, организовал беседу. Если класс слабый, нужно помочь детям выйти на правильный ответ. Например, дать текст, где пропущено слово, описать ситуацию-«подсказку».
По окончании работы микрогрупп их представители рассказывают о достоинствах и недостатках трех форм предпринимательской деятельности. Ведущий дополняет их ответы с помощью слайдов презентации.
Кто такой
Ванг Вейлин?
Однажды директора информационных программ благотворительного фонда «Сивитас», ведущего научного сотрудника Самарского регионального центра гражданского образования Сергея Лосева спросили: можно ли на одном уроке использовать информационные технологии, видеоматериалы и документы? Сергей Александрович ответил утвердительно и… создал урок на тему «Борьба за гражданские права». «Обкатал» его на детях, ведь Сергей Лосев преподает право и заведует кафедрой общественных дисциплин в гимназии №1 Самары. А нынче привез в Ханты-Мансийск.
Начинается занятие с двух портретов – Мохандаса Карамчанда Ганди, борца за независимость Индии, в течение полувека духовного лидера движения за независимость, и Мартина Лютера Кинга, борца за права чернокожего населения Америки в 50-60-х годах прошлого века. Сергей Лосев спрашивает:
– Что объединяет этих людей?
– Мирный протест.
Вообще весь мастер-класс строится на диалоге учителя и учеников. Учитель задает вопросы, выслушивает ответы, размышляет сам, делится информацией. Затем в ткань занятия вводится новый персонаж:
– Для меня и многих людей моего поколения символом борьбы за гражданские права, гражданского неповиновения стал другой человек. У меня нет изображения этого человека. Его звали Ванг Вейлин. Он прожил очень короткую жизнь. Но почти двадцать лет назад я увидел кадры, которые меня потрясли. Вы их увидите и поймете, почему для меня этот человек стал символом борьбы за гражданские права.
Это только «анонс». Урок идет своим чередом. Класс делится на две группы. Одна группа должна найти в интернете информацию о Махатме Ганди, другая – о Мартине Лютере Кинге, затем каждой надлежит выдать короткое сообщение. Чтобы проверить и дополнить полученную информацию, ученикам предлагается два видеосюжета о героях мастер-класса.
Сергей Лосев погружает своих слушателей в тему еще глубже. Группы получают новое задание: «гандисты» знакомятся с отрывком из главного произведения Ганди «Сатьяграха», те, кто искал информацию о Кинге, получают фрагмент из его знаменитой речи «У меня есть мечта». Участники мастер-класса читают тексты, отвечают на вопросы.
Возвращаемся к Ванг Вейлину. Этот китайский студент участвовал в событиях 1989 года в Пекине, вместе с другими молодыми людьми протестовал против политики Дэн Сяопина. Участники занятия смотрят небольшой видеосюжет, посвященный Ванг Вейлину.
Задается вопрос, прозвучавший в самом начале урока: «Что общего было у этих людей?». Выходцы из благополучных семей, блестящие перспективы они променяли на неспокойную жизнь борцов за гражданские права. Ганди и Кинг были верующими людьми, обосновывали неприемлемость насилия религиозными соображениями. Оба были убиты. Вейлин был казнен за то, что выразил свою позицию – безоружный, преградил путь танковой колонне.
Вопросы в финале: удалось этим людям добиться того, за что они боролись? Почему они победили? Какой вывод можно сделать из этого занятия? Нужно ли бороться за гражданские права? Каким образом лучше это делать?
Ответы превращают занятие из 45-минутного урока в бесконечное поле для размышлений.
Комментарии