В деловой игре участвуют 3 команды (по 8 человек). Каждая команда выбирает своего капитана, определяет название, готовит эмблему. Игра состоит из 8 туров.
Алла НЕКРАСОВА, преподаватель правовых дисциплин Старооскольского геологоразведочного техникума имени И.И.Малышева, участница XII конкурса «Сто друзей», г. Старый Оскол, Белгородская область
Возраст участников: 17-19 лет.
Время: 60 мин.
Подготовка
Задание объясняет ведущий – это может быть преподаватель или студент. Судит игру компетентное жюри (5 человек), которому помогает счетная группа (2 человека).
Студенты должны заранее знать тему игры, ознакомиться с необходимой литературой и нормативными документами.
В зале, где будет проходить игра, можно оформить книжную выставку «В мире права и закона».
Ход игры
Ведущий: Сегодня вашему вниманию предлагается игра «Сам себе адвокат». Наш девиз: «Мы строим правовое государство». Основная цель конкурса – побудить студентов к активному осмыслению будущей профессии и участию в юридических процессах своей страны.
Тур I. «Отгадай сказку»
Ведущий задает вопрос. На обдумывание дается 30 секунд. Первой отвечает та команда, которая раньше подаст сигнал. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. В какой известной сказке С.Маршака нарушено право ребенка на заботу?
2. В какой сказке французского писателя Ш. Перро нарушено право ребенка отдохнуть, поиграть, повеселиться?
3. В какой сказке замечательного детского сказочника X. К. Андерсена нарушено право ребенка жить со своими родителями?
4. В какой сказке С.Михалкова нарушается право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами?
5. «Ребенок не обязан быть как все». В какой сказке X.К.Андерсена это право нарушено?
6. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у дам, совершает похищение молодой и красивой женщины с целью вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену?
7. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству?
8. В какой сказке женщина крайне неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая, пользы изделий из ржаной муки и тому, как в результате бесхозяйственности молоко утекает реками.
9. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда – очень уж ей понравилась архитектура строения? И к кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока ее действия не были квалифицированы как незаконный захват жилища.
10. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и сурово наказано?
Тур II. «Страницы прошлого»
Участникам конкурса предлагаются вопросы по истории права. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Кто такая Фемида?
2. Что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве пособия для обучения школьников грамоте и письму?
3. Какая страна является родиной юридического образования?
Когда и кто открыл первую частную юридическую школу?
4. Какое право изучалось на юридических факультетах Европы до XV в.? Когда начали включать в программы и национальное право?
5. Как называется важнейший памятник русского раннефеодального права XI-XIV вв.? Что вы о нем знаете?
6. Этот российский государственный деятель в царствование императора Александра I разработал проект реформ. После опалы и ссылки он вновь вернулся к административной и законодательной работе. В следующее царствование под его руководством была проделана огромная работа по кодификации отечественных законов. В результате возникли два многотомных издания – в 45 и 15 томах. О ком идет речь? Как называются упомянутые издания?
Тур III. «Юридический словарь»
Каждая команда получает по 4 термина, к ним нужно написать определения. Можно сделать этот конкурс библиографическим – заранее приготовить энциклопедии, справочники, словари, а команды сами будут выбирать, какими из них воспользоваться. Максимальная оценка за этот конкурс – 6 баллов.
Тур IV. «Их надо знать в лицо, или Кто сыщик?»
Конкурс посвящен частным детективам-одиночкам. Дается словесный портрет. Необходимо понять, о каком сыщике идет речь и какой писатель его придумал. За каждый правильный ответ –
2 балла.
Тур V. Конкурс капитанов
Нужно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Капитан может обратиться за помощью к команде, но тогда ответ оценивается на 2 балла ниже.
1. Какая международная организация играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне?
ПЕН – клуб.
Организация Объединенных Наций (ООН).
ЮНЕСКО.
2. Какая известная неправительственная организация контролирует соблюдение прав человека в различных странах вне зависимости от политической и государственной систем?
Международная амнистия.
Общество «За права человека».
Союз жертв тоталитаризма.
3. Ученый, олицетворявший своей общественной деятельностью, социальной позицией правозащитное движение в бывшем СССР.
Б.М.Кедров.
Г.X.Попов.
А.Д.Сахаров.
4. Как называется должность человека, избранного Государственной Думой для сбора информации о нарушениях прав человека, содействия тем, чьи права ущемлены?
Магистр.
Председатель Союза правозащитников.
Уполномоченный по правам человека.
5. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
1966.
1982.
1989.
6. Дети имеют право свободно выражать свое мнение…
…только в семье.
…только в среде своих друзей.
…во всех сферах общественной жизни.
7. Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека?
10 декабря 1946.
10 декабря 1948.
10 декабря 1958.
8. С какого возраста можно стать кандидатом на должность Президента Российской Федерации?
21 год.
35 лет.
51 год.
9. С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы?
18 лет.
30 лет.
10. Дети, совершившие правонарушение, должны содержаться под стражей…
…вместе со взрослыми.
…отдельно от взрослых.
Возможны оба варианта.
11. С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних за все преступления, предусмотренные Уголовным кодексом?
14 лет.
16 лет.
12. Какие виды наказания не могут быть применены к несовершеннолетним?
Смертная казнь.
Конфискация имущества.
Ограничение свободы.
Лишение свободы на определенный срок.
Лишение права заниматься определенной деятельностью.
Обязательные работы.
Пожизненное заключение.
Исправительные работы.
Арест.
Лишение свободы на срок свыше 10 лет.
Штраф.
Тур VI. «Народная мудрость гласит»
Команды должны вспомнить пословицы и поговорки о праве, законах, суде и т. д. Конкурс проводится в форме аукциона. Максимальная оценка за каждую пословицу – 1 балл. Например: «Где закон, там и обида», «Не всякий прут по закону гнут», «Не пойман – не вор» и др.
Тур VII. «Домашнее задание»
Команды должны за определенное время сделать обзор книг по праву (можно даже учебников), но так, чтобы их сейчас же захотелось взять и прочитать. Максимальная оценка – 3 балла.
Тур VIII. «Знаете ли вы?»
Это заключительный конкурс, в ходе которого игрокам дается возможность проявить эрудицию и смекалку и заработать для команды дополнительные баллы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы для команды №1
1. Когда отмечают День прав человека? В связи с чем он возник?
2. В каких международных правовых документах закреплены права ребенка?
3. Кто такой ребенок? Что говорится об этом в Конвенции о правах ребенка?
4. Какая международная организация играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне?
5. В каком правовом документе содержится статья «Права детей, находящихся под опекой»?
6. В каком законодательном акте предусмотрен порядок приема и перевода на другое рабочее место, порядок увольнения, продолжительность трудового дня, вопросы оплаты труда, время отдыха?
7. Что такое вандализм?
Вопросы для команды №2
1. Как называется всенародное голосование с целью выявления общественного мнения страны для принятия окончательного решения по важному государственному вопросу?
2. Как называется профессия человека, защищающего подсудимого в суде?
3. Как на юридическом языке называют человека, когда началось разбирательство в суде по его уголовному делу?
4. Как на юридическом языке называют человека, когда обвинительный приговор по его делу вступил в законную силу?
5. Что такое кассационная жалоба и кто вправе ее подать?
6. Что такое правонарушение?
7. Что такое закон?
Вопросы для команды №3
1. Чем занимается наука криминалистика?
2. Кто устанавливает вину и признает виновным человека?
3. Юридическая ответственность – что это такое?
4. Назовите виды юридической ответственности.
5. С какого возраста наступает уголовная ответственность?
6. Что изучает наука криминология?
7. Можно ли привлечь к юридической ответственности жену, отказывающуюся давать показания против своего мужа во время следствия или суда по уголовному делу?
Жюри подводит итоги всей игры, награждает лучшую команду и лучших игроков.
Комментарии