search
main
0

Покоя нет рукам. Как школьников приобщают к мейкерству

Новости за последние пару месяцев таковы: во Фрязине открылся ЦМИТ «Ноосфера», а на Лубянке – «Лаба». В Ингушетии – уже четвертый ЦМИТ под названием «Реновация», а в Пензенской области прошел фестиваль технического творчества «Сделано в ЦМИТ». И это неполный перечень недавних событий, связанных с популяризацией инноваций среди молодежи, создается впечатление, что в историю образования это время войдет как бум технотворчества. Плохо ли это?

Очевидно: в ближайшее время детей ждут далеко не только центры культурного развития с классами латыни и балета. Но время требует жертв, и довольно приятных – технологический бум, который происходит во всех сферах жизни, диктует выбор профессий для будущих специалистов, а значит, нужно с детства тестировать технические способности ребенка и приобщать его к миру инноваций, в котором так или иначе ему придется оказаться. ЦМИТы – центры молодежного инновационного творчества – в помощь.Мистер и МИСиС ЦМИТЦМИТ по старинке – станция юного техника. Но в отличие от советского аналога в ЦМИТах есть современное техническое оснащение, с помощью которого возможно изготовление прототипов: 3D-принтеры и 3D-сканеры, токарные и фрезерные станки, станки лазерной резки и т. п. Кроме того, в центрах проводятся курсы и мастер-классы для углубленного изучения научно-технического направления или выработки практических навыков в определенном инженерном направлении. В Москве и области сейчас ЦМИТов около 70 – проект по созданию ЦМИТов был инициирован в 2012 году организацией «Молодая инновационная Россия», одобрен наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив и проходит при поддержке Правительства Москвы.С 2012 года проект по созданию ЦМИТов был поддержан в рамках программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития России. В том же году на базе НИТУ «МИСиС» открылся первый отечественный фаблаб. Первый российский хакспейс Neuron открылся годом ранее.Центры создавались на базе инженерных вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и центров 3D-печати, чтобы дети и молодежь приобретали навыки работы на высокотехнологичном оборудовании и воплощения проектов.Что, с кем и на чемБольшинство центров оcнащены 3D-принтером, фрезерным станком, станком лазерной резки, режущим плоттером, 3D-сканером и оргтехникой. Список опций дополнительного образования в ЦМИТах связан не только с оборудованием – в HSE Lab можно учиться разработке схем стабилизированного питания электронных устройств, созданию арт-объектов, изучать интернет вещей, а из материальных достояний интересен осциллограф, на основе которого физиком Уильямом Хигинботамом в 1958 году была создана первая видеоигра Tennis for Two.В техноковоркинге «Лаба» можно изучать судомоделирование, ризографию, практическую космонавтику, монтаж в Adobe Premiere и многое другое, причем как детям, так и родителям, а преподают архитекторы, кандидаты наук, преподаватели Школы дизайна (НИУ ВШЭ).Что немаловажно, ЦМИТы крепко стоят на земле и в отличие от сугубо научных структур заинтересованы не только в изобретении и производстве, но также и в понимании внедрения продукта на рынок. В «КрашПро», например, детей учат монетизировать в соцмедиа на примере видеоблогинга, подходя с двух сторон – маркетинга и режиссуры, преподают профессионалы в обеих областях соответственно. Современный учитель – это киберучитель.Проект ЦМИТов также сильно изменил привычное отношение к людям, с советских времен дискриминируемым, – учителям труда. Сегодня мейкерство в тренде, виртуозно управляться со стамеской и графическим редактором модно, да и сам образ мейкера как изобретателя и человека, по Хайдеггеру, вернувшегося в «дом», является символом свободы, реализованности, притягательности.- Есть взрослые люди, которым интересно сделать что-то своими руками, – отмечает преподаватель изобретательства в ЦМИТе «Лаба» Денис Пискунов. – Они были всегда. Просто теперь, когда промышленное оборудование немного «село» в размерах, упростилось в отношении сложности установки и обслуживания, а самое главное – в цене, появилась поддержка от государства, и благодаря этим факторам взрослые люди увидели новые возможности в том, чтобы создавать своими руками крутой продукт, соединив свой опыт с новыми доступными технологиями. Самый привлекательный фактор, пожалуй, в том, что результат трудов по качеству и исполнению не уступает производству. Наверное, на данный момент эти факты и влияют на то, что мэйкерство популярно у людей разных возрастов.Почему важно общаться с техникойОбразование всегда менялось в угоду эпохе, чаще по идеологическим поводам, но сейчас исключительно по практическим соображениям – не исключено, что миллионы рабочих мест исчезнут в ближайшие 20 лет, поэтому нет смысла готовить детей к выбору вуза и работе по сценарию ХХ века. Посмотрим на области рынка труда, которые скоро будут остро нуждаться в специалистах, поэтому так важно ребенку дать понимание технологий уже в школе.Очевидно, в лидерах 3D-направление, которое войдет во все сферы – даже в строительство, архитектуру, медицину. Также в топе IT, искусственный интеллект, робототехника, биоинформатика. Профессия «урбанист» уже сейчас актуальна в градостроительстве, и начать можно с прототипов реальных архитектурных сооружений на курсе «Строим мосты» в «Лабе».Механические профессии перерастут (и уже перерастают!) в хобби для креативных горожан, которые варят дома пиво и с помощью лазерной резки заготавливают подарки для друзей на Рождество.Между фаблабом и ЦМИТомВ 1998 году профессор MIT Нил Гершенфельд запустил спецкурс «Как сделать почти все, что угодно» с целью научить студентов использовать цифровые технологии для творчества и реализации собственных проектов. На основе курса была открыта производственная лаборатория (англ. fabrication laboratory) – собственно фаблаб с полным техническим оснащением для создания материальных предметов.Сейчас в мире функционирует около 3,5 тысячи активных сообществ в сфере изобретательства и технического творчества, подсчитала недавно международная консалтинговая компания Deloitte. Каждое из них объединяет в среднем 400 участников и может выпускать от 20 до 30 продуктов в год. В чем смысл? В демократизации производства – такие технические базы, как фаблаб, позволяют пройти путь от идеи до прототипа и до серийного производства в разы быстрее и дешевле, чем двадцать лет назад.Государства поддерживают мейкеров ради лидерства в технологиях и развития инновационного бизнеса.Правительства развитых стран создают инфраструктуру для свободного доступа граждан к новейшей технике. В школах и библиотеках появляются 3D-принтеры, открываются публичные мастерские, производственные лаборатории – фаблабы, техноковоркинги. К счастью, Россию также настиг технологический тренд, и у нас стали появляться лаборатории прототипирования, которые становятся центром технического творчества для детей и взрослых.Все это поддерживает успех hardware-стартапов, индустриальная тема явно популярна не только у мейкеров, но и у инвесторов.- Современный hardware-стартап – это не просто ребята, делающие в гараже какую-то «железячку», благодаря которой жить будет лучше, жить станет веселее, – уверяет в интервью Rusbase директор по развитию компании EnCata Петр Дудин. – Это продвинутая, сплоченная команда единомышленников, которая предлагает мировому рынку готовый продукт – высокотехнологичный девайс с возможностью интернет-подключения и собственным софтом. Возможно, через пару лет вы купите гироскутер, который будет пересекать бездорожье без вашего участия, а через десять… Впрочем, можете сами представить. Отчетливо заметен тренд перехода софтверных разработчиков в сферу hardware девайсов – новая мировая мода на «железные» продукты побуждает инвестировать в подготовленные команды.В 2017 году в Москве при поддержке Департамента образования Москвы прошел первый фестиваль Maker Faire Moscow – событие можно считать легализацией мейкерства и глобальным подтверждением того, что будущее за технологиями и руками, которые будут придавать им осмысленную форму.- ЦМИТы, на мой взгляд, предназначены для того, чтобы через знакомство с современными технологиями пробудить интерес молодежи к инновациям, – считает куратор инженерных классов школы №1368 Наталья Филатова, – и это, в частности, очень важно для будущих профессий ребят. Я веду в школе инженерный класс, но мы все равно вывозим детей на занятия в ЦМИТы, например на уроки робототехники, потому что школьные кадры – это педагоги, а в ЦМИТах преподают люди из науки и производства. К счастью, на базе одной из бутовских школ скоро планируют открыть ЦМИТ.Детям интересно сталкиваться с инновациями, пробовать их руками и понимать современные производственные процессы – дети учатся воплощать идеи, и это совершенно новый подход к образованию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте