Наша школа существует уже почти шесть лет. С первых дней открытия мы стремились создать профессиональный педагогический коллектив, а также все условия для одаренных и успешных детей, в которых они могли бы полностью реализовать себя, раскрыть свои способности. На сегодняшний день наша гимназия – это единственная в республике образовательная организация, в которой особый упор сделан на изучении немецкого языка, причем целыми параллелями по 180 человек. Мы активно сотрудничаем с Институтом имени Гете – германской неправительственной организацией, наши ученики и преподаватели регулярно выезжают в ФРГ. Словом, с гуманитарной составляющей в плане преподавания иностранных языков у нас полный порядок.
Несмотря на то что по проекту в школе предусмотрено 980 мест, у нас обучаются 1470 человек пока в одну смену, но дальше будет видно, поскольку количество желающих растет, да и демографическая ситуация в республике весьма позитивная. Наметилась положительная тенденцая: наши молодые женщины-педагоги в последние годы часто уходят в декрет. Сегодня в каждой параллели ориентировочно по четыре класса. Однако скоро надо будет приготовиться к тому, что классов будет больше. Соответственно очень большая наполняемость, перегруженность классов-комплектов. В основной школе в классе 33‑34 человека, а в начальной есть и по 46 человек.
Но что поделать, это плата за популярность нашего учебного заведения. Дети и родители очень заинтересованы в полноценном обучении, воспитании и развитии, мы им все это предоставляем сполна. Поэтому всегда приятно, что люди доверяют нам своих детей. С момента основания школы мы принимали всех желающих. Однако теперь начиная с 9‑го класса у нас реализуется предпрофильная и профильная подготовка, то есть учеников принимают по результатам тестирования.
Несмотря на явные успехи в гуманитарном направлении, мы решили открыть биолого-химические классы с углубленным изучением именно этих предметов, что свидетельствует о том, что мы не сосредоточиваем усилия на чем-то одном. В основной школе обучение проходит очень сбалансированно и гармонично, любой выпускник подтвердит, что в гимназии дают качественное образование по всем предметам. Именно поэтому мы получили почетное право принимать лучших педагогов России.
Ученики гимназии демонстрируют успехи в конкурсах и соревнованиях различных уровней и направлений. Есть лауреаты конкурсов и олимпиад по биологии, химии, математике, чеченскому языку, есть победители Международного конкурса чтецов «Живая классика». Правда, мы пока не можем похвастаться, например, победами в каких-либо предметных олимпиадах федерального уровня, но, во-первых, это дело времени, все-таки мы достаточно молодая школа и у нас все впереди, а во-вторых, для нас главное – дать всем детям по максимуму качественное образование. Безусловно, приятно, что в республиканском конкурсе «Ученик года» наш одиннадцатиклассник Мохаммад-Башир Тазуев занял 1‑е место. Учащаяся 9‑го класса Тамара Алаудинова стала победительницей регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». Все наши дети демонстрируют высокий уровень сдачи ЕГЭ: по русскому – 98 баллов, по математике – 97, а в республиканском рейтинге мы стабильно находимся в лидирующих позициях. В 2017 году гимназия заняла первое место по итогам ГИА, в 2018 году наша гимназия была признана лучшей школой республики. В конкурсе, проводимом по инициативе главы ЧР Р.Кадырова в целях повышения мотивации педагогических коллективов, улучшения качества работы общеобразовательных организаций, учитывается целый набор критериев, включая не только успеваемость и результаты сдачи ГИА, но и успехи в проектной деятельности, качество ВПР и многое другое.
Совсем недавно на базе гимназии прошли испытания регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, и мне было приятно слышать как лестные высказывания педагогов-конкурсантов относительно наших детей, так и мнения ребят относительно очень интересных уроков, которые проводили эти учителя. С одной стороны, это говорит о том, что дети прекрасно понимают, чем хороший урок отличается от очень хорошего. С другой – мы все знаем, что полноценное конкурсное занятие можно с успехом провести лишь при условии хорошей работы всего класса, когда дети не просто активны, но и показывают глубокие знания.
Я могу в любой момент пригласить вас на любой урок, и мне не будет стыдно ни за одного моего педагога или учащегося. Ребята отличаются не только хорошим воспитанием, но и широким кругозором. Так, в ходе недавней поездки в Санкт-Петербург наши дети удивили даже местных экскурсоводов, продемонстрировав отличное знание многих фактов из истории Северной столицы. При этом они очень патриотичны и одновременно толерантны, хорошо и уважительно относятся к другим культурам, языкам. Ребята часто выезжают в летние лагеря «Орленок», «Артек», «Смена», привозят оттуда грамоты, дипломы и медали за победы в различных конкурсах и соревнованиях.
Нашим детям всегда есть что сказать по любому вопросу на любом предмете, но они никогда не перебивают старших, а обязательно спрашивают разрешения высказаться. Они очень любознательны, поэтому мы спокойны и за тех, кто приедет к нам в сентябре, и за своих детей, потому что знаем: дети всегда помогут и поддержат. Кстати, высокую наполняемость классов в данном случае можно считать даже плюсом, поскольку дети привыкли, что в кабинете всегда присутствует много людей, и их не испугать наличием за спиной членов жюри или других учителей. Да и не впервой им участвовать в открытых уроках и самых разных мероприятиях. На базе гимназии часто проходят самые разные республиканские конкурсы – «Молодой педагог», «Учитель года», «Учитель иностранных языков» и другие профессиональные испытания. А в конкурсах по воспитательной работе мы традиционно входим в тройку лучших образовательных организаций республики.
В школе работает около 100 педагогов. Средний возраст 40‑48 лет. Есть, конечно же, люди с солидным стажем, однако каждого третьего учителя по праву можно отнести к разряду молодежи, которая активно набирается опыта у своих старших коллег и готовит им достойную смену.
Каждый директор мечтает о том, чтобы у него работали самые лучшие учителя. Я не исключение. Но я также понимала, что понятие «лучший» вовсе не обязательно подразумевает под собой долгие годы, проведенные в школе. Зачастую лучшими становятся те, кто способен, несмотря на небольшой стаж, повести за собой, разбудить интерес к учебе, заразить энтузиазмом, предложить что-то новое, необычное, оригинальное. В любом случае хорошие ученики могут быть только у хороших учителей. Поэтому я привлекаю в гимназию самых разных педагогов, среди которых есть и заслуженные учителя, и почетные работники общего образования, и молодые специалисты. У нас работают преподаватели не только из Грозного, но и из разных районов республики.
В коллективе довольно неплохое (если брать ситуацию в целом по стране) гендерное соотношение – примерно 40% мужчин на 60% женщин. Что интересно, мужчины у нас работают довольно молодые – от 20 до 40 лет, и все как один являются образцом для подражания для наших учеников. Один учитель биологии Заурбек Дикаев чего стоит, он пауэрлифтер, занимает призовые места на крупных соревнованиях, дети его просто обожают.
Школу полного дня трудно представить без хорошо развитой системы дополнительного образования. Для детей представлен большой выбор различных кружков и секций, в которых каждый ребенок может полностью проявить себя. Есть свои арт-студия, ансамбль, вокальная группа. Коллектив наших педагогов тесно сотрудничает с преподавателями городских и республиканских учреждений дополнительного образования. Тренеры спортивных школ Чеченской Республики ведут у нас занятия борьбой, волейболом, футболом. Преподаватели Республиканского экологического центра также проводят занятия в биологической лаборатории, созданной при школе, недавно построили теплицу, где дети ставят опыты, изучают живые объекты. Плюс ко всему у нас есть кружки по бисероплетению, хореографии, художеству, в работе с детьми задействованы как наши штатные учителя, так и приходящие педагоги.
Стремясь дать детям прочные знания, развить их творческий и познавательный потенциал, мы работали и по Занкову, и по Виноградову, и по Петерсон, и по программе «Школа 2100». И даже сейчас, когда эти УМК ушли из Федерального перечня, мы не отказались от них, а продолжаем работать, только уже в рамках внеурочной деятельности. Это было для нас принципиально важно, потому что любой преподаватель знает: чем лучше дети учатся в начальной школе, тем легче с ними потом в средней и старшей школе, тем лучшие результаты они показывают. Поэтому мы стараемся использовать те программы, которые помогают достичь максимального результата и зарекомендовали себя с наилучшей стороны.
Отдельная тема – особые дети. У нас они есть с первых лет работы гимназии, хотя в основном их обучение проходит дистанционно. Есть дети с ДЦП, их знают и любят во всей школе. Был даже случай, когда родители ребенка с ОВЗ нанимали женщину, которая сопровождала его до школы и обратно, но одноклассники, узнав об этом, решили сами провожать своего товарища, опекать его. И это несмотря на то что все происходило в начальной школе! Сейчас этот мальчик учится в 6‑м классе, причем вместе со всеми и по обычной программе. Он очень органично влился в коллектив. Еще с одним учеником 3‑го класса случилась трагедия – в результате несчастного случая он потерял руку. И ребята стараются всеми силами поддержать его и помочь. Не приходится никого просить и убеждать, люди сами изъявляют желание помочь нуждающимся. Хочу также выразить огромную благодарность нашим немецким коллегам, которые, узнав о случившемся, не остались в стороне.
Но и одаренных детей также можно считать особенными. С ними мы работаем по отдельным планам. Пока у них нет индивидуальных образовательных траекторий, но мы стараемся реализовать дифференцированный подход, когда учителя задают им отдельные задания повышенной сложности. С такими детьми обычно плотно занимаются преподаватели допобразования. Одаренность не всегда связана с учебными предметами. Так, один наш ученик из 6‑го класса – Паша Масич – пишет просто потрясающие стихи. Мальчик пришел в гимназию во 2‑м классе, переехав с родителями из Ставрополя. Родители поначалу сильно переживали, как ему удастся влиться в коллектив, но с этим не было никаких проблем, ребята его очень тепло приняли и всегда поддерживают.
…Я смотрю на учеников 10‑11‑х классов, и меня берет гордость за молодое поколение, ведь именно они будут представлять нашу республику в будущем. У ребят большие замыслы, они мечтают реализовать себя в самых разных профессиях, стать дипломатами, журналистами, бизнесменами. Но при этом все они мечтают о том, чтобы сделать свою Родину более сильной и богатой.
Марьям ХАДЖИЕВА, директор гимназии №14
Грозный, Чеченская Республика
Комментарии