search
main
0

Поколение кванторианцев. Детские технопарки воспитывают креативную, свободную и увлеченную наукой молодежь

​У липецкого «Кванториума» много особенностей, которые отличают его от аналогов в других регионах. Во-первых, здешний детский технопарк – это структурное подразделение центра поддержки одаренных детей «Стратегия». Во-вторых, здесь есть свои мультипликационные герои: мальчик-ученый с другой планеты по имени Квантик и его верный друг – робот-собака Тори. Парочка настолько понравилась детям и взрослым, что в местной детской прессе периодически публикуют истории о приключениях главных липецких кванторианцев. А недавно про них даже придумали компьютерную игру. В-третьих… давайте смотреть сами!

В силу своей связи со «Стратегией» липецкий детский технопарк является и ее ресурсным центром, и центром поддержки практико-ориентированной работы с детьми. Здесь работают аэро-, био-, гео-, нано-, робо- и IT-квантумы.В лаборатории липецкого «Биоквантума» – свой биореактор для моделирования микробиологических реакций. Сейчас полным ходом идет исследование причин цветения воды и способов борьбы с сине-зелеными водорослями. Все серьезно: на карту поставлена чистота Матырского водохранилища – самого крупного водного объекта в регионе.А в «Наноквантуме» заняты разработкой микроудобрений – тоже задача регионального масштаба, надо помогать местным сельскохозяйственникам повышать урожайность и бороться с вредителями. Одна из последних идей – делать такие микрокомплексы, которые будут поглощаться не землей, а распыляться на листья, потому что уже доказано, что это самый доступный путь. Сейчас в лаборатории пытаются получить нанокадмий, наномагний, наножелезо. Из уже реализованных проектов – монтажная пена с микрокремнеземом, благодаря такой добавке повышаются ее теплопроводность и долговечность – вместо трех лет она может служить десятки…Сердце любого «Кванториума» – Hi-tech-цех. Здесь и деревообработка, и лазерная резка, и 3D-печать… Сначала его хотели разместить отдельно от учебных лабораторий, но потом поняли, что это правильно, когда цех находится в такой точке, которую нельзя миновать, куда бы ты ни направлялся в технопарке. Возвели прозрачные стены, чтобы каждый мог заглянуть и хотя бы на расстоянии приобщиться не только к высоким задачам проектирования, но и к вполне приземленным – реализации возникшей идеи. Все этапы воплощения проектов нужно знать на зубок!Решает Hi-tech-цех и еще одну важную задачу: здесь могут починить все что угодно. А без поломок в техническом творчестве никуда. Скажем, учатся новички управлять беспилотниками. Сколько раз упадет летательный аппарат, пока придет умение? Ну а то, что сломается в процессе, выплавят и выточат в цехе. Дожидаться «официальных» деталей не будем: сами сломали, сами и починим. Это для будущих инженеров первейший навык.«Музей науки» в липецком «Кванториуме» тоже живет своей особой жизнью – у него свое помещение, и это не проходная территория, где можно лишь, идя мимо, зацепиться за что-то взглядом или потрогать руками (да-да, в лучших традициях современных музеев здесь можно и это). Здесь ведутся полноценные научные экскурсии, и, как обещают кураторы экспозиции, можно даже побывать внутри торнадо, изучить основы планирования самолета, попробовать себя в игре на лазерной арфе и сделать много других интересных дел. На самом деле каждый из экспонатов – это потенциально целый урок физики, химии, биологии, математики или лабораторная работа, а то и три-четыре.Восхищает детей, уже привыкших к современным формам игры, кинетическая песочница. Правда, и здесь заложен глубокий смысл – в этой песочнице можно собственными руками сформировать любой рельеф земной поверхности, который тут же благодаря проектору окрашивается по традиции географических карт в соответствующие цвета: вылепил горы – их склоны тут же коричневеют, заложил океаническую впадину – она немедленно станет глубоко-синей. В общем, настоящее научное развлечение для желающих творить собственные миры.Кстати, именно для музея ребята из робо- и IT-квантумов сейчас вместе со своим наставником, который совсем недавно окончил вуз (это один из принципов отбора преподавателей в «Кванториум» – молодые выпускники, которым интересно общаться с детьми), проектируют очередного робота. Правда, это будет не просто робот, едущий по заданной траектории, а робот-экскурсовод. Но сначала нужно его собрать, спланировать для него маршрут передвижения по музею, придумать механизм детектирования экспонатов. Может случиться так, что для этого придется изучить даже основы компьютерного зрения. Задача сложная, но липецким кванторианцам не впервой! Еще и не такое придумают!

Наши достиженияС 16 по 22 июля учащиеся липецкого «Кванториума» принимали участие в фестивале фаблабов (небольших мастерских, где любой желающий может самостоятельно изготовить необходимые изделия и детали. – Прим. авт.) FAB 14 во французской Тулузе. Ежегодно в рамках фестиваля встречаются представители более 1200 проектных мастерских со всего мира. Они обмениваются опытом, обсуждают новые наработки и возможности сотрудничества в области цифрового производства, инноваций и технологий. Поездка стала возможной благодаря активному участию липецких кванторианцев во Всероссийском конкурсе естественно-научных и инженерных проектов «Реактор»: они представили наибольшее число проектов, которые получили высокую оценку экспертов. По итогам конкурса липецкий «Кванториум» был признан самой активной площадкой конкурса и удостоен главного приза – поездки на ежегодный фестиваль фаблабов FAB 14.

Хроника событийВ середине июля в липецком «Кванториуме» завершилась третья смена летней школы «Инженерные каникулы «Кванто Лето». Она прошла под названием «Профи-град». На протяжении десяти дней ребята изучали профессии будущего, развивали и приобретали новые навыки и умения, перспективные компетенции, изучали цифровые технологии будущего. Кванторианцы работали по двум направлениям – робототехника и программирование С++. Юные робототехники учились собирать роботов и управлять ими, изучали законы математики, физики, алгоритмизации, программирования, ознакомились с основами проектирования и создания механических устройств. Ребята из группы «Программирование С++» осваивали и углубляли свои знания на актуальном высокоуровневом языке, изучали математические основы информатики и практические основы программирования, решали разноуровневые задачи. На торжественном закрытии смены каждая группа представила проект, над которым ребята работали на протяжении десяти дней. Замечательным подарком для зрителей стали творческие номера от кванторианцев – участников смены. В завершение каждый получил сертификат участника летней школы «Инженерные каникулы «Кванто Лето».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте