search
main
0

Поклонимся великим тем годам. Не прервется связь поколений: музейная педагогика

Куда мы чаще всего идем, когда приезжаем в незнакомый город или поселок, чтобы ознакомиться с достопримечательностями? Конечно, в музей.

Где мы любуемся живописными полотнами художников, скульптурами известных  мастеров? Конечно, в музеях.Что служит авторитетным источником аргументов в любом споре на историческую или искусствоведческую тему? Конечно, музей. В современной школе музей выступает в качестве культурного центра, в котором последовательно воплощается идея сотворчества обучающихся, педагогов и родителей. В этой связи особенно актуальным является поиск путей совершенствования разных видов деятельности в музее. Один из таких путей музей «Оберег» (гимназии №1593) как музей художественно-эстетической направленности видит в интеграции различных видов искусств: музыки, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, художественной литературы. Синтез искусств объединяет различные художественные средства для расширения возможностей в развитии художественной культуры ребенка, его творческих способностей, позволяет ввести ребенка в мир художественной культуры в целом. Примером интеграции может служить музейный проект «Сказки А.С.Пушкина». Проект знакомит детей с поэтическим текстом, композиторами, авторами живописи и книжных иллюстраций, музейными артефактами, помогает воплотить полученные знания и впечатления в театрализованной и изобразительной деятельности. Интеграция различных видов искусств нашла воплощение также в литературных вечерах клуба «Вместе» и интерактивных занятиях, например, таких как «Три музы», «Времена года», «Весенние мелодии», «Осень золото роняет», «Идет волшебница зима», «Москва златоглавая». Сегодня мы можем с уверенностью говорить об эффективности использования синтеза искусств в процессе приобщения детей к миру общечеловеческих ценностей.Музей «История российской дипломатии» кадетской школы-интерната №11 является идеальным воспитательным  инструментом, системообразующим компонентом открытого образовательного пространства московского дипломатического кадетского корпуса и решает одну из главных задач школы – формирование интеллектуально, творчески и нравственно развитой личности, ориентированной на служение своему Отечеству на гражданском и военном поприще. Учащиеся, отвечая на вопрос: «Чем музей в нашей школе должен отличаться от других музеев?», говорят, что музей должен быть адресным, то есть он должен быть адресован детям и прямое участие детей в его создании  и работе должно быть обязательно. А это значит, что те, кто создает музей (учащиеся, педагоги, родители), являются и его основными пользователями. Уже есть попытки интегрированного цикла мероприятий, организующим звеном которых выступает музей. Это музейные акции и в рамках этих акций проекты: «Позади Москва! Защитники Белого Раста» (акция посвящена битве под Москвой), музейная акция к 200-летию Отечественной войны 1812 года «Недаром помнит вся Россия!» (или «Дипломатический прием у графа Ростова»), «Георгиевская ленточка – мы вместе» (к Дню Победы), «Сталинград. Дети войны» (акция посвящена обороне Сталинграда), «Солдатский платок» (к 70-летию Победы). В музее 4 большие музейные экспозиции – «Око всей великой  России», «МИД Российской  империи», «Военная дипломатия», «На рубеже эпох».Музей «Кунцево: вчера, сегодня, завтра» (школа №64) является неотъемлемой частью всей системы образования школы. Учащиеся проявляют большой интерес и творческую активность, являясь членами актива школьного музея. Каждый класс в течение учебного года неоднократно посещает экскурсии и выставки в музее, каждый ученик может найти в музее интересную для себя тему, что способствует повышению интереса к предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, ребята стремятся узнавать новое, повышается успеваемость по предметам. Второй музей – «История пограничной службы в России» – был открыт 7 мая 2010 года. Первые экспонаты для музея были подарены сотрудниками Голицынского пограничного института ФСБ России. На хранение в музей были также переданы книги, подаренные школе ветеранами Великой Отечественной войны. На смотр строя и песни между учащимися начальных классов приезжают курсанты Голицынского пограничного института ФСБ России, которые и оценивают строевую подготовку школьников. Курсанты также проводят беседы со старшеклассниками и посещают школьный музей вместе с участниками совета музея. Они увлекательно рассказывают учащимся о знаках отличия, которые уже смогли получить на стажировке; о структуре пограничных застав и методах обнаружения и захвата диверсантов.Музей «Седая старина» в школе №1130 начинался с самовара, который принесла в школу учитель истории Надежда Григорьевна Волкова. А потом учителя, ученики и их родители стали приносить старинные вещи. Надежда Григорьевна эти предметы показывала, рассказывала про них. А когда к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в Крылатском был торжественно открыт памятник «Защитникам неба Москвы», рядом с которым находится школа, появился и музей, хранящий память о защитниках неба столицы.Музей боевой славы героев Ельни открыт в школе №887 19 февраля 1972 года. При музее все это время работает военно-патриотический клуб «Искатель», в состав которого в этом году входят 96 человек. В основном это учащиеся 6-9-х классов. За время работы клуба более 200 его участников награждены почетным знаком Московского комитета ветеранов войны «Подвига героев будь достоин». Ребята из клуба «Искатель» принимают активное участие в районных, окружных и городских акциях и соревнованиях: пять раз принимали участие в парадах детских общественных объединений Москвы на Красной площади; активные участники акции «Я наследник Победы». Неоднократно ребята из клуба «Искатель» принимали участие в работе поездов памяти, которые организует и проводит Дом детских общественных объединений Москвы, по маршрутам «Москва – Санкт-Петербург», «Москва – Калининград», «Москва – Берлин». Экспозиция музея постоянно обновляется за счет поисковой работы и экспонатов, передаваемых в музей ветеранами 76-й Ельнинско-Варшавской стрелковой дивизии. Идея создания краеведческого музея «Страницы истории Кунцева» школы №1195 принадлежит префектуре Западного округа, Западному окружному управлению образования, общественному фонду «Наследие Кунцева». Ими были переданы в дар школе уникальные материалы по истории района. Музей начал свою работу в июне 2007 года. Большой вклад в пополнение фондов внесла родительская общественность школы. В музее систематически проходят разнонаправленные временные тематические выставки, мастер-классы и интегрированные уроки. Музей – участник II Международного форума Ассоциации школ городов-героев стран СНГ «Память – энергия вечности». Члены актива музея являются участниками конференций и фестивалей, призерами многих окружных и городских конкурсов, метапредметных олимпиад: «Урок в школьном музее», «Не прервется связь поколений», «Моя семья в летописи Великой Отечественной».В школе №1195 создана общественная организация «Герои России», основной целью деятельности которой является повышение социализации подрастающего поколения и готовности к эффективной преобразующей деятельности. Члены общественного объединения активно участвуют в реализации программы развития общественной активности детей и молодежи «Движение навстречу: традиции, созидание, успех», являются членами Ассоциации детей и молодежи Западного административного округа. Результаты поисковой работы патриотического клуба «Поисковый отряд «Память без границ» сделали для всех участников проект «Бессмертный полк» уникальным. Ребятам удалось найти на поисковых сайтах Министерства обороны РФ сведения о 23 воинах РКК, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, – похороненных в братской могиле Освенцима, героически погибших в первые дни войны, попавших в плен. Восстановлены списки безвозвратных потерь Красной армии, собраны наградные документы с описанием ранее неизвестных подвигов более 90 красноармейцев и командиров. Более 80 анкет с результатами поисковой работы размещены на сайте общероссийского проекта «Бессмертный полк». Найдены 5 ранее неизвестных захоронений, установлены даты гибели погибших и пропавших без вести. Девизом нашей работы стал призыв организаторов проекта «Бессмертный полк»: «Они должны идти победным строем в любые времена».В школе №1440 открыт и успешно функционирует школьный музейный комплекс, состоящий из музея воинской славы и музея матери. Музей матери имеет постоянно пополняемую экспозицию, где представлены творческие работы детей, а также их мам и бабушек. Он призван не только сохранять семейные ценности и традиции, но и развивать у детей уважение и любовь к самой дорогой женщине в жизни, к маме, и любовь к Родине. Экспонаты школьного военно-исторического музея помогают учащимся проследить связь времен и поколений, последовательность становления нашей Родины от ее прошлого до нынешнего времени, способствуют расширению связи школы и общественности района. Непосредственная связь процесса обучения с работой музея дает ученикам возможность узнать больше о своих корнях и оживить исторические события и факты, проникнуться патриотическим духом нашей страны. В год празднования 20-летия школы №1471 произошло важное событие, ставшее затем на долгие годы важным признаком качества организуемого школой образовательно-воспитательного процесса. В 2006 году в школе открылся  музей «Моя малая родина». Велико было желание всех: учащихся, родителей, педагогов – внести свой вклад в сохранение культурного наследия нашего народа. «Я принесу самовар», «а у меня есть прялка и рубель», «а мы во время похода по местам боевой славы нашли каску времен Великой Отечественной войны»… Так начался сбор музейных предметов. Несли все, что, с одной стороны, казалось бы, уже отжило свое, а с другой – бесконечно дорого как воспоминания детства, юности, Родины. Музей позволяет сделать образование более интересным, зрелищным, доступным ученику с любым уровнем знаний. Каждая семья, собрав материал о своей  фамилии в ходе операции «Судьба семьи в судьбе страны», вписала  страничку не только в летопись школьного музея, но и в летопись нашего Отечества.В школе с углубленным изучением английского языка №1371 существует комплекс музеев. Музей «Народное творчество России» осуществляет свою работу с 13 сентября 2013 года, профиль музея этнографический. Знакомит учащихся с русскими промыслами: хохлома, гжель, жостово, Павловский Посад и другими. Музей боевой славы жителей Крылатского открыл свои двери для посетителей 14 ноября 2001 года. Вот уже 12 лет кроме экскурсий на базе музея проходят месячники и мероприятия военно-патриотического и других направлений, результатом реализации которых становится проявление устойчивого интереса к истории, культуре, этнографии своего народа. Историко-краеведческий музей «История школьного образования г. Москвы» открылся в 2003 году. В музее представлены образцы школьной формы СССР, дидактические материалы для учеников, ученическая чернильница с пером, образцы ведомостей оценок, грамоты и дипломы с 1930-х гг., атрибуты пионерской организации, учебники разных времен. Особый интерес у гостей музея вызывает школьная техника (старые компьютеры, киноаппарат, фильмоскопы). Учащимися школы собран большой материал по истории школы. Музей боевой славы «Мужество» имени О.Н.Зобова школы №1293 был торжественно открыт 6 мая 2009 года. Музей носит имя майора Олега Николаевича Зобова. 1 января 1995 года он, рискуя жизнью, вывел из огненного мешка в городе Грозном 163 человека, но был при этом тяжело ранен, заболел лейкемией и через 3 года скончался. Незадолго до смерти был удостоен звания «Герой России». В работе музея главными стали три темы: Великая Отечественная война, Отечественная война 1812 года, краеведение. Темы часто переплетаются друг с другом. Таким образом, создается целая картина русской истории. Ежегодно в музее проходит урок Мужества к годовщине Московской битвы, а также уроки к юбилейным датам сражений Великой Отечественной войны, к которым оформляются стенд «Эхо войны» и книжная выставка.Школа №806 располагается на улице Молодогвардейская. Заинтересовавшись историей названия улицы, учащиеся 9-10-х классов начали собирать материал о подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». 13 февраля 2009 года музей «Молодая гвардия» был открыт. На открытие музея были приглашены ветераны. Их скупая слеза, катившаяся по щеке, еще больше убедила нас в том, что музей – это не просто школьный кабинет со стендами, это книга памяти: ведь собранные в нем документы и предметы хранят память прошлого, передают ее, как эстафету, нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времен и поколений. Наталья БЕЛОВА, школа №806;Людмила ЧЕРНОВА, кадетская школа-интернат №11 «Московский дипломатический кадетский корпус»;Людмила КАЗИКАЕВА, школа №1195

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте