search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Покайся и не греши впредь Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Цели урока:
– воспитывать правовую культуру школьников;
– способствовать формированию у детей негативного отношения к правонарушению;
– продолжить работу по формированию умения работать в группе, выражать свои взгляды, аргументировать, вести дискуссию, работать с литературой;
– способствовать формированию у учеников уважительного отношения к закону, к правоохранительным органам.

Основные понятия:
Принудительные меры воспитательного воздействия.
Содержание принудительных мер воспитательного воздействия.
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Обеспечение урока:
Уголовный кодекс РФ на каждом столе.

Методические рекомендации
Учитель начинает свой урок с истории, которая совсем недавно произошла в городе.
“Однажды вечером, когда все уроки были сделаны, Слава, Андрей и Николай сидели у подъезда. Вдруг они увидели, что Олю, их одноклассницу, провожает какой-то парень, явно не из их района. Славик предложил ребятам проучить незнакомца. Мальчики колебались, им было непонятно – зачем это? Но “опытный” Славик объяснил, что “они мужчины, что это их двор и они не должны позволять кому попало приходить сюда без их разрешения”. Потом он заявил, что Андрей и Николай слюнтяи, и он без их помощи разберется с незнакомцем, отстоит честь двора”.
Далее учитель предлагает ребятам в группах обсудить следующие вопросы:
– Как вы думаете, что испытали ребята в этой ситуации?
– То, о чем просил Славик, – это товарищеская услуга?
– Не помочь Славику – это предательство?
– Какой вы видите выход для Андрея и Николая из этой ситуации?

Продолжение истории:
“Ребятам после слов Славы стало стыдно, и они согласились помочь товарищу. Когда незнакомец возвращался, мальчишки затеяли с ним ссору, началась драка. Точнее, это была не драка, а избиение, ведь численный и физический перевес был на стороне “хозяев” двора. Когда мальчишка упал и перестал защищаться, ребята пошли домой”.

Вопросы учителя:
– Можно ли данное деяние назвать преступлением? Почему?
– Назовите признаки преступления.
– Признаки какого преступления содержит данное деяние?
– Какие категории соучастников преступления вы знаете?
– Кем были Слава, Андрей и Николай?
Если ребятам еще незнакомо понятие “соучастники преступления”, то можно им дать поработать со ст. 33 УК “Виды соучастников преступления”.
“Через два дня Славик сообщил своим друзьям, что незнакомец лежит в больнице, у него сотрясение мозга, и милиция ищет тех, кто его избил. Андрей и Николай испугались. Слава их успокоил, сказав, что надо все отрицать и в случае чего говорить, что незнакомец сам затеял ссору. А если даже их поймают, то им ничего не будет, – он-то знает. А авторитет ребят во дворе и в школе после этого только возрастет. Андрея это успокоило, но Николай переживал. На следующий день в школу пришел сотрудник милиции. Он беседовал и со Славой, и с Николаем, и с Андреем. Однако мальчишки отрицали свою вину в случившемся”.

Вопросы к ученикам:
– Как бы вы поступили на месте Николая и Андрея?
– Есть ли у ребят выход из этой ситуации?
Попросите ребят, работая в группах от имени участников истории, заполнить таблицы.
1-я группа: “Я считаю, что надо помочь правоохранительным органам в раскрытии этого преступления”.

2-я группа: “Я считаю, что не надо помогать правоохранительным органам в раскрытии этого преступления”.

Один вариант таблицы могут заполнять 2-3 группы. В ходе обсуждения они могут дополнять друг друга. Учителю желательно систематизировать высказывания учеников, показав все возможные последствия того или иного выбора.
“Николай стал переживать еще сильнее после прихода в школу милиционера. Он не удержался и все рассказал родителям. В тот же вечер мальчик с мамой и папой сходили в больницу к избитому мальчишке. Коля с ним поговорил и извинился за свои действия. Родители пообещали возместить все расходы, связанные с пребыванием в лечебном учреждении. Утром с мамой Коля отправился к Славе и Андрею. Те вновь отказались признавать свою вину и извиняться перед пострадавшим. В милиции Николай честно все рассказал и раскаялся в совершенном. Андрей и Слава бравировали, заявляя, что лучше пусть будет суд, но унижать себя извинениями они не станут”.

Задание ученикам:
– Прочтите ст. 112 главу 14 УК “Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних”. И ответьте, как, на ваш взгляд, должна была закончиться эта история?

Окончание истории:
“Андрей и Слава были осуждены по ст. 112 УК РФ за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. Андрей получил 2 года условно с испытательным сроком 1,5 года. Славу отправили в воспитательную колонию общего режима на 3 года”.

Информация для учителя
Гуманный подход проявляется к несовершеннолетним, виновным в совершении преступления, и в тех случаях, когда им назначается уголовное наказание.
Из 13 видов наказания, предусмотренных ст. 44 УК, к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, могут применяться лишь 6 видов наказания (ст. 88 УК):
1. штраф;
2. лишение права заниматься определенной деятельностью;
3. обязательные работы;
4. исправительные работы;
5. арест;
6. лишение свободы на определенный срок (при этом он не может превышать 10 лет).
“Суд признал, что исправление Николая может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия и освободил его от уголовной ответственности”.

Вопросы к ученикам:
– На чем было основано решение суда в отношении Николая?
– Почему принудительные меры воспитательного воздействия не были применены к Андрею и Славе?

Информация для учителя
К несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено уголовное наказание, либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. Таким образом, предусмотрена альтернатива: подростки за совершенные ими преступления либо несут уголовную ответственность и подвергаются наказанию, либо освобождаются от уголовной ответственности и тогда подвергаются принудительным мерам воспитательного воздействия.
Применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно при соблюдении ряда условий:
1. Преступление совершено впервые.
2. Оно не должно быть более тяжким, чем преступление средней тяжести.
3. Суд должен признавать возможным исправление несовершеннолетнего мерами воспитательного воздействия.
Только наличие каждого из этих условий в отдельности и всех их в совокупности дает суду законные основания для применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия и освобождения его от уголовной ответственности.
Суд, прокурор, а также следователь, с согласия прокурора принимая решение об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и прекращая в отношении него уголовное дело, учитывают личность несовершеннолетнего, его отношение к преступлениям, характер и тяжесть совершенного деяния.
Следователь, вынося постановление о направлении дела в суд для применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия, должен мотивировать достаточность в данной ситуации именно воспитательных мер, а не уголовного наказания.
Освобожденному от уголовной ответственности несовершеннолетнему могут быть назначены судом принудительные меры воспитательного воздействия четырех видов:
1. Предупреждение.
2. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа.
3. Возложение обязанности загладить причиненный вред.
4. Ограничение досуга и установление особых требований к досугу несовершеннолетнего.
В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить данные меры к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет.
В конце занятия ребятам предлагается написать в рабочих тетрадях 5 слов о своем отношении к проблеме урока.
В качестве домашнего задания ученики должны написать в тетрадях для самостоятельных работ мини-сочинение “Детская преступность: где выход?”

Игорь СТАТЫЧНЮК,
учитель истории и общественных дисциплин средней школы N 2
Дятьково,
Брянская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте