Начало года ознаменовалось обновлением совета экспертов литературной премии «Большая книга»: на смену Михаилу Бутову, Ольге Новиковой и Елене Холмогоровой пришли Дмитрий Данилов, Евгений Абдуллаев, Женя Декина, Валерия Пустовая и Роман Сенчин. Дождаться обнародования списка финалистов очередного премиального сезона на сей раз было особенно интересно. Новые люди – новые имена?
Отчасти так и произошло. Короткий список «Большой книги», объявленный в июне, почти на треть состоит из имен, с которыми широкой читательской аудитории лишь предстоит как следует познакомиться. К примеру, на сегодняшний день в Интернете практически невозможно найти подробности биографии Хелены Побяржиной, чей роман «Валсарб» оказался в заветном шорт-листе. Знаем мы лишь то, что перед нами дебютная книга молодой поэтессы и переводчицы из Браслава, выпускницы филологического факультета Белорусского государственного университета, которая, особо не надеясь на успех, отправила свою рукопись в издательство «Альпина.Проза» самотеком по электронной почте. И вот результат! Туда же и тем же путем пришла рукопись романа Александры Шалашовой «Салюты на той стороне»… Кстати, литературные обозреватели успели отметить, что «Альпина.Проза» стала сильным конкурентом авторитетнейшей «Редакции Елены Шубиной», чьи книги не только неизменно входят в премиальные списки, но и регулярно занимают призовые места.
Уверен, войдут они в тройку лидеров и в этом году. По крайней мере, новый роман Евгения Водолазкина «Чагин» – точно. Критик Татьяна Веретенова справедливо подчеркивает, что он «идейно и композиционно во многом напоминает его знаменитого «Лавра». Герои романов сопоставимы по силе характеров и масштабам страстей, их роднит и рисунок судьбы – покаяние, искупление совершенного по молодости и глупости». При желании можно провести и параллели с «Авиатором». А ведь это два самых успешных произведения автора. И оба в разные годы были отмечены премией «Большая книга». На очереди следующая награда?
Предположу, что одно из призовых мест также может достаться дилогии Эдуарда Веркина «снарк снарк». Ее уже окрестили и открытием года, и главным литературным событием, и даже opus magnum писателя, то есть ни много ни мало лучшим его творением – книгой жизни. Тут возникает желание провести сопоставления со столь же объемным двухтомником Валерия Залотухи «Свечка», ставшим одним из лауреатов «Большой книги» восемь лет назад.
Однако на этом игру в Нострадамуса хочется прервать, поскольку добавить третьего в компанию бесспорных «тяжеловесов» уже значительно сложнее. Таблица финалистов максимально пестрая. В ней вы легко найдете писателей, занимающих прямо противоположные позиции по наиболее острым вопросам дня сегодняшнего. Кто-то жаждет победы Захара Прилепина с объемным жизнеописанием Шолохова. Кто-то, напротив, был бы рад триумфу Дмитрия Захарова с антиутопией «Комитет охраны мостов». А кому-то по душе из всего перечня придется лишь «Роза» Оксаны Васякиной. Естественно, премия достанется не каждому и зазвучат громкие голоса недовольных.
Но что, если взглянуть под другим углом? Ведь пестрота тем и хороша, что позволяет обратить внимание на отдельные детали, тщательнее приглядеться к оттенкам. Короткий список – уже победа, ведь попадание в него, как очень точно выразился возглавивший экспертный совет писатель Дмитрий Данилов, действительно «выводит автора в высшую лигу современной литературы». Кое-кто из молодых авторов, обнаруживших свое имя в шорт-листе, признался, что оказаться одним из соседей Водолазкина в списке, быть с ним на равных – ни с чем не сравнимое чувство.
Не знаете, кто такой Михаил Турбин? Вот вам и прекрасный повод узнать, обратить внимание на его роман «Выше ноги от земли»! Никогда не читали Евгения Кремчукова? Самое время прочитать его «Волшебный хор»! А на повесть Родиона Мариничева «Комендань», будем надеяться, теперь совсем иначе посмотрят крупные издательства.
Есть раздолье и для любителей истории. Как реальной, так и додуманной, сочиненной. Василий Авченко в «Красном небе» переносит нас на Дальний Восток столетней давности, Юрий Буйда в «Даре речи» путешествует по ХХ веку и останавливается лишь в недавнем 2020‑м, Алексей Сальников в «Оккульттрегере» мастерски смешивает реализм с фантастикой. Ну а каким временам и кому посвящают свои «большие книги» Алексей Колмогоров и Михаил Визель, можно легко догадаться по их заглавиям. «Неисторический» роман первого называется «ОТМА. Спасение Романовых», биографическое полотно второго – «Создатель. Жизнь и приключения Антона Носика, отца Рунета, трикстера, блогера и первопроходца, с описанием трех эпох Интернета в России».
Кто в итоге станет лучшим из пятнадцати – узнаем в декабре. Победителей вновь определит литературная академия, в состав которой входят сто с лишним писателей, литературоведов, критиков, редакторов, издателей и общественных деятелей. По традиции пройдет и читательское голосование. Ну а мы продолжаем играть в Нострадамуса. И ошибки в прогнозах порой приносят больше удовольствия, нежели точное попадание в цель.
Комментарии