search
main
0

Поиграем?

Как интеллектуальные игры помогают развивать познавательную активность

«Что наша жизнь? Игра!» – размышлял Герман в знаменитой опере Чайковского «Пиковая дама». И действительно, мы начинаем играть с раннего детства и продолжаем до глубокой старости. Василий Сухомлинский отмечал, что «игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Такая форма деятельности позволяет задействовать всех учащихся, сделать занятия динамичными, увлекательными, познавательными и одновременно развлекательными.

Я провожу игры и на уроках русского языка и литературы, и в качестве одной из форм внеурочной деятельности, и на классных часах. Интеллектуальные соревнования любят дети всех возрастов: 5-8‑е классы предпочитают групповые викторины («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»), 9-11‑е классы – индивидуальные («Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра», «Поле чудес»). Что важно учесть при составлении собственных игровых занятий? Тематику игры. Викторина должна быть посвящена какой-то определенной теме, например лексическим единицам на уроках русского языка, античным мифам на уроках литературы, космосу или спорту на классных часах, функ­цио­наль­ной грамотности на внеурочных занятиях. Кроме того, должны затрагиваться разные аспекты одно и того же материала, а при составлении игры необходимо использовать не только текстовую информацию, но и аудиовизуальную (графика, фото, видео, музыка и так далее).

1. Ранжирование вопросов. Необходимо выстраивать задания в зависимости от их уровня сложности. Вначале следует создать ситуацию успеха, то есть дать такие вопросы, на которые ответит практически любой ребенок независимо от степени его эрудированности. Также я предпочитаю в первых раундах давать задания с вариантами решения, а в последующих, более сложных, уже вопросы со свободной формой ответа.

2. Упор на логику, а не на эрудицию. Формулировка вопроса должна быть такой, чтобы ребенок мог ответить даже в том случае, если плохо знаком с тематикой игры. Например, в викторине по античным мифам один из моих вопросов звучал так: «Из фильма «Троя» пропало множество персонажей поэмы Гомера «Илиада». Это было связано с желанием сценаристов сделать фильм более реалистичным. Что же они убрали из поэмы?» Для ответа на этот вопрос не надо смотреть фильм или хорошо знать «Илиаду» Гомера. Достаточно включить логику и предположить, что же необходимо убрать из любой древнегреческой легенды, чтобы сделать ее более реалистичной. Разумеется, речь идет о сверхъестественной составляющей, воплощенной в античной мифологии в виде олимпийских богов.

3. Грамотная система поощрения. У любой игры должен быть приз. Это может быть и оценка для победившей команды или участника, и доска почета, и кубок. Здесь вы ограничены лишь собственной фантазией.

4. Выбор очной или дистанционной формы проведения урока. Для интеллектуальных игр вполне может подойти и дистанционная форма. Возможности Microsoft Teams, например, позволяют делить участников конференции на группы, создавая для них изолированные комнаты, где они не слышат голоса других команд. Кроме того, есть множество отличных приложений, позволяющих самостоятельно создать необходимую игру: «Свою игру» можно разыграть на платформе https://vladimirkhil.com/si/online, «Кто хочет стать миллионером?» – https://learningapps.org, «Поле чудес» – с помощью программы PowerPoint.

Интеллектуальные игры отлично подходят для закрепления материала. Дети готовятся к таким соревнованиям куда активнее, чем к классическому опросу по теме. Правильные ответы на вопросы, от которых зависит результат игры, легко запоминаются учащимися и впоследствии остаются длительное время в их памяти. Помимо этого в процесс вовлечены все дети, включая тех, кто отказался играть по каким-то причинам, но при этом наблюдает за соревнованиями.

Соответственно, интеллектуальная игра – это отличный способ повторить материал, сплотить коллектив класса и хорошо провести время. Также я заметил, что после нескольких таких соревнований ребята стали подходить ко мне и просить дать им возможность самим провести игры. В нашем полку «игроманов» прибыло.

Ярослав ХЛОПОТУНОВ, учитель русского языка и литературы школы №1207

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте