Когда ребенок впервые переступает порог школы, он мечтает хорошо учиться, стать лучшим, быть примером для других. Когда же появляются первые неудачи, этот огонек может быстро затухнуть. Откуда же они приходят?
Одна из причин трудностей обучения кроется в высоком темпе развития новых технологий, науки и техники, социальном прогрессе. Это приводит к тому, что общество предъявляет все более высокие требования к школьному образованию. Школьные программы усложняются из года в год, не всегда ориентируясь на возрастные и психические особенности ребенка. В результате даже способные к обучению дети попадают в разряд неуспевающих.
Другой причиной трудностей обучения может быть несформированость отдельных структур головного мозга. Это вовсе не значит, что с ребенком что-то не так. Мозг ребенка – это формирующаяся во времени сложная структура. Наверное, чтобы было яснее, к этому подойдет метафора новогодней гирлянды. Мы достаем ее из коробки и понимаем, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкрутить, заменить, чтобы гирлянда светила так, как надо. Поэтому родителям нужно обращаться не к репетитору, а к нейропсихологу. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до одиннадцати лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить как есть, то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.
Самая распространенная форма нейропсихологических занятий – игра. К сожалению, далеко не везде можно найти такого узкого специалиста, как нейропсихолог, да и стоимость его услуг не всем родителям доступна. В течение прошедшего учебного года педагоги нашей школы успешно реализовывали педагогический проект в данной области, используя нейропсихологические подходы в работе с детьми. Педагоги играли в нейропсихологические игры с детьми на занятиях, уроках, проводили досуговые мероприятия. Целенаправленная систематическая работа в данном направлении принесла свои плоды.
Педагоги и родители отметили, что детям очень нравятся такие занятия, они не утомляются, проводят время весело и интересно, а главное – качественно усваивают каждую тему. У ребят повысилась мотивация на улучшение выполнения заданий. Постепенное усложнение инструкций происходило по просьбе ребят, отрадно было видеть уменьшение ошибок, количества трудностей и отказов в выполнении заданий.
В результате проведенной работы у детей активизировались высшие психические функции, в том числе речевая память, внимание к языковым явлениям, словесно-логическое мышление; улучшились навыки письма под диктовку, самостоятельного письма и произошло повышение возможностей самоконтроля; стабилизировался психологический статус ребенка (дети перестали бояться отвечать у доски, высказывать свое мнение, стали проявлять активность на занятиях).
Конечно, далеко не с каждой проблемой позволит справиться простая игра. В некоторых случаях нужно обратиться к специалисту. Но в любом случае важна поддержка педагогов, родителей, понимание ими проблемы. И нужно всегда находить повод для похвалы – это окрыляет детей.
Ольга РЯБОВА, учитель-логопед школы №1561;
Татьяна КАКОРИНА, педагог-психолог школы №1561, нейропсихолог
Комментарии