search
main
0

«Поход в образовательные инновации – туда и обратно»: педагогическая сказка от Андрея Иоффе

То ли дело было много лет назад, а может и недавно. Жила-была, учила и воспитывала, развивала и поддерживала одна маленькая, но очень гордая школа. Конечно, сама-то школа ничего не делала (об этом часто и сегодня забывают, а в старину и подавно не помнили), хорошие и плохие дела происходили благодаря её обитателям. Были они маленького роста, но у каждого имелось своё увлечение, а по-модному тогда слову – хобби. Вот и звали их хоббитами.

Все они любили жизнь, свою школу, учителей, учёбу. Конечно, находились далеко от цивилизации и магистральных дорог. Войны их стороной обходили, ветры перемен застревали в окружавших лесах и запутывались в холмах. До поры до времени. Все-таки очередной образовательный смерч был силён. Долетал он до каждого отдаленного уголка. И к хоббитам добрался. Объявили о назначении новым директором Драконову Гному Актуальевну.

Энергичной и активной была Драконова, от нее исходил жар идей и инновационный пыл. С порога заявила, что видит в школе неправильную любовь к образованию (хватило ей и часа для этого вывода – вот что значит квалифицированный специалист сверху был прислан), какую-то безмятежную и разобщенную, индивидуальную и беззаботную. Драконова считала, что без стресса ничего не достигнуть. Очень уж ей хотелось вывести жителей школы из «зоны комфорта» (так Гнома Актуальевна называла текущую спокойную жизнь). Да и сами эти хобби ей показались какими-то неупорядоченными, бесконтрольными, устаревшими.

Озабоченность легла на лица хоббитов и не только на лица – фигуры сгорбились и съёжились, какая-то жалкость начала появляться в глазах. И тут прозвучало слово, которое всех повергло их в ужас и вызвало недоумение, смешанное со страхом, переходящим в ужас. Сказала, что есть такое волшебное слово. С глухим стуком и почти стоном упало на головы это загадочное понятие – «Ребрендинг». Именно этим предлагала заняться Гнома Актуальевна в рамках инновационного пути школы. Но тут же всех и успокоила (хорошим дипломатом и психологом была, сразу ощутила почти физически сгустившуюся панику среди хоббитов). Свою идею Драконова поспешила пояснить: «В целом всё останется по-старому, но надо подобрать новые инновационные слова, чтобы назвать по-умному то, что делается в школе. И все образовательные проблемы решатся быстро, просто, эффективно и дёшево».

И пошёл процесс. Началось образовательное ускорение и перестройка. Все ребрендировались стройными рядами. Сначала решили переименовать всех жителей школы инновационно, по-умному. Хоббиты признаны неудачным и устаревшим термином. Поэтому ученики стали теперь официально называться коллаборашками (правда, почему-то между собой шутили про барабашек, как невидимых существ, которые вызывают шум), педагоги – скоутчами (есть подозрение, что в процессе переименования соединили и перемешали слова «скотч» и «коуч», но это не страшно, главное, чтобы со «скотом» не отождествляли), директор стал хедлайнером (правда, его втихаря называли в модифицированной версии, которую мы не будем озвучивать по цензурным соображениям). Несколько дней привыкали к новым словам. Драконова тщательно следила, чтобы не сбивались и не использовали старые термины, подчеркивала инновационную важность происходящих изменений.

Через неделю, когда все успокоились и решили, что на этом ребрендинг и закончится, было объявлено о новой порции переименований.

Уроки и занятия стали называться лесунами (подозреваем, что здесь тоже немного перепутали английское слово «урок» с отечественными лесами и несунами), учебники стали буками, а контрольные работы – чеками (тут даже сложно предположить, как вылезло такое слово – злые языки говорили о продажности всего и намекали на товарные чеки, кто-то вспоминал чекистов в истории, некоторые уходили с простонародное слово «почикать», забывая про правила русского языка, но здесь уж точно было не до них!). Вместо игровых комнат образовались (а точнее – переименовались) коворкинги, естественнонаучные лаборатории и мастерские красиво и непонятно прозывались кванториумами (отдельные несознательные, но начитанные хоббиты путали их с лепрозориями и террариумами). А еще появились скиллы – это то, что получают ученики в образовании. Хоббиты особенно испугались этих скиллов, которые у них почему-то связались со скелетами. И их почему-то надо было прокачивать. Чем и куда прокачивать Драконова не пояснила, но строго-настрого приказала всем этим заняться со следующей недели.

Очень надеялись хоббиты, что на этом изменения и иссякнут. Но не тут-то было. Гнома Актуальевна только начала разворачивать свою кипучую деятельность, поэтому ее кабинет прозвали квадратом кипения и старались его обходить, чтобы случайно не обвариться. Каждому педагогу было поручено найти что-то инновационное, предложить изменение. Конечно, выданы были ссылки, листы со словами, разные ролики странные (в основном бизнесмены там рекламировали чудодейственные средства). Не все смолчали. Сталь Амбовна Кирдыкова открыто возмутилась и заявила: «За моими плечами семь лет лагерей, так что не пугайте меня этими новшествами вашими». Драконова мгновенно отреагировала и попросила занести всплывший факт из биографии в протокол педагогического совещания. Так что Кирдыковой пришлось поспешно поправиться: «Детских лагерей».

Педсоветы, собрания, общие встречи, совещания и любые переговоры стали называться митингами. Удивлялись хоббиты, потому что требований не выдвигали, до протестов еще не созрели, солидарность с Драконовой выражать не хотели, но все-таки митинговали. А на этих митингах только один вопрос и стоял: «Что еще не переименовано? Какие «умные слова» пока не пристроены?». Каждый новоиспечённый скоутч старался проявить себя, показать инновационную инициативу. Особенно проявила себя троица учителей, которая завалила своими предложениями коллег. Что-то приняли, что-то отклонили. Весь список до нас не дошел, но доподлинно известно, что Ефим Коекакин добился превращения примеров в кейсы, а задач в квесты. Марфа Тяпляпина убедила переименовать расписание в тайм-менеджмент, а личные дела в аватары. Не отстала от них и Фрося Охиахина, которая яростно боролась за превращение планов в форсайты, а доски в флипчарты (ни для кого не было секретом, что Охиахиной нравились слова, начинающиеся с одной буквы с ее именем). Завелось в школе фрилансерство, расцвела пышным цветом цифровизация, раскинулась сетецентричность, заколосилось волонтёрство, растекся по всем направлениям сторителлинг.

И тут страшно становится за читающих эту сказку – бросят ведь её, испугавшись набора диковинных слов, от которых еще и непонятно что ждать. Поэтому остановимся на сказанном, дабы не превратить повествование в страшную сказку. Пусть уж читатель поверит, что Гнома Актуальевна Драконова серьезно подошла к ребрендингу, переназвала всё, что сидело и стояло, прыгало и бегало, висело на стене и витало в воздухе, поднималось к потолку и забивалось в разные потайные щели. Методическое объединение по переименованию тут держало руку на пульсе постоянно, да и сами себя переименовали в Аджайл-офис – непонятно, но красиво, в свете объявленных и официально одобренных тенденций. А кто туда вошел? Ну конечно наши знакомые-активисты Ефим Коекакин, Марфа Тяпляпина и Фрося Охиахина.

И вот прошло время, много ли или нет – неизвестно. Стихли волны перемен, бури инноваций смели старое и отжившее, ураганы и смерчи превратились в бризы и освежающие ветерки. Жизнь шла своим чередом. Ничего не изменилось в школе хоббитов. Ой, извините, коллаборашек. И только недремлющее око инноваций продолжало свою работу. Где-то наверху внимательно следили за изменениями. Указывали на промахи, регулярно ругали и ставили на вид, изредка награждали особо отличившихся, но больше все-таки любили наказывать. И вот кому-то в голову забрела свежая мысль. Затрубили горны и забили барабаны. Драконова вместе с остальными хедлайнерами отправилась получать новые указания. А возвратилась уже в другой должности. Если кто-то решил, что её уволили, то ошибся. Давайте послушаем речь Гномы Актуальевны перед общим собранием школы и всё поймём:

«Дорогие мои! Я пришла сегодня рассказать о новой образовательной мудрости, которая озарит наш путь в дальнейшем развитии. Ребрендинг признан чуждым нашей культуре и традициям предков. Нужно вернуться к простоте, вспомнить прошлое, восстановить забытое и утерянное. Объявляю новый этап переименований, который мы, в свете новых требований, назовем обличениями – то есть дадим новый отечественный лик, откажемся от чуждых и чужих заимствований, найдём умные народные слова. Начнем, как всегда, с себя. Теперь моя должность будет называться руководом, коллаборашек (бывших учеников) разделим на две большие группы – знает и незнаек, чтобы сразу было понятно, с кем имеешь дело. Бывшие учителя, а нынешние скоутчи превращаются в научиек – пусть знают, что от них требуется сегодня. Лесуны (они же уроки), которые у нас проводятся в классах, так и надо назвать – классики. Буки-учебники станут познавайками, чеки-контрольные честно назовём слежками, коворкинги-игровые определим по основному действию в них болталками, скиллы станут умейками, а лаборатории – испытайками, чек-листы отныне станут оценилками. С сегодняшнего дня объявляю кампанию отказа от иностранного, подбора исконных и правильных слов, традиционных и понятных каждому».

Народ безмолвствовал. Переглядывались между собой. Пожимали плечами. Растерянность на лицах смешивалась с очередной порцией страха. Но не сбить с пути инновационную инициативную группу. Ефим Коекакин тут же предложил примеры-кейсы назвать случайками, а задачи-квесты – заморочками. И с довольным видом оглядел свои товарищей-соперников по аджайл-офису. Быстро сообразила и Марфа Тяпляпина, которая заявила, что давно уже думала над альтернативными вариантами и видит правильным расписание-тайм-менеджмент превратить в успевайку, а личные дела-аватары в рожи. Фрося Охиахина соображала не так быстро. Ей пришлось погрузиться в раздумья, но отставать не желала. Проявив гибкость, напустила пафоса и добавила славословий о мудрости руководства, обратившегося к культурным традициям. Планирование-форсайт предложила отныне называть закидушкой, а доску-флипчарт – записалкой. И тут началось. Скрипели отечественные скрепы многоголосыми криками. Полезла исконность со всех сторон. Да и саму школу в итоге переименовали в Храм Знаний (сокращенно ХЗ).

Устроили пир в честь новых тенденций и слов. Мёд тёк рекой. И я в той школе был, за столом сидел, по усам текло, а в рот не попало. Но школа все живёт и поныне, меняется, приспосабливаясь к разным веяниям и течениям, обрела известность и популярность, хвалят школу и лично Гному Актуальевну Драконову. А хоббиты забыли о своих увлечениях, теперь у них главным увлечением стало угадать инновации и угодить появляющимся требованиям, отчитаться и получить грамоты, первые места и премии. Стали ли они более счастливы? Сказке об этом неизвестно. Да и кто знает – может быть и школ-то таких нет, всё это выдумки сказочников!!!

Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте