search
main
0

Погружение,. или Как воспитать мотивированного студента

Алтайский краевой педагогический лицей-интернат был основан в 1991 году как обычная общеобразовательная школа-интернат с профильным обучением, для того чтобы повысить конкурентоспособность сельских ребят по сравнению с городскими при поступлении в пединституты. Сюда приезжали ребята со всего края, и 90 процентов из них благополучно становились студентами профильных вузов. Впрочем, уверена заместитель директора по УМР лицея Татьяна Варкентина, даже если ребенок и не пошел в педвуз, это отнюдь не повод для грусти. Ведь главная задача профильного общеобразовательного учреждения – не просто дать глубокие знания, но прежде всего помочь молодому человеку осознать, в каком именно направлении ему стоит развиваться, что ему действительно нравится и к чему у него есть явные способности.

Задолго до введения профильного обучения и принятия в 2004 году базисных учебных планов, предусматривающих перечень профилей, в лицее определили собственную стратегию работы в этом направлении, не менее, а может, даже более эффективную. Например, здесь (вместо обезличенных 10-го «А», «Б», «В»… по предметной факторизации) до сих пор существуют отдельно математический, отдельно физический классы, отдельно – класс информатики. По мнению старожилов, это гораздо лучше, чем классический физмат «в одном флаконе», ибо позволяет более успешно достигать целей обучения, которые у физики, математики и информатики разные, а также учесть особенности умственной организации ребят, интересующихся этими науками. Немаловажная деталь: в лицее идет обучение только на старшей ступени, то есть в 10-х и 11-х классах. С одной стороны, это хорошо, так как сюда приходят достаточно взрослые и хорошо мотивированные ребята. С другой – приходят они, как правило, из самых разных школ, следовательно, уровень их подготовки бывает очень разным. Поэтому некоторое время приходится подводить их «под общий знаменатель», ликвидировать возможные лакуны в тех или иных предметах и только после этого стартовать в более-менее равных условиях.Используя уникальные возможности общеобразовательного учреждения с интернатными условиями, в лицее была придумана предпрофессиональная подготовка. Напомним, в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» только в 2012 году появились термины и понятия, связанные с предпрофессиональной подготовкой в общеобразовательных учреждениях, а в лицее эта работа ведется с 1991 года.Здесь сформировались и успешно реализуются педагогическая, художественно-эстетическая, театральная, туристическая, информационно-технологическая, журналистская, военная, спортивная, правоохранительная, медицинская предпрофессиональная подготовка. Как результат востребованность выпускников лицея, успешное трудоустройство и активное участие во время получения профессионального образования в должностях вожатых, воспитателей, аниматоров, руководителей и актеров самодеятельных театров, инструкторов детского туризма и т. д. Выпускники военно-спортивных классов, сдавшие на оливковый берет, способны выполнить боевую задачу не хуже бойцов специальных подразделений, имеющих краповый. Впечатляют результаты предпрофессиональной туристической подготовки: два мастера спорта, 12 кандидатов в мастера спорта и 28 перворазрядников по спортивному туризму. Команда лицея – неоднократный победитель чемпионатов Алтайского края и Сибири. И это неудивительно, ведь в лицее построен новейший спортивный зал со скалолазным оборудованием. Здесь имеется все необходимое специализированное туристическое и альпинистское снаряжение. Краевой бюджет взял на себя не только эти обязательства, теперь и будущие журналисты осваивают азы печатного дела на современной издательской технике. В результате юные корреспонденты газеты «ЛиК» и альманаха «СТИХиЯ» становились неоднократными победителями краевых и российских конкурсов, являются «магистрами школьной печати Алтайского края». Закономерно, что все редакторы студенческих газет и журналов вузов Алтайского края – воспитанники лицейской студии журналистики. Часть преподавателей лицея, реализующих профильное обучение, параллельно работают в вузах, многие – в педуниверситете. Это вовсе не означает, что здесь преподают вузовский материал. Они не столько преподаватели, сколько учителя учителей, и четко разделяют эти два уровня обучения. Однако никто не мешает им вести спецкурсы для всех желающих, и как раз на таких занятиях есть возможность «заглянуть на первый курс», при этом полностью адаптировав материал для учеников данного возраста и полностью сочетая его со школьными программами. «Нам бы свои собственные идеи реализовать, а не подменять собой вуз!» – считают в лицее. И все-таки в итоге получается так, что, когда ребята приходят в педуниверситет, они выглядят на голову выше остальных. Не потому, что уже знают материал, нет, просто они умеют и желают учиться, четко понимают, что им реально пригодится в работе. Они мотивированы и профориентированы, их не нужно убеждать в необходимости осваивать тот или иной предмет. Потребность в нем ребята ощутили, еще когда учились в лицее, работали с детьми в оздоровительных лагерях лицея «Фадеев Лог» и «Лицейская дача», вели уроки, занимались на спецкурсах и в кружках. – Другое направление работы – развитие познавательной активности, – говорит Татьяна Ивановна. – Очень важно научить детей задавать вопрос «почему?», искать причинно-следственные связи. Если они, изучая тему, начинают интересоваться, почему это происходит именно так, значит, материал будет усвоен гораздо прочнее. И дети учатся общаться между собой и со взрослыми, правильно задавать вопросы, формулировать ответы, прогнозировать последствия. Необходимость организации обучения в этом ключе прописана в ФГОС, а мы этим занимались задолго до принятия госстандарта.Особое место в лицее всегда принадлежало аналитике. Лицей двигался вперед с учетом изменения окружающей действительности в режиме «стратегия – тактика – стратегия». В результате осмысления шагов, достижений и ошибок выпущено 8 научно-методических сборников. В различных источниках опубликовано более 500 статей о работе лицея, защищены диссертации, делаются выпускные и дипломные работы студентов АлтГПУ.Сегодня благодаря губернатору Алтайского края Александру Богдановичу Карлину, человеку, действительно понимающему всю важность развития сферы образования, его личному участию в этих процессах в Алтайском крае создана уникальная образовательная материально-техническая база – школа ХХI века. Здесь очень много интересного и полезного. Достаточно сказать, что в этом году при лицее откроется учреждение дополнительного образования – детский технопарк «Кванториум». Специально для этого за счет средств краевого бюджета в Барнауле строится новое здание, в котором смогут заниматься в год до 1000 школьников. Одаренные дети Алтайского края смогут посещать кружки робототехники, IT-технологий, нанотехнологий (материаловедения), биотехнологий и беспилотных воздушных, наземных и водных аппаратов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте