Я вам завидую, уважаемые конкурсанты. Вашей смелости, мужеству. Не знаю, решилась бы я выслать даже свой самый удачный журналистский текст на какой-нибудь творческий конкурс… А вы не боитесь – и правильно! Результат – несколько дней интереснейшего чтения 26 совершенно разных, но таких увлекательных разработок учителей английского языка. Я восхищалась вашими материалами, мне понравилось аккуратное оформление конкурсных материалов. Замечательно, что вы не забыли приложить иллюстрации и рисунки ваших учеников, созданные ими проекты и фотографии с мероприятий, а также компьютерные презентации.
Надеюсь, вас не смутят несколько критических пассажей? Дорогие друзья, опыт любого педагога бесценен, но конкурс наш придуман для того, чтобы собирать только «сливки» этого опыта. Шлите нам не ординарные уроки, в которых используются традиционные упражнения, отрывки из широко известных учебников, материалы из популярной литературы, шлите нам ваше оригинальное творчество. Это гораздо интереснее.
Еще одна идея, которая приходит в голову после чтения конкурсных материалов. Конечно, уроки, на которых отрабатывается лексика, грамматика, где ребятам требуется просто подставить пропущенное слово в предложение, чтобы довести до автоматизма то или иное правило, очень важны. Но даже на таких занятиях можно работу «подсластить» игрой. Я читаю две разработки практически на одну и ту же тему – погода, времена года. В первом случае автор разбирает с шестиклассниками тему «We like talking about the weather» по всем правилам – тут и грамматические упражнения, и отработка лексики, и аудирование, и чтение. Во втором случае урок «Each Season Has Its Wonder» вписан в тему «Погода. Времена года». Мы также видим упражнения на закрепление словаря, отработку грамматических конструкций, но в уроке учителя английского языка лицея №2 города Братска Иркутской области Людмилы ЛЮБАС, на мой взгляд, больше привлекательного. Например, детям предлагается не просто вписать правильные формы глагола в пустые клеточки упражнения, но и узнать, как британские подростки проводят выходные. А начинается урок с того, что класс делится на команды – «Зима», «Лето», «Осень», «Весна», каждая команда получает свой атрибут – изображение снежинки, весеннего листочка, осеннего гриба, цветка. Деталь… Но на уроке любая деталь либо «уничтожает» урок, либо делает его интересным.
И еще один недочет, связанный с неоправданной лаконичностью наших авторов. Сложно оценить материалы, в которых заявлена, но методически не прописана идея. Так, преподаватель школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поселка Кавалерово Приморского края Елена ПРИХОДЬКО адаптировала для ребят из обычных, неспециальных школ популярную деловую молодежную игру «Модель ООН». В нее играют ученики 6-9-х классов нескольких учебных заведений. Прекрасный способ для детей попрактиковаться в английском языке! Но, к сожалению, кроме плана игры, учительница не прислала никаких методических материалов, подробностей. Ждем материалов.
А теперь – россыпь разработок, которые привлекли внимание.
Очень любопытны материалы, присланные на конкурс Верой ОБЕДИНОЙ, учителем средней школы №19 города Абакана Республики Хакасия. Вера Тимофеевна придумала методику «Чтение с увлечением» – замечательные, эффективные приемы групповой деятельности на завершающем этапе овладения устным иноязычным общением при работе с текстом. Мне показалось оригинальным такое задание «Прочитать текст как подарок классу». Кроме того, Вера Обедина прислала урок в 7-м классе на тему «How to Become Famous», в котором ее теоретические идеи воплощены практически. На занятии развиваются навыки, связанные с чтением. Непосредственно перед чтением запланирована большая подготовительная работа – разговор о знаменитостях. И вот опять интересная деталь – часть урока посвящена местной «звезде», девочке из класса, которая стала лауреатом межрегионального приза «Достояние Сибири».
Оригинально обыграла встречу с хоббитом, предложенную УМК М. Биболетовой и Н. Трубановой «Enjoy English-2», Валентина КАШИНА, педагог средней школы №1 г. Новоалтайска (Алтайский край). Четвероклассники встречаются с забавным созданием, героем английского писателя Толкиена, в буквальном смысле слова – к ним на занятие приходит переодетый старшеклассник. И разговаривает с детьми – естественно, исключительно на английском.
Учитель английского языка профессионального лицея №19 Мурманска Оксана ПАРФЕНОВА создала «Сборник заданий и упражнений по английскому языку». В сборнике 17 разговорных тем, причем учтена специфика региона и учебного заведения системы НПО, ребята могут узнать о Мурманске и представить себя с помощью «Визитной карточки». В каждой теме есть текст, пояснения, лексические и грамматические упражнения, словарь, тематический вопросник.
Забавные и вместе с тем полезные игры для детей начальной и средней ступени обучения предложила учитель английского языка средней школы №4 имени Г.К.Нестеренко ст. Каневская Краснодарского края Эльмира АКОПЯН.
С помощью методического пособия по страноведению «Люди, события, факты» Надежды ЧЕКАЛЕВОЙ десятиклассники школы №14 города Полысаево Кемеровской области получают очень нужные навыки понимания неадаптированных текстов, учатся беседовать по тексту, работать с газетой, пользоваться справочной литературой.
Привлекают уже сами темы модулей: наши и американские президенты, принцесса Диана и ее судьба, королевская семья, придворный этикет, индейцы, в частности, современный язык индейцев. Надежда Сергеевна, надеемся получить от вас отдельный материал об уроках-проектах, например, на тему «Индейские племена»!
Елена Юрьевна ЖЕКОВА (гимназия №1504 Москвы) предложила на конкурс урок по теме «Канада – страна разнообразий». На занятии организуется групповая работа: ребята коллективно ищут ответ на вопрос по справочным материалам. Любопытная деталь: после просмотра фильма о Канаде (на английском, конечно, языке) ученики должны назвать три причины, по которым жить в Канаде хорошо, и одну причину – минус проживания в этой стране.
Содержание урока совершенствования речевых умений и навыков «Time. People. Events» для 7-го класса Ольги МЕДВЕДЕВОЙ из гимназии №1 города Мончегорска Мурманской области точно соответствует заявленным целям: развитие навыков неподготовленного речевого высказывания, формирование историко-культурологической компетентности учеников, воспитание культуры диалогического общения на английском языке. Публикация этого занятия станет настоящим украшением «УГ».
Наталья ОГАНЕЗОВА, педагог московской гимназии №1504, представила очень полезный урок для девятиклассников на тему «Устройство на работу». Послушав советы Натальи Николаевны, совсем не сложно стать сотрудником какой-нибудь солидной фирмы.
Первоклассники наверняка в восторге от разработки внеклассных занятий по введению в мир иностранных языков, которые придумала учитель средней школы №22 города Абакана Татьяна ПАВЛИК. Здесь и политика, и история Великобритании, и обычаи, и праздники, и культура жителей Объединенного Королевства. Дети даже узнают о том, как англичане считают: совсем не похоже на нашу манеру – пальцы не зажимаются в кулак, а выбрасываются. Забавный вывод об отношении британцев к животным: «Воспитаны дети, бесцеремонно ведут себя собаки и кошки». И в финале – повторение пройденного под танцы и песни.
Однако победителем стала только одна работа, принадлежащая перу неоднократного лауреата конкурса «Сто друзей» Нины КОПТЮГ, преподавателя английского языка лицея №130 имени академика М.А.Лаврентьева, г. Новосибирск. Чем же «берут» нас разработки Нины Мартиевны уже не первый год? В первую очередь аналитикой. Опытный преподаватель задумается о проблемах, с которыми в своей практике сталкивался не раз, а молодой педагог получит полезные методические и даже психологические советы. Очередной материал Нины Коптюг «Учим мыслить» разъясняет, как перейти от традиционного заучивания «топиков», информации, данной учителем, к общению на английском, выражению своих мыслей на иностранном языке. Ждите публикацию разработки-победительницы в ближайших номерах «УГ».
Оксана РОДИОНОВА, член редакционного совета Российской коммуникативной ассоциации
Комментарии