Общероссийский профсоюз образования направил в адрес премьер-министра Владимира Путина обращение с просьбой внести изменения в Методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, утвержденную постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2009 года №322. По мнению профсоюза, в данной методике при расчете объема неэффективных расходов в сфере общего образования применяется необоснованно завышенное целевое значение числа учеников, приходящегося на одного учителя (15 человек). Сохранение этого показателя может привести к массовому нарушению действующего законодательства в области образования, сокращению педагогов и росту социального напряжения в учительской среде.
По расчетам привлеченных профсоюзом специалистов, целевой показатель должен быть не выше 12,04 (в том числе для сельской местности – 8,43, для города – 13,73). Расчеты производились с учетом действующего Базисного учебного плана, нормативной наполняемости классов, деления классов на подгруппы при изучении отдельных предметов и других показателей.
Как указано в обращении, достижение целевого значения числа учеников на одного учителя в 15 человек возможно только при нарушении действующих норм наполняемости классов (25 человек для города и 14 для села). Увеличение числа учащихся в классе до 27-30 человек и более является грубым нарушением, и такие случаи подлежат прокурорской проверке.
Профсоюз отмечает, что предлагаемый методикой корректирующий коэффициент, призванный привести данный показатель в соответствие с особенностями расселения жителей конкретной территории, не выполняет полностью своего назначения. Более того, он применяется только для части регионов, где коэффициент транспортной доступности не равен нулю. В остальных случаях особенности расселения не учитываются, то есть целевое значение числа учеников на одного учителя остается единым как для территорий с преимущественно городским населением, так и для регионов, где более половины школьников обучаются в сельских населенных пунктах. Очевидно, что это ставит регионы в неравные условия и искажает реальный масштаб неэффективных расходов.
В результате, подчеркивается в обращении, применение данного целевого показателя может привести к необоснованному массовому сокращению педагогического персонала школ. Так, в Республике Башкортостан для достижения целевого значения потребуется сократить 33,9 тысячи (43% от общей численности) работников, в том числе 14,1 тысячи (32,7%) учителей. «Это неизбежно вызовет не только рост социального напряжения в учительской среде, – констатирует профсоюз, – но и негативные проявления в организации образовательного процесса, массовое нарушение действующего законодательства в области образования и в конечном счете приведет к снижению качества образования и эффективности бюджетных средств, выделяемых на общее образование».
Комментарии