Сначала было довольно непривычно слушать в метро стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Тютчева, Майкова и других. Сутолока, шум, спешка, недовольные лица тех, кто опаздывает или кого затолкали в толпе. И вдруг задушевная, патриотическая, лирическая поэзия. Сначала пассажиры этого как будто не замечали. «Вот еще что придумали, вам здесь не театр», – проворчала как-то одна пожилая женщина. Постепенно привыкли, стали вслушиваться. И я видела, как светлели многие лица, озарялись улыбкой. Многим понравилось такое новшество.
А я подумала, что, услышав несколько раз даже ранее незнакомые для кого-то замечательные стихи Плещеева, Апухтина, даже Есенина, к сожалению, не все хорошо знают его поэзию, люди захотят взять в руки томик того или другого поэта. Ведь именно так прививается любовь к чтению, интерес к какому-то автору. И делается это мягко, неназойливо. Скажем, читают стихи Федора Тютчева «Люблю грозу в начале мая»… Знакомые с детства строки создают настроение, ощущение весны, радостного пробуждения природы.
Вероятно, и в наземном транспорте – автобусах, трамваях, троллейбусах можно было бы включать хорошую музыку: Баха, Моцарта, Вивальди, а не безликую и безголосую попсу. Это и радовало бы, и успокаивало, и делало бы людей добрее, отзывчивее, внимательнее к другим. И уж точно воспитывало бы вкус к хорошей музыке, к хорошей поэзии, культуру чувств, культуру отношений. Прослушав замечательные стихи наших классиков или отрывок из «Времен года» Чайковского, человек ни за что не бросит бумажку или окурок на пол или на газон. Не рявкнет грубо на ребенка, который нечаянно толкнул взрослого дядю, не будет засорять свою речь словами, которые не только нелитературными, но и разговорными трудно назвать.
Да и читать, возможно, кто-то начнет не то, что модно, не то, что подсовывается, а отбирать настоящую литературу, а не литературишку. Николай Васильевич Гоголь писал: «Говориться все, записывается немногое, и только то, что нужно. Отсюда значительность литературы. Все, что должно быть передано от отцов к сыновьям в научение, а не то, что болтает модный люд, то должно быть предметом словесности. Поэтому только тот, кто имеет сказать что-то новое, может быть литератором. Поэтому злоупотребление, если кто пишет без надобности или потребности внутренней передать свои убеждения, кто пишет только затем, чтобы писать».
Хорошая литература учит, от чего-то предостерегает, настраивает на глубокое и ответственное восприятие своей жизни.
Меня радуют «встречи» с хорошими писателями в метро. Так и хочется замедлить шаг и слушать, слушать.
София ВОЛКОВА, ученица 11-го класса
Комментарии