Любая учебная деятельность на любом уровне – текущей учебной задачи, изучения темы и/или раздела, всего учебного курса или всей образовательной программы – в целом заканчивается контролем и оценкой.
Оценивание является значимой частью учебного процесса в международной школе, его движущей силой, вдохновением. Оценивать можно все: степень вовлеченности в учебный процесс, уровень развития навыков, степень развития межкультурного понимания, качество выполненного проекта, индивидуальный учебный план ребенка и учебную программу школы… При этом особенно важно, чтобы результаты контроля не зависели от модератора: его пола, настроения, предмета оценивания, профессионализма. Перед тем как проводить контроль и оценивание, должно быть сформировано единое понимание того, что мы оцениваем, как оцениваем, каким образом результаты оценивания будут использованы в дальнейшем. Единое понимание должно быть достигнуто в среде всех участников образовательных отношений – педагогов, родителей и учеников. Это формируется в результате тщательно продуманной и филигранно организованной цепи взаимодействий в рамках системы стандартизации.
Стандартизация – это процесс, состоящий в достижении общего понимания ожиданий, критериев и стандартов, по сути, являющийся системным видом управления в отношении практически любой активности. Стандартизация проходит на разных уровнях образовательной деятельности:
1. При создании учебной программы, учебных планов и планировании деятельности в рамках преподаваемых разделов предметными кафедрами (written curriculum).
С целью стандартизации учебной программы и учебных планов управленческая команда, в состав которой входят директор, заместители директора, координаторы международных программ и руководители предметных кафедр, составляет контрольные списки на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов, Департамента образования и науки г. Москвы и организации международного бакалавриата (IB). Через анализ требований, ожиданий и планируемых результатов происходит синтез, отражаемый в контрольном списке, с которым далее работает педагог при создании плана преподаваемого раздела (unit planner). Стандартизацию можно считать успешной, если каждый заданный вопрос об учебной программе приводит к одинаковым ответам членов всего педагогического коллектива.
2. При осуществлении преподавательской и учебной деятельности (taught curriculum).
Здесь в процесс стандартизации вовлекаются педагоги и ученики. Через совместную реализацию плана преподаваемого раздела, в котором педагог четко сформулировал ожидания от ученика (уровня развития его знаний, умений, предметных и метапредметных навыков), а ученик выступил активным участником процесса достижения поставленных целей, формируется единое понимание траектории движения от начала изучения раздела до его конца – пункта назначения.
3. При всех видах оценивания – диагностическом, текущем (formative assessment) и рубежном (summative assessment).
Стандартизации оценивания мы уделяем особое внимание. Эта процедура помогает педагогам повысить надежность и обеспечить согласованность данных оценивания, которые затем будут использованы для дальнейшего руководства при построении новых планов и коррекции уже имеющихся, а также для совершенствования методов преподавания и повышения уровня достижений учащихся. Кроме того, стандартизация служит инструментом для формирования ответственности педагога за точную и последовательную оценку работы учащихся.
Важно принимать надежные и обоснованные решения на различных этапах образовательного процесса, особенно когда педагоги преподают в рамках одной группы предметов, совместно разрабатывают критерии оценки (например, для уровня основного общего образования это актуально на втором и четвертом годах реализации программы MYP) или сравнивают данные оценивания с результатами предыдущих лет.
После стандартизации учебных программ педагоги нашей школы приходят к общему пониманию предписанных императивов, или глаголов-команд (command terms). Например, уровень достижения учащихся будет изменяться в зависимости от того, описал ученик то или иное явление или объяснил его. В чем разница между «описать» и «объяснить»? Понятно ли это педагогу и ребенку? Для обеспечения понимания императивы визуализированы в каждой учебной комнате, их значение объясняется ученикам до того, как они приступили к выполнению задания, которое впоследствии будет оценено. Под значением императива «объяснить» учитель химии понимает то же самое, что и учитель музыки. Это достигается на совместных межкафедральных встречах, где педагоги через активные формы деятельности (решение кейсов или оценивание реальных работ) формируют общее понимание императивов. После этого на кафедрах начинается процесс разработки заданий рубежного контроля.
Рубежная работа включает в себя содержательную часть и рубрики, состоящие из критериев оценивания и пояснений к заданиям с опорой на императивы. Совместно с координаторами международных программ разрабатывается лист оценки качества рубежной работы, в котором отражаются требования национальной образовательной системы и международного бакалавриата. Каждый педагог, разрабатывая рубежную работу, оценивает ее качество и согласует содержание с листом оценки. Во время совместного планирования в рамках работы предметной кафедры педагоги рассматривают предоставленные рубежные работы, независимо оценивая проект рубежной работы коллеги, давая устные или письменные комментарии. В случае совпадения мнений можно считать, что стандартизация рубежной работы прошла успешно, ее задания могут быть предложены ученикам.
После проведения рубежной работы педагоги вновь собираются для стандартизации результатов оценивания. Они обмениваются как минимум тремя работами с высоким, средним и низким уровнями достижений, проверяют независимо друг от друга, пользуясь пояснениями к заданиям, заполняют протоколы стандартизации и сравнивают результаты оценивания. Допускается расхождение на один уровень (±1) в пределах одного критерия (зона толерантности). Очень важно следить за тем, чтобы при проверке работы ни один из модераторов не знал уровни достижений, определенные учителем. Через обсуждение результатов независимого оценивания достигается общее понимание стандартов, оценка приобретает высокую степень надежности и доверия. Описанная процедура одинаковым образом проводится и по окончании периода рубежного оценивания, и при подготовке работ для внешней модерации.
Протоколы стандартизации, используемые от работы к работе из года в год, помогают педагогам:
– создать такие задания, которые могут стать образцом для формирования на их основе банка заданий, обеспечив тем самым дифференциацию по содержанию, процессу и продукту;
– поделиться опытом с коллегами – молодыми специалистами или вновь прибывшими в школу, чтобы они могли быстро адаптироваться к принятым стандартам оценивания.
Кроме того, тщательным образом разработанные пояснения к заданиям в интеграции с критериями оценки позволяют повысить ответственность учеников за собственное обучение через систему само- и взаимооценивания. Таким образом, первым звеном в стандартизации результатов оценивания могут стать сами школьники.
Достижение общего понимания и формирование стандартов внутри школы – особый способ организации, привнесение в образовательный процесс творчества, в котором важны созвучие всех его частей и упорядоченность внутреннего строения. В нем отражаются изящество системы работы школы и красота получившихся результатов. Поэзия стандарта должна быть понятна всем, кто строит образовательный процесс. А понимание формируется через мотивацию. Но это тема отдельного разговора.
Екатерина ЗЕНЯ, учитель химии, руководитель кафедры естественно-научных дисциплин, координатор MYP школы №1589, кандидат фармацевтических наук
Комментарий
Светлана ВОРОБЬЕВА, учитель английского языка школы №1589, кандидат педагогических наук:
– Стандартизация и автоматизация являются основой развития как в природе, так и в культуре. Это верно, начиная с атомного строения на уровне планковской постоянной и заканчивая законами Вселенной. Развиваются и растут только упорядоченные структуры, имеющие в своей основе стройную систему простых и понятных законов, что, впрочем, не означает, что простыми будут получившиеся системы. Примером подобного развития служат фрактальные структуры, которые, будучи очень простыми по своей сути, организуют сложные системы. Например, в те самые минуты, когда я пишу эти строки, фрактальная структура под названием «бронхиально-альвеолярный комплекс» обеспечивает мое дыхание. Невероятно простая и стандартная на всем своем протяжении структура, но почти совершенная функционально.
Так же и с автоматизацией. Давайте представим себе маленького мальчика, скажем, лет 5. Он пытается забросить в кольцо баскетбольный мяч. Его движения неточны: где-то избыточны, где-то, напротив, недостаточны. Итог прост и очевиден – мяч летит мимо. Но мальчик настойчив, и мяч летит в корзину снова и снова, снова и снова. Пока не попадает точно в цель. Спустя долгие годы мы видим того же мальчика, но старше на 20 лет, уже профессионального спортсмена. Его движения совсем другие – скупые и соразмерные, выверенные и продуманные, а мяч летит в корзину по точной и изящной баллистической кривой. Причина проста – его движения стали автоматизмами и больше не нуждаются в непосредственном контроле мозга, освобождая бесценные усилия для напряженной стратегической игры на поле.
Стандартизация обеспечивает простой и понятный базис, который позволяет выстроить сложные структуры.
Я очень люблю словосочетание «ситуация определенности». В приложении к образованию оно означает ясность инструкций, систем оценивания, форм контроля и других педагогических требований. Для меня как работника школы оно означает решение проблемы школьной тревожности, установление простых и ясных отношений между учеником и учителем, подлежащих анализу и развитию. Мне кажется, что ключом к созданию такой ситуации и являются отчасти стандарты в образовании.
Медицина в XXI веке строится исключительно на стандартах (протоколах лечения), потому что экспериментально и статистически доказано, что лечение по протоколу дает большую выживаемость больных, а в критических ситуациях резко увеличивает точность оказываемой помощи. Безусловно, не бывает ургентного образования, но ситуации на уроке и в школьной жизни вообще бывают очень разные, а сложность сфер медицины и образования вполне можно сравнить. И то, что подходит для спасения жизни, по мне, подойдет и для спасения душ наших учеников.
Человечество идет по пути унификации всего, и как USB-шнур из Англии подходит к USB-разъему в Сингапуре, так и образование, полученное во Владивостоке, должно подходить для поступления в Оксфорд.
Стандартизация обеспечивает ясность и полноту образовательного процесса.
«Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом» – гласит Конституция РФ.
Эволюционным путем в стандарт попадают наиболее эффективные и удачные практики. Важно понимать, что свобода – это не вседозволенность. Каждый педагог волен экспериментировать и искать новые пути решения поставленных задач, но это в рамках стандарта и контекста. Выполняя свою работу, педагоги школы каждый день имеют дело с самым динамичным объектом приложения усилий – мозгом школьника. Более того, XXI век бросает педагогике самые большие вызовы за все время существования классно-урочной системы, например информационное давление Интернета и коммуникативное давление социальных сетей.
Регулирование содержания и основных форм образования просто необходимо, чтобы учителя могли на равных конкурировать с Интернетом и метавселенными – это наш «костыль цифровых иммигрантов», последних в своем роде. Это наша единственная возможность быть интересными и актуальными.
Безусловно, сам по себе стандарт в такой ситуации является только базисом, вместе с ним должна поставляться надстройка – личность педагога, его креатив и коммуникативные навыки, те самые soft skills. Свобода творчества педагога – очевидное преимущество любой современной и конкурентной образовательной системы.
Стандарты – возможность конкуренции образования и просвещения с миром социальных сетей и Википедии. Это драгоценная возможность, какими будут стандарты, зависит от каждого работника системы образования!
Комментарии