search
main
0

Поэтическая душа России. Современному школьнику кроме умений грамотно писать и стройно выражать свои мысли необходимо умение адекватно воспринимать и понимать речь разных жанров и стилей

​Языковая система образования гимназии №1507 основывается на базовом уровне преподавания русского языка и литературы с включением компонентов расширения в предпрофильных классах и некоторых выпускных классах, где преподается курс стилистики. Для того чтобы развивать в каждом ребенке стремление к освоению лучших образцов речевого общения, учитель-словесник создает комфортную языковую среду для ребенка, стимулирующую развитие сознательно-коммуникативных навыков. Достаточно уделять внимание речевой культуре обучающихся педагог может и на внеурочных занятиях.

В гимназии стало хорошей традицией проведение ежегодных конкурсов чтецов, позволяющих приобщать обучающихся к лучшим образцам мировой поэзии, что в свою очередь способствует изучению русской и мировой литературы как особого рода словесного искусства. Ежегодно это мероприятие отражает значимые даты мировой и отечественной истории и культуры.В 2013-2014 учебном году конкурс был посвящен празднованию 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года, в 2014-2015-м был посвящен юбилейной дате – 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Творчеству выдающегося российского поэта С.А.Есенина был посвящен конкурс 2015-2016 учебного года, ставший подготовительным этапом межрайонного конкурса чтецов «Поэтическая душа России», прошедшего в рамках творческого фестиваля «Моя талантливая семья». В этом году тематическим направлением конкурса стало творчество Уильяма Шекспира, и положением предусматривалось исполнение произведений мировой поэзии на иностранных языках. В конкурсе приняли участие более 80 исполнителей из 5-11-х классов; ребятами были представлены произведения на русском, английском и французском языках. Данный формат мероприятия в этом году стал для гимназии новым и позволил отразить элементы филологического профиля нашего учебного заведения.Подготовка к общегимназическому конкурсу чтецов осуществляется в несколько этапов:1) выбор тематического направления конкурса;2) составление положения конкурса;3) выбор произведения для участников (лично ребенком или под руководством педагога);4) индивидуальные консультации (работа над содержательной, идейной, ритмической сторонами произведения; составление партитуры текста и др.);5) организация приветствия участников конкурса (работа над литературно-музыкальной композицией);6) прослушивание конкурсных выступлений, их оценивание;7) награждение участников;8) подведение итогов.В процессе данной работы необходимо учитывать глубину творческого освоения исполняемого произведения и полноту воплощения освоенного в звучащем слове у разных обучающихся. Педагоги понимают, что, добиваясь от каждого ученика предельно высокого для него уровня исполнения, важно развивать в ребенке творческие способности, содействовать формированию его мировоззрения.Необходимо отметить, что во время подготовки к конкурсу чтецов меняется формат обычных взаимоотношений учителя и ученика, так как учитель становится соавтором и соисполнителем выбранного произведения. Учитель-словесник становится наставником, чьей задачей является в процессе совместной творческой работы помочь исполнителю-чтецу средствами искусства звучащего слова интерпретировать произведение, созданное другим художником, то есть дать этому произведению новую жизнь в звучании. «Чтец получает право на исполнение тогда, – пишет Игорь Владимирович Ильинский, – когда он непременно хочет поделиться со слушателями теми впечатлениями, чувствами и мыслями, которые вызваны у него полюбившимся произведением, когда исполнитель является пропагандистом и толкователем литературного произведения».Несомненно, это очень сложный и длительный процесс, требующий огромных сил, но приносящий удовлетворение как ученикам, так и педагогам.Проведение ежегодных конкурсов чтецов становится доброй традицией, обращающей профессиональное сообщество к проблеме возрождения принципов гимназического образования. Подобный вид работы способствует не только приобщению обучающихся к чтению поэтических произведений, формированию их речетворческой компетенции, но и обогащению читательского опыта детей, расширению представления о литературе как о виде искусства и, конечно же, формированию духовно-нравственной стороны личности каждого ребенка – участника конкурса.Елена БАРСКАЯ, учитель русского языка и литературы, председатель методического объединения учителей-словесников гимназии №1507

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте