search
main
Топ 10
Частичная мобилизация студентов: кому положена отсрочка, кого могут призвать Каким должен быть педагог XXI века: профессии учителя посвятят следующее занятие «Разговоры о важном» Студентов частных вузов с госаккредитацией освободят от частичной мобилизации Ограниченно годный к военной службе учитель из Петербурга получил повестку о мобилизации Мобилизованный учитель из челябинского Снежинска возвращается домой 2 октября в России отмечается День среднего профессионального образования В Башкирии мобилизовали лауреата конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы - 2022» На конкурсе «Учитель года России – 2022» названы победители в специальных номинациях У московского учителя отозвали повестку до его явки в военкомат В Тюмени объявили имена пяти призеров конкурса «Учитель года России» - 2022 Учителям и воспитателям детских садов увеличивают зарплату «Учитель года России – 2022»: 1 октября станут известны имена пяти призеров конкурса На конкурсе «Учитель года России – 2022» вручили специальный приз «Учительской газеты» Пятого октября в Кремлевском дворце состоится концерт ко Дню учителя Акцией «Скажи педагогу спасибо!» в России начинается Большая учительская неделя Погибшую в ижевской школе учительницу наградили знаком «Отличник просвещения» России Ко Дню учителя более 45 тысяч педагогов Самарской области получат выплаты В Новосибирских школах больше не будут работать охранники без специальной подготовки Пятеро студентов-очников из Тульской области, которых мобилизовали до указа, вернулись домой Как выбрать ручку и прописи для первоклассника
0

Поэт в России – больше, чем поэт

Торжественное открытие культурно-образовательного проекта «Литературный венок России», подготовленное творческой группой учителей словесности под руководством окружного методиста по русскому языку и литературе И.Гриб, состоялось в гимназии №1563. На открытии присутствовала заместитель начальника Восточного окружного управления образования Алла Лавренова, которая в своей вступительной речи подчеркнула значимость и своевременность рождения данного проекта. Потом звучали стихи и романсы, был исполнен вальс Грибоедова, представлена презентация «Лермонтов-художник», что еще раз напомнило всем приглашенным: «Поэт в России – больше, чем поэт».

Особенность окружной программы – создание общекультурного пространства для полноценного диалога между поколениями через различные формы взаимодействия. Программа рассчитана на 2010 год, и выполняют ее вместе образовательные учреждения, родительская общественность, районные библиотеки, входящие в окружные централизованные библиотечные системы №№1, 2, 3, 4. План мероприятий по реализации программы проекта включает и сотрудничество образовательных учреждений округа с Институтом языков и культур им. Л.Н.Толстого, Институтом гуманитарного образования и информационных технологий и Фондом памяти Ильи Тюрина, театром на Перовской, учреждениями дополнительного образования. На сайте ОМЦ создана информационная страница, где есть план мероприятий проекта, положения, итоги, анонсы окружных и городских мероприятий, материалы к юбилейным датам писателей и поэтов, мы подготовили информационные буклеты, литературные альманахи, сборники стихов.

Несомненно, особая роль в реализации проекта отведена учителям литературы. Например, учителя – победители ПНП «Образование» и профессиональных конкурсов из школ №№892, 766, 392, 1512, 1351, 1269, 1246 в марте – апреле провели открытые уроки для своих коллег и родительской общественности, запланировано проведение творческого проекта «Москва! Как много в этом звуке…» (совместные проекты учителей литературы, музыки и изобразительного искусства). Учителя литературы округа примут участие в работе «круглого стола» (25 ноября 2010 года) в рамках IV Международного конгресса «Толстой и мировая культура». С 10 мая по 1 ноября в округе проходит дистанционный конкурс среди учителей словесности на лучшую методическую разработку урока литературы, урока внеклассного чтения и внеклассного мероприятия по творчеству писателей-юбиляров. Информационная поддержка конкурса осуществляется через городскую систему дистанционных курсов http://mioo.seminfo.ru/ в информационном пространстве методистов русского языка и литературы ОМЦ ВАО.

Воспитанию, социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, творческого, ответственного гражданина через приобщение к духовному, культурно-историческому и литературному наследию России призваны способствовать окружные научно-практические конференции, творческие конкурсы, игры-олимпиады, фестивали для учащихся, ставшие в округе традиционными. Это НПК «Дети – творцы XXI века», состоявшаяся 29 января 2010 года на базе школы №1290, конкурс проектов «Культура XXI века: между прошлым и будущим», проходивший на базе школы №1032; игра-олимпиада для знатоков русского языка и любителей чтения «Язык родной, дружи со мной» для учащихся 5-6-х классов, проходившая на базе школы №317 и центральной библиотеки №120 имени Б.Лавренева. В течение января – апреля 2010 года учащиеся стали гостями музыкального салона «Клуб друзей Наташи Ростовой» (совместный проект Института языков и культур им. Л.Толстого и музея Толстого), литературных гостиных на базе районных библиотек №№116, 127 и библиотеки гимназии №1516, посмотрели спектакль «Антон Павлович улыбается», поставленный учащимися гимназии №1563; в рамках НПК «Диалог культур» и «Ломоносовские чтения» работали секции литературоведения. Хорошей традицией стало проведение в образовательных учреждениях округа литературных салонов, куда приглашают не только родителей учеников, но и учащихся и учителей словесности других школ округа.

Ученики приняли участие в городском конкурсе творческих работ «Читателя найду в потомстве я…». Победителем конкурса в номинации «Лучшая презентация, анимация и видеопродукция» на тему «Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии» стал ученик 10-го класса школы №1926 Юрий Давар (учитель Нина Макарова). За сценарий устного журнала «Словом можно полки за собой повести» 2-е место получили учащиеся 8-го класса школы №409 (учитель Лариса Ледовских). 3-е место в номинации «Лучшая презентация, анимация и видеопродукция» на тему «Женский взгляд на время» и за эссе «Я зову в собеседники время» получили ученик 8-го класса школы №810 Константин Марков (учитель Татьяна Маркова) и ученица 11-го класса ОУ №891 Полина Пивоварова (учитель Светлана Солнцева). Работы ученика 5-го класса школы №1254 Павла Еремина и ученицы 9-го класса школы №1294 Анастасии Уструговой были отмечены грамотами.

22-23 апреля 2010 года вот уже в третий раз в Восточном округе прошел детский конкурс «Пока в России Пушкин длится…». Конкурс 2010 года, проводимый в год ярких юбилейных событий для русской литературы, расширил свои границы: впервые в программу конкурса был включен конкурс чтецов «Дети читают стихи А.С.Пушкина, поэтов-декабристов и стихи о Пушкине», в котором приняли участие 226 учеников 5-11-х классов. Яркость, эмоциональность и выразительность выступления чтецов оценивали одновременно семь жюри, сформированные из лучших учителей словесности округа. Для торжественного открытия и первого дня работы конкурса гостеприимно распахнуло двери образовательное учреждение №1254. Учеников и учителей встречала выставка изобразительных работ победителей конкурса в номинации «Пушкин в изобразительном творчестве детей» (конкурс в этой номинации проходит в феврале-марте среди учащихся 1-10-х классов). После церемонии открытия и награждения победителей в номинации «Пушкин в изобразительном творчестве детей» началась работа в традиционных для данного конкурса номинациях:

«Литературоведение»;

«Литературное краеведение»;

«Искусствоведение».

Жюри было нелегко определить лучшего, но все отметили выросший уровень представленных на конкурс проектов, исследовательских работ и, несомненно, возросший интерес к творчеству Александра Сергеевича Пушкина.

Одновременно с защитами проектов в трех номинациях в актовом зале проходил конкурс «Мой Пушкин» (стихи собственного сочинения).

Выступали учащиеся разных возрастов. У каждого из них был свой Пушкин, свое видение поэта и его замечательной лирики. Посвящая ему стихи, дети пытались объяснить, кем является для них и для России поэт.

Всем запомнилось стихотворение «Лучший из сынов России», написанное учеником 7-го класса школы №1080 Владимиром Перяковым, который любит ходить в театр и однажды был на спектакле про Пушкина, который оставил в душе неизгладимое впечатление. Владимир решил записать мысли на листочке и заметил, что получается стихотворение:

Я шел из театра, полон

впечатлений

И думал о превратностях

судьбы.

Вот площадь Пушкина, стоит,

задумчив, гений,

При жизни кто ценил

его труды?

О чем мечтал поэт, о чем

молил он Бога

В прозрачном тихом сумраке

ночей?

Кто изводил его, чтобы росла

тревога,

Стараясь изводить

его больней?

Кто отравлял сознанье,

что металось,

Дугой натягивая каждый нерв,

И бешено потом в тисках

стучалось,

И он ушел сражаться,

все презрев…

Педагог, увидевший талант в юном авторе, сразу же отправил его на конкурс, где Владимир занял первое место.

По итогам конкурса будет издан литературный альманах (выпуск №2), куда войдут стихи учащихся – победителей и призеров в номинации «Мой Пушкин».

Прощание с кумиром

Промозглая даль покрыта

листвой,

Не видно следов,

оставленных мной.

Закрыта дорога обратно

туда,

Сломался тот мост,

где бродили вчера…

И как я сегодня смогу

перейти

Ту реку, где отмель была

на пути?

И как рассмотреть мне

в пугающей мгле

Все то, что так близко

и дорого мне?

И сердце так быстро уже

не стучит,

И пламенем ярким оно не

горит.

Угасли все чувства,

разбились мечты,

И мир обретает реалий

черты…

Ужели пропала, погибла

во сне

Та песнь, что казалась

волшебною мне?

Наш лес, наши встречи и

наш чудный мир,

И ты, мой любимый, мой

звездный кумир!

А может быть, если листву

разгрести,

Следы свои снова смогу

я найти?

Но нет, не под стать мне

по кругу бродить

И старые раны свои

бередить.

Проснусь, поднимусь,

вознесусь высоко!

Туда, где душе моей будет

легко!

Где радостно птицы парят

в синеве

И новый кумир улыбается

мне!

Ксения РЕШЕТОВА, 7-й класс, Измайловская гимназия №1508

Посвящение поэту

Вслед за Дементьевым

Мы верим в вещий сон,

Что Пушкин не убит,

Что Пушкин был спасен.

Он начинает год – снежком

пушистым,

Он день встречает – солнцем

золотым.

Страдающим дает надежду

вновь,

И дарит сердцу первую

любовь.

Он – в сказках детских

И в девичьих грезах,

И в шалостях мальчишек

озорных.

Не верит лести и пустым

угрозам:

Он свой – среди своих,

Чужой – среди чужих.

Он – гимн любви и дружбы

бескорыстной!

И в октябре – несчастьям всем

назло –

Друзей, надежных,

помыслами чистых,

Зовет на встречу в Царское

Село.

А темными кавказскими

ночами

Созвездьем ярким улыбнется

нам.

В страну романтики умчится

вместе с нами,

В мир чудных гор и величавых

пальм.

Но все ж милей Михайловские

рощи

Рожденному в российской

стороне:

Здесь как-то все ясней

и проще,

И можно с ним побыть

наедине.

Еловою тенистою аллей

Ведет к усадьбе барской,

говоря:

– Вот домик нянюшки.

Правей – аллея Керн.

Чуть ниже – Сороть тихая

И одинокий челн.

Вдали темнеет мельница

с крылами.

Владенья деда дальше,

за долами.

На горке Савкиной покой

и тишина,

И в синь небесную земля

погружена.

О, как любима Псковская

земля!

Мечтал он здесь остаться.

И не зря!

Святые Горы в вечность

превратили

Живую душу мастера! И вновь

Мы верим в вещий сон:

Нет! Пушкин не убит!

Да! Был поэт спасен!

Анна СТАРИКОВА,

11-й класс, школа №1024

Аллея Керн

Проснитесь, липы!

Первые лучи

Весенние уже пригрели

землю.

И птицам первым с радостью я

внемлю,

Хоть с ними вместе щебечи!..

Живой росток струится выше

к небу,

Он слаб, малыш, но, чувствуя

И видя лип столетних сей

размер,

Он обретает силу их и веру.

Пичужки возвращаются

в свой дом.

Словно от песен почки

набухают,

И хоть одно все пташки

напевают,

«Аллея Керн» мне слышится

во всем…

Аллея Керн…

Аллея Вдохновенья.

Когда-то Вы, поэт, любили

земли эти.

С друзьями в Сороти

плескались, словно дети.

Боготворили дуб уединенья.

Михайловское…

Это дом-приют

Не только Ваш, но всех,

кто разделил,

Глоток души поэта кто вкусил,

Кого отныне тоже вдаль зовут

И искренности взгляд, и танец

ночи,

Игры теней и рифм

водоворот.

Кто тоже пишет ночи

напролет,

Ведь не писать – ну просто

нету мочи!..

Я не поэт, конечно. Я в гостях.

Ваш дом мне дарит

умиротворенье,

Вкушаю сладостно я здесь

благоговенье,

И чувствую, что место мне –

в сенях.

Наталья ОШАНИНА,

ЦО №1453

Работы, получившие признание жюри в других номинациях, составят отдельный буклет, в который войдут исследование учениц 7-го класса школы №351 П.Живоглазовой и П.Заречневой (учитель С.Орлова) «Где находится Лукоморье?», работа учеников 5-го класса ЦО №1476 Ивана Виноградова и Алисы Дерень (учитель Т.Мишук) «На фронте с Пушкиным», исследование девятиклассника гимназии №1516 Никиты Тимошика (учитель К.Коштиал) «Петербург: Пандемониум или земной Эдем?» и многие другие. В наших планах – на следующий год добавить в конкурс еще одну номинацию: «Литературно-музыкальные композиции по творчеству А.С.Пушкина».

Центральным мероприятием округа в реализации культурно-образовательного проекта станет литературный салон «Я победил холодное забвенье…» (по творчеству А.Куприна) в Российской государственной библиотеке 20 октября 2010 года.

Ольга ЖИЛЬЦОВА,

директор окружного методического центра

«» мне слышится…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте