Пермский край – лидер во многих областях образования, в том числе дополнительного. Это один из коньков региональной системы образования: доступность дополнительных услуг образования для юных жителей края достигает почти 75%, в то время как в среднем по России – 64%. Другие регионы, в том числе сами весьма продвинутые, пытаются понять и перенять уникальный опыт пермяков: так, в 2013 году здесь прошла Всероссийская конференция по допобразованию, в которой участвовали свыше 400 человек из 31 субъекта РФ. В 2015 году допобразование Пермского края дважды успешно прошло самую тщательную, в том числе правительственную, экспертизу и получило высокую оценку специалистов. Поэтому неудивительно, что именно в Перми в начале апреля этого года министр образования и науки России Дмитрий Ливанов провел Совет по дополнительному образованию и воспитанию детей. Хозяева с готовностью представили свои успехи и ноу-хау в этой сфере.
– Образование в Пермском крае всегда остается в фокусе внимания. Та инновационная деятельность, которая ведется здесь, очень важна, и мы ее высоко оцениваем, – заявил министр участникам Совета по дополнительному образованию и воспитанию детей, в котором наряду с представителями исполнительных органов региональной власти и общественности края присутствовали представители Минобрнауки и Минспорта РФ.И в самом деле, факты говорят сами за себя: с 2012 года в регионе не закрылось ни одно учреждение допобразования, а вот новые кружки, секции и лаборатории продолжают открываться. При этом больше 70% школ сотрудничают с местными дворцами культуры, спорткомплексами и другими центрами творчества. Так что министру было что показать: в насыщенную программу визита уместилось не только заседание совета, но и ознакомление с передовым опытом инновационных школ Перми, интересными формами работы со школьниками Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) и Пермского государственного национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), университетскими лабораториями, в которых пермские ученые занимаются со старшеклассниками, детскими и юношескими научно-исследовательскими разработками по экспериментальной физике, математическому моделированию, биомеханике и прочим отраслям науки. Так, например, на площадке аэрокосмического факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета Дмитрию Ливанову презентовали макет ракеты и другие наработки талантливых школьников – будущего ракетно-космической отрасли, подшефных высокотехнологичного предприятия «Протон-ПМ» (у него с ПНИПУ партнерские отношения). Дмитрий Ливанов отметил активность ведущих пермских вузов и особенно порадовался, что они создают подразделения для работы с мотивированными детьми не только на этапе довузовской подготовки, но и для детей начальных классов школ. Кроме того, глава образовательного ведомства в целом поблагодарил губернатора края Виктора Басаргина за последовательную политику в отрасли образования. – Сделав четыре года назад ставку на развитие промышленности в регионе, мы связали дополнительное образование с подготовкой инженерных кадров для края и страны. При этом исходили из того, что это образование должно быть доступным как для детей из краевого центра, так и из глубинки, как для одаренных ребят, так и для детей с ограниченными возможностями, – рассказал глава Пермского края.Так, в крае функционируют четыре однопрофильные организации дополнительного образования детей научно-технической направленности. В них занимаются более трех тысяч человек. Программы технического образования школьники также проходят в кружках на базе школ. Их на сегодня чуть более 500, посещают эти занятия свыше 8 тысяч ребят. Также в Пермском крае успешно работают 10 школ для старшеклассников – новые образовательные центры (НОЦ). Для каждого их ученика составляется индивидуальный образовательный план, исходя из его способностей и потребностей. В этом учебном плане трудно разграничить общее и дополнительное образование. Например, старшеклассник углубленно изучает математику, берет шесть спецкурсов по разным предметам, в том числе исследовательских, проходит социальную практику в местной больнице, пробует себя в качестве ведущего на радио и играет в школьном театре. И все это входит в его учебный план. В итоге регион имеет хорошие учебные результаты, качественный выбор будущей профессии, занятость детей во вторую половину дня, систему социальных и профессиональных проб и отсутствие правонарушений. Для многих муниципалитетов такая форма организации общего и дополнительного образования является чревычайно выгодной и привлекательной.Поделился губернатор и опытом работы с одаренными детьми: для них в крае уже свыше 5 лет действуют очно-заочные школы при национальных исследовательских университетах. Здесь ведется исследовательская работа по предметам естественно-научного цикла, преподаватели высшей школы работают с ребятами по программам довузовской подготовки по таким предметам, как химия, физика, биология, экология, геология.- При этом мы понимаем, что дополнительное образование предполагает свободу действий: сегодня ребенок решил прийти в выбранный им кружок в конкретное учреждение допобразования, а через месяц передумал, – заметил Виктор Басаргин. – Нам же важно знать в постоянном режиме, какие программы ребенок осваивает, в каком количестве. Поэтому в Перми введена система электронного учета услуг дополнительного образования детей.Об этой части работы в области дополнительного образования рассказала министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина. Другим регионам стоит взять на вооружение опыт пермяков: ведь если не контролировать этот процесс, то бюджет будет оплачивать до 10 кружков на одного ребенка, который сегодня записан в один кружок, а завтра перешел в другой, а данные о нем сохраняются везде. Поэтому в 2003 году в Перми был введен бумажный сертификат, с которым ребенок переходил из кружка в кружок. С 2004 года сначала параллельно, а потом вместо бумажного сертификата стал действовать электронный учет записи детей в кружки, секции и коллективы. Это позволило объективно всех сосчитать, наблюдать перемещение детей и направлять за ними деньги. С 2011 года в столице края введены пластиковые карты. Такая система обеспечивает точный учет посещения детьми кружков и секций, вслед за которыми идет соответствующее нормативно-подушевое финансирование. Остается надеяться, что передовой опыт развития допобразования в Пермском крае теперь будет еще шире транслироваться и в других регионах страны.Факт!На сегодня в системе дополнительного образования Пермского края занимаются свыше 234 тысяч детей от 5 до 18 лет. В системе допобразования края в настоящее время действует 276 организаций.Кроме того, велико число школьников, обучающихся по дополнительным образовательным программам на базе школ. За последние три года оно увеличилось на 30%: в этом учебном году 237135 школьников обучаются в 12 336 объединениях, кружках, секциях (с учетом того, что некоторые дети посещают несколько кружков и секций одновременно).Татьяна МОРОЗОВА
Комментарии